Высокая надежность техники и отменная квалификация спортсменов привели к тому, что количество сходов в современной «Формуле-1» сильно сократилось. Однако когда-то все было совершенно иначе. Представляем вашему вниманию 10 невезучих гонщиков в истории формула 1 , которые чаще остальных не могли добраться до финиша.
Кто больший неудачник – Жан Алези или Стирлинг Мосс? Первый за карьеру выиграл лишь один Гран-при, и по праву считается одним из самых невезучих спортсменов, а второй добился 16-ти побед, но, несмотря на несколько отличных шансов, ни разу не стал чемпионом мира. Можно ли считать неудачником Найджела Мэнселла, который невероятные 93 раза не добирался до финиша, но все же выиграл титул? И как быть с Ником Хайдфельдом, который провел 183 Гран-при, несколько раз финишировал вторым, но так и не взошел на верхнюю ступень подиума?
Универсальной формулы, по которой можно выявить абсолютных неудачников в автоспорте, нет, но почему бы не выбрать невезучих парней по какому-нибудь одному признаку? Например, по количеству сходов по отношению к проведенным Гран-при, ведь для многих пилотов в гонках нет ничего хуже отказа техники или аварии – независимо от занимаемой позиции по ходу заезда.
Пьеркарло Гинцани (76 стартов – 58 сходов)
Уроженец Бергамо – абсолютный лидер нашего рейтинга. Пьеркарло не добрался до финиша в 76,32 % своих гонок. Сказать, что он был невезуч в «Формуле-1» – это не сказать ничего. Итальянец выступал за неправильные команды, причем частенько – в их худшие годы. Самым ужасным стал сезон-1986, когда, выступая за «Озеллу», Гинцани лишь один раз в 15-ти Гран-при увидел клетчатый флаг.
Немногим лучше обстояли дела в «Лижье» и «Цакспиде», а вот семь гонок за «Тоулмен» оказались совсем разочаровывающими – ни одного финиша.
Спортивная жизнь за пределами «Формулы-1» у Гинцани сложилась успешнее – за рулем «Порше» он выиграл гонку «Фудзи-1000», а в 90-х руководил командами в итальянской и немецкой «Ф-3», а также в серии A1 GP.
Жан-Пьер Жабуй (49 стартов – 37 сходов)
Одному из лучших французских пилотов в «Формуле-1» не хватило только одного – надежной машины. Несмотря на две победы для «Рено» в 1979-м и 1980-м годах, успешной его карьеру назвать нельзя – чаще всего имя Жабуя мелькало среди сошедших. Вины гонщика в неудачах практически не было – добиваться побед мешала техника, особенно крайне ненадежный турбомотор «Рено».
Во многом благодаря Жан-Пьеру французская команда сумела преодолеть «детские болезни», однако пилот не смог воспользоваться плодами своих трудов. На Гран-при Канады 1980 года он сломал ноги, и в следующем сезоне его место занял молодой Ален Прост. Жабуй вернулся в «Формулу-1» с «Лижье», однако спустя три гонки (в двух он не добрался до финиша), повесил шлем на гвоздь.
Тео Фаби (64 старта – 48 сходов)
Вопреки распространенному мнению, Теодорико Фаби не был бесталанным. Да, его первые годы в «Ф-1» сложились не слишком удачно, вследствие чего он перебрался в CART, но в американской серии итальянец раскрылся, стал новичком года, а затем вернулся в «Формулу-1» в команду «Брэбэм» Берни Экклстоуна. Увы, лучшие годы конюшни были уже позади, и в 12-ти Гран-при Фаби лишь четыре раза добрался до финиша.
Затем последовал переход в «Тоулмен/Бенеттон», но результаты не улучшились. Да, были три поула, был подиум, но в целом Фаби смотрелся бледнее Герхарда Бергера, а затем – Тьерри Бутсена, и в итоге покинул «Формулу-1».
Бертран Гашо (47 стартов – 34 схода)
Если об этом французе когда-нибудь и снимут фильм, то он будет входить в цикл «полные неудачники». Нет, конечно, кроме Гашо среди аутсайдеров «Формулы-1» встречались и другие знаковые фигуры, как, скажем, Перри Маккарти (тот самый черный Стиг в программе Top Gear), однако карьера Бертрана сложилась куда трагичнее, хотя бы потому, что в отличие от многих коллег-лузеров, у него был неплохой шанс закрепиться в команде-середняке.
Не обращайте внимания на то, что у Гашо всего 47 стартов – он 84 раза приезжал на Гран-при, но чуть ли не в половине случаев смотрел гонку по телевизору, поскольку в его руках была настолько «потрясающая» техника, что пилот просто не мог пройти квалификацию.
Шанс появился в 1991-м в составе новой команды Эдди Джордана. Несколько сходов, но также и финиши в очковой зоне, а затем… Затем знаменитое показательное дело в суде в связи с дракой в такси, тюрьма и потерянное место в пользу Михаэля Шумахера (а затем – Роберто Морено). С того момента карьера Гашо полетела под откос: выступления в чахлом «Ляррузе», еще более слабом «Пасифике» и бесконечные сходы (это когда удавалось пройти квалификацию) привели к концу карьеры.
Иван Капелли (93 старта – 67 сходов)
Иван Капелли считался одним из лучших гонщиков своего поколения в солнечной Италии. В «Марче» он регулярно напоминал боссам «Формулы-1» о своем таланте, однако ненадежная техника сводила на нет все усилия гонщика. Однако даже полоса неудач не помешала Ивану перейти в команду-мечту любого итальянца – в «Феррари». Увы, именно Скудерия и похоронила карьеру Капелли. Появившись в раздираемой противоречиями команде, которая не смогла построить конкурентоспособный автомобиль, парень попал под жесточайший прессинг со стороны руководства и прессы.
