Парни Дэвида Блатта завоевали бронзу Евро, одолев македонцев в матче, начинавшемся хуже некуда и до последней секунды вынуждавшего российских фанов не спешить с откупориванием шампанского.
Хуан-Карлос Наварро в преддверии финального матча Евробаскета посетил крупнейший в Каунасе собор, чтобы помолиться за успех в вечерней баталии. Николя Батюм накануне той же битвы предпочел осесть в суши-баре, чтобы успокоить душу беседой с матерью и любимой девушкой. А вот ключевые же фигуры бронзового противостояния всю субботу синхронно провели в лазаретах: Виктора Хряпа пытался
заглушить боль в ноге, тогда как новоиспечённый македонец Борча Маккалеббовски (именно так следует величать паренька из Нью-Орлеана после обретения паспорта новой родины) маялся от острейшего отравления. И если рецидивом развившуюся аллергию натурализованного американца врачи балканцев сумели заглушить уколами, то нашему столпу обороны вечер предстояло провести на скамейке запасных.
Номинальной заменой в стартовой пятёрке капитану ЦСКА выступил одноклубник Андрей Воронцевич, однако оставшийся ему в наследство груз ответственности за качественное разрушение взвалили на себя Андрей Кириленко и Тимофей Мозгов. Лёгкий форвард больше заботился о подстраховке со слабой стороны, тогда как опекой Перо Антича, Предрага Самардзискии и Георгия Чековского занимались более высокие и мощные партнеры. И делали это, без преувеличения, с блеском. К примеру, за первую половину позволили "подопечным" реализовать всего один из 13 бросков с игры (пр дуплете позорных "сквозняков"!), выписали три горшка и даже облизнуться на подборы по обе стороны щита не позволили. Соотношение 22:12 само собой обвиняло балканских великанов в служебном несоответствии…
Окажись плотность в нашей обороне на периметре чуть выше — и баскетбольная империя наследников Александра Македонского распалась бы еще до большого перерыва на беспомощные удельные княжества. Но не попавший поначалу в игру Фридзон, запаздывавший с принятием решений Понкрашов и уязвимость "зоны" как таковой при скоростном движения мяча по горизонтали (о том, сколь высока у балканцев культура паса, мы уже не раз упоминали в отчетах) позволяли главным возмутителям европейского спокойствия держаться на плаву. Илиевски и Маккалебб непрестанно работали на поддержание репутации самых невозмутимых снайперов турнира. Причем их не смущала даже собственная нестабильная пальба издали: после серии неудачных попыток напарники скорректировали прицел, чуть спустившись к "усам" в район "трехи" по старым правилам, — и уже оттуда начали "доставлять". В прямом и переносном смыслах слова.
К большому перерыву разница в счете так и осталась на уровне шести очков в пользу россиян, поскольку дисбаланс в линиях всячески выбивал команду из ритма и противился сколько-нибудь внушительному рывку. А вот полку травмированных прибыло. Правда, не в заявках команд, а в составе судейской бригады. Неудачно дернув голеностоп, из игры выбыл один из рефери. Пока "люди в сером" спешно организовывали вынужденную замену, пострадавшему оказывала помощь бригада российских врачей. "Ну все, за концовку теперь волноваться не стоит. Арбитры теперь нам должны за спасение их товарища прямо на поле боя", — улыбнулась русскоговорящая часть медиа-трибуны. Правда, втихаря при этом перекрестилась, надеясь, что нервотрепки под занавес встречи с таким непредсказуемым соперником, как Македония удастся избежать.
К чести россиян, помощь со стороны арбитров и потусторонних баскетбольных сил так и осталась ими невостребованной. Прекрасно понимая, что при вбивании третьего гвоздя в гроб балканских сборных на этом Евро Сергей Моня может и оступиться, парни Блатта старались делать максимум для досрочного снятия вопроса о победителе с повестки дня. Сразу же после большого перерыва усадили на скамейку Самардзиски с четырьмя фолами, затем захватили инициативу, доведя очковый перевес до "червонца" (Кириленко и Швед за восемь секунд нагрузили визави тремя персональными замечаниями), а напоследок подрезали крылья Илиевски. В столкновении с выдавшим яркий отрезок Антоновым атакующий защитник выбил мизинец — и несколько минут провел на скамейке в окружении эскулапов…
После такого удара у македонского колосса подкосились ноги. До нокаута оставались считанные мгновения, как совершенно неожиданно пошатнувшемуся бойцу заботливо подставили спину и дали нюхнуть живительного нашатыря… арбитры! "Так он презлым заплатил за предобрейшее", — только и оставалось сокрушаться поклонникам россиян, наблюдая за тем, как очевидные нарушения в зоне защиты балканцев оставались без наказания. Зато на противоположной половине площадки любые свистки "на усмотрение" озвучивались без промедления. Страдали от этого в основном ведущие игроки дружины Блатта — скажем, четыре фола Кириленко нарисовались при весьма туманных обстоятельствах. При "уравниловке" же — едва намечалось несоответствие в количестве фолов — под "нож" шли ролевые исполнители Докузовски. В какой-то момент македонцы даже вырвались в лидеры, поскольку наши парни попросту не понимали, как выстраивать систему защиты: что при "персоналке", что при "зоне" контактную подстраховку приходилось исключать напрочь.
И вот здесь-то, в самый критический момент, команда проявила себя такой, какой её мечтает видеть каждый любитель спорта в России. Всю четверть проведший под дамокловым мечом увольнения Кириленко парой "трёх" кряду замедлил скорость балканского отрыва и отправил матч в режим "качелей" — одно-двухочкового перевеса то одной, то другой стороны. Затем же несколько эпизодов просто феноменально отработал в защите, зачистив щит. Следом за лидером проявили норов и продемонстрировали настоящий характер победителей ребята помоложе: реабилитировался за невнятное начало Фридзон, блеснул навыками разрушения Воронцевич. Ну а эффектную черту в валидольном эндшпиле подвёл Швед. После невообразимого промаха Стояновски из-под нашего кольца за шесть секунд до сирены (и это при счёте 70:68 в пользу россиян) он четко реализовал пару штрафных. Тем самым обрамив в бронзу усилия всех парней и тренеров, сражавшихся за Россию на этом Евро!