Первое поражение на чемпионате Европы разом лишило сборную России как шансов на золото, так и прямой путёвки на Олимпиаду-2012.
На протяжении суток, предшествовавших полуфинальному поединку, из головы не выходили слова мэтра телевизионного цеха Владимира Гомельского, озвученные в одном из выпусков его блога. "Нам есть кем остановить Тони Паркера", — утверждал специалист в рамках превью к битве за прямую путёвку на Олимпиаду, после чего приводил ряд, казалось бы, железобетонных доводов в поддержку тезиса. Однако с каждой минутой, приближавшей стартовый спорный, веры этим словам было всё меньше. Даже при всей ограниченности и прямолинейности нападения "мушкетёров" плеймейкер в одиночку представлял собой целый оружейный склад. Грамотного технического использования оного хватало, чтобы похоронить добротную команду из элитного пула. Что уж говорить о выхолощенной сборной России, имевшей на восстановление после изнурительного четвертьфинала с сербами на три с лишним часа меньше, нежели соперники…
Первая половина дуэли лишь подтвердила опасения. Разыгрывающий "Сан-Антонио", отыгравший её практически без замен, не только набрал почти треть очков всей сборной, но и толково действовал в подыгрыше. Бывало, конечно, что возился с мячом сверх меры, однако какая же звезда не без греха? Тем более что партнёры в обороне подчищали огрехи лидера ударным трудом. К слову, в пятницу французы подтвердили характеристику, которую довелось им дать ещё в начале турнира: по компактности, взаимопониманию и движению на своей половине они лучшие на этом турнире.
Россияне практически не меняли расклады на площадке и, соответственно, разницу в счёте, выкладывая на стол свои традиционные козыри. "Большие" практически не имели свободного пространства, на каком бы участке трёхсекундной зоны ни освобождались, забеги на короткие дистанции никак не давали численного преимущества при переходе из обороны в атаку, а индивидуальное мастерство лидеров в "икс-фактор" не могло превратиться по умолчанию. Согласитесь: "кунг-фу" игроков НБА Батюма и Ноа никак не могло быть слабее навыков "рукопашного боя" представителей ПБЛ Мони или Фридзона.
Любопытно, что, усмотрев слабину визави в "стритбольных" вызовах, французы всё чаще принимались провоцировать всяческого рода "изоляции". И, к нашему разочарованию, доводили до логического завершения каждую вторую авантюру. Тем самым позволив развеять ещё один стереотип, сформировавшийся в русскоязычной прессе ещё перед турниром и непонятно почему поддерживавшийся три последние недели: на поверку рулевой "мушкетёров" Венсан Колле не так глуп, каковым его пытались выставить. В субботу только за одно его распоряжение заменами федерация баскетбола Франции должна была предложить специалисту новый контракт. Выходы Траоре и Кауди провоцировали перекосы в нашей передней линии, оборачивавшиеся печальными последствиями — такими, например, как три относительно ранних фола Кириленко. Рискованность же совместного использования Паркера и де Коло (хорошего резервного разыгрывающего на случай переутомления пары у коуча не было) окупилась сторицей благодаря чёткому распределению ролей между исполнителями. Тони, после перерыва потерявший бросковый ритм, больше помогал в движении мяча, а Нандо нагнетал обстановку угрозами прохода и броска.
Кроме того, Колле на удивление тонко чувствовал моменты для движения "фишек" внутри своего пятака. Видя, что вчерашний герой Хряпа не попадает в игру, он постоянно гонял Дьо между третьим и четвёртыми номерами, создавая максимум неудобств капитану ЦСКА. Чуя, как много внимания уделяется Ноа при работе спиной к кольцу возле лицевой, коуч потребовал от форвардов на "усах" совершать врывания. И если до большого перерыва баскетболисты, исключая риск, следовали советам наставника редко, то во второй половине набрали этим приёмом немало баллов. Наконец, тайм-ауты Колле брал ровно тогда, когда предыдущий тактический замысел терял эффективность. Причём после объяснений новой системы он не сразу бросал в бой исполнителей, под неё подходящих, но запутывал Блатта оставлением прежнего квинтета на какой-то десяток-другой секунд.
К слову, о нашем наставнике. Говоря начистоту, сложилось впечатление, что в субботу Дэвид перемудрил сам себя. Если в предыдущих поединках логика его замен была относительно прямой и прослеживалась довольно чётко, то в полуфинале серия перестроений вызывала такое же изумление, как и скандирование болельщиков "Литва! Литва!" за полминуты до финальной сирены. Понятно, что в ситуациях, когда столп обороны проседает, основной центр не исполняет профильные обязанности по ведению силовой борьбы с визави, а оптимальный баланс в защитной линии так и не находится вплоть до финальной сирены, механической ротацией положение не исправить. Тем не менее команда Блатта жёстко "плыла" на тех отрезках, когда судьба матча оставалась далёкой от предопределенности. Возможно, окажись у россиян ещё сутки в запасе — и определённую систему (а именно системностью, порядком и дисциплиной Блатт побивал многих визави) коуч успел бы выработать. Но в сложившемся цейтноте заветного джокера в рукаве Дэвида, к огромному сожалению, не оказалось.
Хотя Кириленко на эту роль рулевой припасал и готовил до последнего. Андрей получил передышку в начале третьей четверти (к слову, именно тогда наша оборона зашаталась всерьёз) — и, казалось, накопил достаточно сил для "клатча". Однако при минимальной поддержке партнёров даже форвард "Юты" ничего не мог изменить: если на своей половине действия россиян стали более упорядоченными, то в нападении даже обоймы АК-47 оказалось мало. Запасного же "магазина" под рукой быть не могло по определению: французы без вариантов выиграли подбор (35 на 21), чем лишили оппонентов возможности наступать вторым темпом. Качество же пальбы прямой наводкой у парней Блатта оставляло желать лучшего.
…Теперь остаётся лишь верить, что в воскресенье прицел будет поправлен достаточно, чтобы изрешетить македонские претензии на бронзовые медали чемпионата Европы.