Отмены и сокращения этапов, бардак с таймингом, смертельные ДТП со зрителями — гладким ход нынешнего «Дакара» не назовёшь. Что же делать?
«Надеюсь, завтра у меня не будет поломок и технических неполадок, может быть, даже не насчитают штрафов и не будет проблем с организаторами. Каждый день до позднего вечера я разбираюсь с организаторами, с их ошибками. Перестал верить, что это всё случайно. Это такой бардак, который я не видел на любительских соревнованиях! Хотя здесь вроде бы «Дакар» и всё должно быть по-человечески.
Я не знаю, специально организаторы это делают или нет, но каждый день они мне вечером ставят пенализацию. Мне пишут друзья: не обращай внимания на пенализацию, а я уже даже не знаю, какая у меня пенализация, и со смехом ко всему этому отношусь. Так не делается, конечно».
Ваш автор не стал сокращать этот крик души российского квадроциклиста Сергея Карякина, который, вопреки всему, продолжает бороться за подиум в своей категории. Уж больно точно тёзка и однофамилец известного шахматиста описывает эмоции от нынешнего ралли-марафона. Сейчас по пунктам объясним, почему «Дакар» 2016 года временами вызывает негатив.
«Небезопасно? Ну если не готовиться, то да»
Первое. В этот раз как никогда серьёзны проблемы с соблюдением расписания гонки. Причины разные: сильнейшие дожди, разлившиеся из-за них реки, невероятная жара, авария с участием зрителей… Так или иначе, один день за другим урезается, не давая гонщикам посоревноваться по-настоящему.
Вообще, это немного странно: исторически организаторы наоборот стремились к тому, чтобы побыстрее сошло побольше участников. Чем меньше народа остаётся в гонке, тем легче за ним следить и тем проще обслуживать бивуак. Теперь же подход вдруг изменился: например, когда началась адская жара, спецучасток резко сократили.
«Да, это был горячий этап, но у нас есть кондиционер, так что никаких проблем не было, — сказал Motorsport победитель «Дакара»-2009 Джиниэл де Вильерс. — Мы готовились к таким условиям. Температуры не отличались от тех, что были в Африке. Пилоты должны быть готовы к ним. Конечно, если ты не готов, то тогда ехать небезопасно».
Подписываемся под словами южноафриканца. Или дирекция гонки заранее не знала, что в январе в Аргентине бывает реально жарко?
«Это было совсем не то, чего мы ждали»
Момент номер два. В 2016-м организаторы по разным — в том числе абсолютно объективным — причинам не смогли подготовить сложную, действительно ралли-рейдовую трассу. Из маршрута выпали Чили и Перу, а насобирать достаточное количество песков в Аргентине и высокогорной Боливии не вышло.
Вопрос: точно ли составители маршрута выжали из аргентинской части всё возможное? Нельзя ли было в ущерб меньшей географии подольше продержать пилотов около действительно интересных и сложных мест? В конце концов, должны ли команды входить в положение организаторов, ведь гонщики-то всё равно выложили немаленькие суммы за подготовку и вступительные взносы? Между тем на дворе финансово тревожный 2016-й…
«Это было совсем не то, чего мы ждали, — признался после первых семи дней лидер грузового зачёта Жерар де Рой. — Дороги были вроде тех, что на мировом первенстве по ралли, и это явно не моё. Для меня это ненастоящий „Дакар“, и я слышал, что многие думают так же. Это странный „Дакар“: горы, перепады высот, высокие скорости. „Дакар“ здесь — только в названии. Это иной концепт».
Вторил голландцу глава «КАМАЗ-мастера» и дакаровская легенда Владимир Чагин: «Такого «Дакар» никогда не предлагал. Например, мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. Такого количества ограничений скорости не было никогда. Участники едут на максимальной разрешённой скорости в 140 км в час. В зоне проезда населённых пунктов экипаж сбрасывает скорость до 30 или 50 км в час разрешённых, потом снова разгон… И вот из этого и состоит в принципе весь спецучасток. Это гонка моторов, гонка тормозов».
