Мощные проклятья в адрес Феттеля, Марко, Ферстаппена и «Ред Булл» направлены. Самое время задуматься: что же теперь будет с карьерой Квята?
Можно сколько угодно сотрясать кулаками, но дело сделано: оставшуюся часть сезона-2016 Даниил Квят проведёт в «Торо Россо». Раз так, давайте разберёмся, что это значит для карьеры россиянина и что сейчас в его силах.
Чего теперь ждать в 2016-м
В принципе в распоряжении Квята по-прежнему неплохая техника. До старта сезона в «Ред Булл» даже кручинились, что поначалу «быки» будут уступать «телятам».
Вышло не так, но это не упрёк команде из Фаэнцы, а демонстрация мощной формы шасси «Ред Булл» и внезапного прогресса «Рено». Так или иначе, сейчас «Торо Россо» — уверенно пятая команда пелотона, опережающая и «Форс Индия», и «Макларен», и «Хаас».
Правда, конкуренты готовят глобальные новинки и вдобавок могут рассчитывать на обновления мотора, но шанс проявить себя у Квята по-прежнему есть. Да, подиум теперь станет несбыточной мечтой (а ведь мечталось даже о победе в Будапеште или Сингапуре), но третий сегмент квалификации и стабильное попадание в очки — это реалистичная цель для Квята. Вон буквально в Сочи «проклятый» Ферстаппен стартовал девятым и ехал в гонке до схода шестым.
Очевидно, что на первых порах Квят будет в менее выгодном положении, чем Карлос Сайнс, пусть даже многих инженеров и механиков Даниил знает ещё с конца 2013 года, а Франц Тост всегда души не чаял в Квяте. Надо привыкать и к незнакомому автомобилю, и к новому мотору. Но если не к Монако, то к Канаде точно адаптация должна быть завершена.
Возвращение в «Ред Булл» — да или нет
Хотим ошибиться, но дорога назад к «быкам» для Квята практически закрыта. Крайне редко бывает, чтобы топ-команда взяла обратно гонщика, выступлениями которого ранее была недовольна. Хотя бывает всякое — вспомним хотя бы возвращение Кими Райкконена в «Феррари» спустя несколько лет после того, как ему ещё и заплатили за досрочный уход из команды.
В случае с Квятом должен совпасть ряд факторов. Например,Даниэль Риккардо вдруг сумеет найти лазейку в контракте и уйдёт в «Феррари». Или же Макс Ферстаппен начнёт выступать из рук вон плохо, проигрывая Риккардо по секунде в квалификации и регулярно попадая в аварии. Сам Квят при этом должен быть в «Торо Россо» заметно быстрее Сайнса и в квалификациях, и в гонках.
Если реально смотреть на вещи, то пара Риккардо-Ферстаппен наверняка начнёт в «Ред Булл» следующий сезон, а вот Сайнсу и Квяту надо активно болеть за Сергея Сироткина и других соперников Пьера Гасли по GP2. Чем хуже выступит француз, тем ниже шансы на его повышение. Других дублёров, готовых к переходу в Ф-1, у «Ред Булл» сейчас нет.
Есть ли жизнь в Ф-1 после «быков»
Если мы исходим из того, что в «Ред Булл» Квят вряд ли вернётся, а в «Торо Россо» наверняка захотят освежить состав перед сезоном-2018, то самое время изучить, может ли Квят попасть в Формуле-1 куда-то ещё. Есть проблема — потенциальных вакансий мало. Какая-то топ-команда пока вряд ли готова взять Даниила, а многие середняки и аутсайдеры, даже признавая талант пилота, просят принести с собой спонсорские деньги. На общем фоне выделяются только «Рено» и «Хаас», которые при выборе между деньгами и скоростью способны сделать ставку на второе. Французский коллектив — самое привлекательное на перспективу место, пусть сейчас и плетётся в хвосте. Мотор «Рено» уже прибавил, а хорошие шасси в Энстоуне всегда умели делать. Недаром именно в «Рено» пошёл тестером Сироткин, да и другие гонщики перед 2017 годом наверняка будут с интересом туда посматривать (при условии долгосрочного контракта).
«Хаасу» в рамках сотрудничества с «Феррари» достался не слишком быстрый Эстебан Гутьеррес (и его мексиканские миллионы). Трудно сказать, готовы ли американцы уже в следующем году отправить Эстебана обратно на скамейку запасных, но присмотреться к этому местечку точно стоит.
Есть ещё «Уильямс», но там вполне довольны нынешней парой гонщиков, а на смену есть или собственный молодой талант Линн, или Баттон, если его попросят из «Макларена» ради Вандорна.
В любом случае выделим два момента. Первый — чтобы заинтересовать любую из команд, Квят должен прибавить в квалификациях и быть стабильно быстрым в гонках. Мы можем как угодно относиться к словам Хельмута Марко, но доля правды в его критике есть: на старте сезона-2016 Квят заметно уступал напарнику. С Сайнсом должна последовать контратака.
И второй момент — у Квята продолжает действовать долгосрочный контракт с «Ред Булл», его никто никуда не отпускал. У россиянина нет менеджера и прав вести переговоры с кем бы то ни было, пока «быки» заинтересованы в его услугах. Так что по-любому нужны сильные результаты в «Торо Россо», после которых можно будет в стиле семейства Ферстаппенов требовать повышения или развода.
За пределами Формулы-1
22-летний Квят очень молод, однако за последние годы мы уже видели примеры, когда в таком далёком от ветеранского возрасте гонщикам приходилось покидать Формулу-1. Сценарий пессимистичный, но надо его рассмотреть. Собственно, вариантов не так много, и все они хорошо известны: гонки на выносливость, IndyCar, Формула-Е, DTM. Большинство предыдущих выпускников «быков» оказалось в Ф-Е и WEC.
Опять же многое будет зависеть от «Ред Булл»: возможно, компания не захочет терять российского пилота и сама устроит его, например, в DTM или прототипы. В противном случае надо смотреть на «СМП Рейсинг» или верить в интерес команд и серий, которым не важны деньги. Но лучше ещё покувыркаться в Ф-1, не правда ли?