В «Формуле-1» для Виталия Петрова осталось всего одно место боевого пилота – на днях менеджмент спортсмена опроверг предположения о переходе в «ХРТ». Мы рассуждаем о том, каково россиянину было бы выступать за команду-аутсайдера, рассматривает вариант работы тест-пилота, а также не забывает о вакансии в «Уильямсе».
Выживание по-испански
Предположение о переходе Виталия Петрова в одну из слабейших команд пелотона кометой прошило информационное пространство и быстро из него исчезло. Ни в какое «ХРТ» россиянин не отправится – так, по крайней мере, утверждает менеджер спортсмена. Но хорошо ли это? Ведь на сезон-2012 осталось всего два места боевых гонщиков, и если одно из них не занять, то спортивный год Виталию придется проводить в лучшем случае в качестве тест-пилота одного из коллективов.
На первый взгляд кажется, что выступать за записных аутсайдеров решительно нельзя – чего можно добиться за рулем машины, не претендующей на очки? Однако в истории гонок были случаи, когда даже в таких условиях спортсмены умудрялись о себе заявлять. В 2001 году в «Минарди» – в худшей на тот момент конюшне – началась карьера Фернандо Алонсо. Уверенные выступления испанца и полный разгром напарника настолько поразили Флавио Бриаторе, что молодой гонщик быстро оказался под крылом седовласого итальянца, и уже в 2003-м штурмовал поулы и подиумы за рулем болида «Рено».
Есть и более свежие примеры. Сегодня в пелотоне в далеко не лучших «Катерхэме» и «Марусе» выступают Хейкки Ковалайнен и Тимо Глок. Кажется, ничего хорошего финну и немцу светить не должно, однако карьера одного после двух невзрачных сезонов в «Макларене» неожиданно расцвела – отличные выступления Хейкки в 2011 году отметили многие эксперты и журналисты, например, Джеймс Аллен, – а пребывание Тимо в слабейшей команде сезона практически не подорвало авторитет гонщика, заработанный еще в «Тойоте» – Глок по-прежнему считается пилотом, способным зарабатывать очки и подиумы, окажись в его распоряжении соответствующая техника.
Может быть, все эти случаи – никакие не исключения, и на самом деле выступать за команду-аутсайдера не так уж и плохо, однако вряд ли подобное можно сказать о «ХРТ». Национальная идея, за которую хватается руководство конюшни, сама по себе не плохая, однако Испанию сложно назвать мощной автоспортивной страной, и на данный момент этот факт несколько мешает постройке добротного коллектива – слишком уж непрочный фундамент. К тому же руководство пока не готово вкладывать в развитие конюшни большие деньги, и все это несколько подрывает возможность перехода «ХРТ» в статус середняка в ближайшем будущем. Проще говоря, выступления Петрова за этот коллектив ничего бы гонщику не принесли. Выступать за команду без будущего очень опасно. В конце сезона результаты выступлений пилота могут запросто перепутать с результатами выступлений машины, и о таланте спортсмена все вспомнят только в том случае, если он будет достойно бороться с более быстрыми соперниками и разбьет напарника в пух и прах. В команде с неясными перспективами и с опытным Педро де ла Росой в качестве главного конкурента Петрову было бы очень сложно добиться больших успехов. Так что все-таки хорошо, что слухи о переходе россиянина в грезящую об испанцах конюшню так и остались слухами.
Год в запасе
Более вероятным развитием карьеры российского пилота сегодня кажется переход на должность тест-пилота одной из конюшен. В конце прошлого года итальянская пресса размышляла о возможном подписании контракта Виталия с «Феррари», и это стало бы отличной новостью… Если правильно расставить акценты.
Не стоит мечтать о том, чтобы занять место Фелипе Массы в 2013 году. Нет, мечтать, конечно, можно, но политика Скудерии последних десятилетий говорит о том, что третьи пилоты не получают напрямую место основного гонщика – только в особых, исключительных случаях, связанных, скажем, с травмой лидера. Например, бессменный первый тестер «Феррари» на протяжении целого десятилетия Лука Бадоер выступил в гонке на алом болиде только в 2009-м – случилось это только после аварии Массы. А вот в 1999-м, после травмы Михаэля Шумахера команда предпочла вместо Бадоера усадить за руль машины спортсмена со стороны – Мику Сало. То есть, раз на раз не приходится. Другой же штатный испытатель алых болидов Марк Жене и вовсе выступал в гонках на болиде «Феррари» только на компьютерном симуляторе…
Так что Петрову Скудерия сгодилась бы только в качестве места обучения техническим премудростям, но через год вернуться в «Формулу-1» – даже после должности тест-пилота легендарной команды – будет непросто.
В остальных топ-конюшнях ситуация примерно такая же. Например, Себастьян Буэми, недавно ставший резервным гонщиком «Ред Булл» и «Торо Россо», на самом деле просто перевел свою карьеру в режим ожидания. Место Марка Уэббера ему будет сложно занять даже в случае ухода австралийца на пенсию (ведь в качестве сменщика опытного пилота готовят Риккардо или Верня), и произойдет это только при условии, что нынешние новобранцы «Торо Россо» просто не успеют подготовиться к переходу в главный коллектив. В общем, Буэми стал резервным только потому, что других вариантов у него на сегодня вообще не было, а Гельмуту Марко оказалось жалко просто так выкидывать парня, на которого были потрачены время и ресурсы.
Третьим пилотом (с перспективой стать основным по ходу чемпионата) можно стать только в том случае, если в команде наблюдается какая-то нестабильность. В лучших конюшнях такая возможность практически никогда не предоставляется, а вот в середняке или аутсайдере – да, бывает; причем такие истории случаются ежегодно. В 2010-м, например, мы видели перестановки в «Заубере», в 2011-м – в «Лотус-Рено», а также в «ХРТ».
Идти в слабейшие конюшни в качестве третьего гонщика практически так же «выгодно», как и в качестве основного – по ходу сезона можно сесть за руль машины, но возникнет много дополнительных трудностей (адаптация и так далее). В середине пелотона проявить себя будет чуть проще, но надо помнить, что третьи пилоты, становясь по ходу сезона основными, редко задерживаются в конюшне дольше, чем до конца чемпионата… В общем, как ни крути, Петрову, желательно, получить место в кокпите еще перед началом сезона в крепком коллективе.
Последняя надежда
В пелотоне такое место есть только в «Уильямсе», однако кроме Виталия (если Оксана Косаченко, конечно, вообще ведет переговоры с британской конюшней) на него хватает претендентов: Адриан Сутиль, Рубенс Баррикелло и Бруно Сенна. Бразильцы вообще считаются главными кандидатами – конюшня очень рассчитывает на южноамериканских партнеров (технических и финансовых), а под венесуэльца Пастора Мальдонадо идут далеко не все компании с местного рынка. Так что не исключено, что пробиться в «Уильямс» Петрову не суждено.
Однако расстраиваться не стоит. Даже если Виталий не получит место основного пилота в «Формуле-1», можно будет попробовать вернуться в чемпионат по ходу сезона или через год – возможно, по одному из сценариев, описанных выше. Впрочем, возможно, нас еще ждут сюрпризы. Так что дождемся официального заявления менеджмента гонщика, после чего можно будет сделать какие-то выводы.