То есть команды (те же камазовцы) весь год тренируются с упором на пески, работают над подвеской, натаскивают штурманов, а потом оказывается, что важны «максималка» и тормоза. Для WRC это ОК, для ралли-рейда по меньшей мере странно. Да, благодаря такой трассе мы полюбовались на лидерство Себастьена Лёба, но лучше ли от этого стало французу? В итоге он получил меньше ралли-рейдового опыта, а значит, отсрочил момент, когда станет способен сражаться за общую победу.
Вторая половина ралли-марафона чуть поправила положение, но тут время вернуться к первому пункту: самые интересные этапы вдруг оказались урезаны.
Угадай, каким ты финишировал
Третий момент: плохая работа тайминга, а также странная, спорная и местами скандальная — стюардов. Постоянно то один, то другой участник «пропадает с радаров», а потом вдруг восстаёт из пепла на финише. Словно на дворе какой-нибудь 2000-й и дело происходит в «дикой» Мавритании, а не просвещённой Южной Америке. Ей-богу, организаторы словно решили сэкономить на оборудовании, раз у того же Карякина отвечающий за тайминг прибор «Иритрак» сломался как минимум шесть раз, а Мардеев кучу этапов подряд мелькал в промежуточных протоколах лишь эпизодически. Нет, к таким проблемам «Дакара» мы по прошлым годам привыкли, но странно, что с течением времени абсолютно ничего не меняется.
Дальше — хуже. Если вы думаете, что по итогам дня всё-таки получили итоговые результаты, не спешите радоваться. Лучше возьмите за правило поутру проверять таблицы этапа и общего зачёта: ночные изменения могут сильно удивить! То одному, то другому пилоту прибавляют или вычитают время, не утруждая себя адекватными объяснениями для болельщиков, журналистов и даже самих спортсменов. Причём могут поменять не только результаты последнего этапа, а, например, того, что прошёл дня три назад. А все лишь гадают, что произошло и в статистику какого дня надо лезть, чтобы зафиксировать изменения.
Свистопляска со статистикой бывает и ещё одного рода. По ходу дня дирекция может объявить, что этап прерывается, скажем, на седьмой контрольной точке, а потом как ни в чём не бывало зафиксировать положение по итогам 10-й. А затем ещё раз всё переиграть. В результате даже сами гонщики в конце дня не могут объяснить, какими они приехали. Помните начальные слова Карякина? Ну правда, бардак же.
В гостях хорошо…
Критикуешь — предлагай. Поэтому теперь совсем немного идей на тему того, что надо предпринять.
Первое. Раз Южная Америка из-за дождей, финансовых проблем и прочего не в состоянии предложить «Дакару» должного уровня, главному ралли-марафону мира самое время возвращаться на родину. Пример конкурентов из «Африки Эко Рейс» показывает: проводить гонки на западе Африки можно. Опять же конкурирующему ралли Шлессера не удалось отобрать у дакаровцев слишком много участников и, скажем так, навсегда застолбить за собой Розовое озеро, сыпучие пески и прочие африканские прелести.
«Дакару» пора домой. Южная Америка дала возможность перевести дух, попробовать что-то новое, но сейчас, похоже, выдохлась. Нужно сказать искреннее «спасибо» и двигаться дальше.
Второе. Самим участникам гонки, вероятно, следует посильнее надавить на организаторов. Есть ощущение, что создатели «Дакара» несколько расслабились из-за недостаточной конкуренции, из-за чего и не решают проблемы с таймингом, организацией и достаточным информационным освещением марафона. Может быть, мы предложим завиральную идею, но почему бы «Пежо», «МИНИ», «Тойоте», «КТМ», «Хонде», «КАМАЗу», «Ивеко» и другим не объединить усилия для выпуска некоего программного манифеста с требованиями к A.S.O? Все ведь недовольны ну хотя бы маршрутом, так пусть действуют сообща.
«Дакар» по-прежнему остаётся главным ралли-марафоном планеты, отличной рекламной площадкой для автопроизводителей и спонсоров, испытанием для сильнейших раллийных гонщиков и команд. Однако это не означает, что ему не надо меняться. День Сурка с одними и теми же — и только нарастающими — проблемами должен закончиться.