В КХЛ и НХЛ существуют пол и потолок зарплатных ведомостей команд. В чем разница в принципах работы этих инструментов у нас и за океаном и что надо сделать, чтобы они стали в России более эффективными?
В сезоне-2003/04 – последнем, когда в НХЛ не было строгих бюджетных ограничений – платежная ведомость первой команды лиги была больше аналогичной ведомости последней команды примерно в 3,5 раза. Любопытно, что самый бедный клуб – «Нэшвилл» (чуть менее 22 миллионов долларов) – сумел тогда пробиться в плей-офф. Но в первом раунде Кубка Стэнли «Хищники» встретились с самым обеспеченным коллективом – «Детройтом» (почти 78 миллионов) – и уступили.
Колоссальный разрыв в финансовых возможностях и, как следствие, ситуация, при которой две трети команд не могли претендовать на что-то серьезное, стали одной из главных причин введения потолка и пола зарплат. Таким образом, «олигархи» лишились права разбрасываться средствами налево и направо. В то же время клубы, изначально не шикующие, обязаны были иметь зарплатную ведомость не меньше нижнего порога, первоначально составлявшего 55 процентов от потолка. В последующие годы цифры менялись, но глубокой пропасти между командами, находящимися на разных полюсах, не возникло. В прошлом сезоне, получись он полным, а не укороченным, самый богатый клуб оказался бы финансово круче самого бедного менее чем в 1,4 раза.
При создании КХЛ было решено обратиться за опытом к самой продвинутой хоккейной лиге мира. Не случайно одним их советников «отцов-основателей» стал бывший глава профсоюза НХЛ Боб Гуденау. Правда, шесть лет назад мало кто представлял, приживутся ли заокеанские «штучки» в российской почве. В том числе и потолок зарплат. В отличие от НХЛ, где его размеры строго привязаны к доходам лиги, у нас цифры брались в прямом смысле с потолка. Максимум, что принималось во внимание, это текущие зарплаты и инфляция.
* * *
Поначалу дело шло со скрипом. Опубликованные по ходу первого сезона платежные ведомости вызвали массу вопросов и разговоров с намеком на существование в ряде клубов «черной бухгалтерии». К тому же не стоит забывать еще об одном правиле, оказавшемся на руку «олигархам». Они имели возможность выводить из-под потолка контракты игроков, имеющих предложения из команд НХЛ. И после первого сезона интересные народу эксперименты с гласностью были прекращены.
Потолок поднимался, исключения для отдельных хоккеистов оставались. Иногда руководство КХЛ публично критиковало и штрафовало несознательные клубы, перешагивавшие через верхнюю планку. Одно время существовал даже обязательный для наполнения пол зарплат, находившийся на отметке 200 миллионов рублей. Впрочем, не каждая команда до него дотягивала. А конкретные цифры оставались тайной за семью печатями.
В нынешнем году КХЛ с подачи президента лиги Александра Медведева пошла на беспрецедентный шаг – обнародовала платежные ведомости всех клубов по итогам сезона-2012/13. И многие, увидев эти цифры, наверняка задались вопросом: для чего нужен потолок зарплат? Ведь между СКА (1,25 миллиарда рублей – с учетом выступавших за армейцев во время локаута за океаном нескольких энхаэловцев) и новокузнецким «Металлургом» (128 миллионов рублей), находившихся соответственно на первой и последних строчках таблицы, – разница колоссальная! Один богаче другого в 9,8 раза! При том что в этих раскладах не учитываются трансферные выплаты за права на ограниченно свободных агентов. А ведь в таких случаях речь иногда идет о миллионах долларов. Получается, что на деле разрыв между богатыми и бедными еще больше.
* * *
Как же отреагировала наша лига на столь вопиющее положение дел? Со следующего сезона потолок с 1,1 миллиарда вырастет до 1,3. То есть на 18 процентов. Повод для такого шага – рост инфляции. Хотя, судя по официальным данным, за последний год она выросла только на 6 процентов. Кроме того, по некоторой информации, игроки, в прошлом сезоне выступавшие в НХЛ, могут быть выведены из-под потолка. Выходит, если за океаном царит социализм в чистом виде, то у нас – абсолютный капитализм. Смысл существования всего института ограничения зарплат в России потерян. Да и с точки зрения имиджа сплошные убытки.
В такой ситуации есть, пожалуй, два варианта действий. Первый – вообще отказаться от потолка зарплат. Ничего ведь не изменится. Уже сейчас каждый клуб имеет свой собственный потолок, в который старается вписываться с поправкой на инфляцию. Гонку финансовых вооружений продолжают только четыре-пять грандов. Однако на такой шаг, скорее всего, мы вряд ли пойдем.
Второй вариант выглядит более реальным. Заключается он в модернизации нынешней схемы. Отказываться от многомиллионных расходов клубы-олигархи не собираются, подчеркивая, что только так можно удержать в России ярких игроков. Чтобы от этого меньше страдали остальные команды, стоит сделать потолок более мягким, одновременно понизив его планку. За превышение – налог на роскошь. Такое правило существует, например, например, в НБА.
Полученные деньги можно отправлять в качестве помощи командам, находящимся за чертой бедности. Даже в НХЛ в свое время, когда канадские клубы считали каждый цент и канадский доллар заметно отставал от американского, богатые команды скидывались в особый фонд – для того, чтобы компенсировать разницу в курсах валют.
От разговоров о возможных махинациях в случае появления подобной схемы в нашей лиге никуда не деться. Но сейчас, когда зарплата каждого игрока является открытой внутри КХЛ, обмануть кого-то вряд ли возможно. Старшие товарищи не поймут. Зато при таком раскладе многие хоккеисты предпочтут не сидеть в четвертом-пятом звене где-нибудь в Санкт-Петербурге, а примерно за те же деньги быть на ведущих ролях в Нижнекамске и Череповце.
Спору нет, этот вариант еще сыроват. Но он выглядит весьма перспективным. Ведь дальнейшее расслоение лиги идет ей во вред, делая 80 процентов клубов статистами на чужом празднике жизни.