После каждой неудачной гонки итальянские газеты в пух и прах разносили Капелли, в результате чего пилот занервничал и стал допускать больше ошибок. Разумеется, сходы и аварии не способствовали улучшению ситуации. В конце концов «Феррари» избавилась от Капелли, и морально сломанный спортсмен ушел в «Джордан», однако после двух Гран-при в составе ирландской конюшни был вынужден завершить карьеру. Сегодня Капелли комментирует «Формулу-1» на телевидении.
Андреа де Чезарис (208 стартов – 148 сходов)
Далеко не все помнят о том, что одной из первых команд де Чезариса когда-то был «Макларен» Рона Денниса. Однако после сезона, полного аварий и глупых сходов, англичанин побежал скорее набирать номер Ники Лауды, а итальянец вернулся в «Альфа-Ромео».
Впрочем, невнимательные зрители вряд ли заметили разницу – де Чезарис по-прежнему выступал на машине в цветах «Мальборо», и по-прежнему крушил болиды, отбойники и соперников.
Становление Андреа как стабильного пилота продолжалось долго, однако когда он наконец перестал допускать ошибки, фортуна, криво усмехнувшись, продолжила подсовывать парню бракованные автомобили и ненадежные моторы. Итого – 148 сходов – это рекорд «Формулы-1».
Андреа принадлежит и другой рекорд – он провел 208 Гран-при, но ни разу не добился победы.
Кстати, при попытке погуглить де Чезариса, поисковик не теряется, и сразу предлагает вариант «de cesaris crash».
Артуро Мерцарио (57 стартов – 47 сходов)
Сын успешного строительного подрядчика начал карьеру в «Формуле-1» не где-нибудь, а сразу в «Феррари», после того, как основной пилот команды Клей Регаццони сломал руку в футбольном матче. В дебютной гонке в Британии Артуро финишировал шестым, шел на втором месте в Германии, и в итоге получил место основного гонщика на сезон-1973. Увы, карьера Мерцарио в Скудерии пришлась на тяжелые времена конюшни, и после ужасного года от парня избавились.
Несколько лет скитаний по командам средней руки («Уильямс» и «Марч») ни к чему не привели – сходы, сходы, сходы. В конце концов, Артуро решил создать собственную конюшню, но больших успехов добиться не сумел, и в 1980-м году решил завязать с «Формулой-1».
Джеки Оливер (49 стартов – 33 схода)
Многим болельщикам Оливер известен в качестве основателя команды «Эрроуз», однако прежде чем взяться за управление конюшней, Джеки немало намучился за рулем гоночного автомобиля «Ф-1».
Дебют Оливера состоялся в 1968 году – он заменил в «Лотусе» погибшего Джима Кларка. Несмотря на череду сходов, Джеки сумел закончить сезон на высокой ноте – финишировав третьим на Гран-при Мексики. Но дальше дела совсем не заладились. Переход в «БРМ» ни к чему хорошему не привел – из-за ненадежной машины англичанин частенько заканчивал гонки на обочине. В других командах, в том числе, в «Шэдоу», удачных финишей тоже было мало, зато в других гоночных сериях удалось добиться отличных результатов. В частности, Оливер выиграл «24 часа Дайтоны» и титул в «КанАм».
Юкио Катаяма (95 стартов – 67 сходов)
По рассказам очевидцев, это весьма необычный человек. Карьера Юкио началась в качестве механика, но уже через несколько лет он рванул в Париж, поскольку считал этот город столицей Англии, которая, как известно, является центром европейского автоспорта.
После нескольких лет выступлений в европейских гонках (не самых удачных, надо сказать, поскольку после одной из них он сломал ноги и шею), Катаяма вернулся в Японию, где добился первых крупных побед. Успехи привлекли спонсоров, и, как следствие, также внимание бедных коллективов «Формулы-1» – так состоялся дебют в конюшне «Лярруз».
В дальнейшем Катаяма попал в «Тиррелл» – во многом благодаря поддержке мотористов «Ямахи» и табачной компании «Майлд Севен», – но больше запомнился не несколькими финишами в очках, а порой совершенно неадекватным поведением на трассе: многочисленные развороты, вылеты в самых неожиданных местах и попытки опередить соперников на необгонных участках были визитной карточкой Юкио. В среднем, Катаяма не добирался до финиша в 9-12 гонках сезона (из 16-ти), и в конце концов покинул чемпионат.
После окончания карьеры японец не раз привлекал к себе внимание прессы – он сделал несколько попыток подняться на Эверест без кислородной маски, а также попробовал свои силы в ралли «Париж-Дакар».
Рикардо Патрезе (256 стартов – 145 сходов)
На десятое место рейтинга следовало бы поставить кого-нибудь вроде Эдди Чивера или Ханса-Йоахима Штука, поскольку эти ребята также частенько не добирались до финиша, однако нельзя не отметить одного из самых больших неудачников «Ф-1» – Рикардо Патрезе.
Итальянец провел 256 гонок, причем 145 раз сходил, и не всегда виной тому была техника – на трассе Рикардо был настоящим сорвиголовой.
Он был невезучим и опасным, но, к счастью, сам избежал серьезных аварий. Сегодня Патрезе просто катается на лыжах, играет в теннис, а на трассе пугает разве что только свою жену.