Евгений Кузнецов в очередной раз подтвердил, что рождён специально для хоккея. Его голевой пас и гениальный сольный проход принесли сборной России победу на открытом льду.
ИГРА В КЛАССИКУ
За несколько дней до первой "Русской классики" в Красноярске игра сборной на открытом воздухе выглядит как минимум символично. Правда, разнообразные "классики" начинают потихоньку заполонять хоккейное пространство. В одной только НХЛ их уже две ("Зимняя" и "Классика наследия"), ещё одна теперь в ВХЛ, скоро эту моду должна перенять и Континентальная лига. Неудивительно, что и сборные не избежали соблазна опробовать "открытую игру" на Евротуре.
Тренеры с хоккеистами как один расхваливают эту идею, вспоминают детство, ветер в лицо, снег на шапках с помпонами, коньки "Снегурочки"… Словом, ностальгируют. А журналисты склоняют удобное слово "классика" на все лады, не вспоминая разве что Льва Толстого с Бетховеном.
Хотя вообще-то это слово в хоккейном смысле говорит не о качестве игры и не о важности матча, а всего лишь о "классических", то есть дворовых условиях. В сущности, тут подходят и другие красивости вроде "винтаж" или "ретро", но "классика" акулам пера как-то привычнее.
ДВЕ КЕГЛИ
Есть такой старый фильм – "Заводила", с Вуди Харрельсоном и Биллом Мюрреем в главных ролях. Герою Харрельсона, мастеру игры в боулинг, дважды по ходу картины приходится решать задачу повышенной сложности. Он должен одним броском снести
две кегли, стоящие в противоположных углах, а это, как вы понимаете, куда тяжелее, чем просто оформить страйк.
Зинэтула Билялетдинов ещё до турнира напомнил нам этого героя. С той лишь разницей, что для Харрельсона эти неприятные ситуации были вынужденными, а наставник россиян поставил себя в такое положение добровольно. Если на двух предыдущих этапах связующим звеном и пламенным мотором команды был Александр Радулов, вызывать других опытных лидеров вроде Морозова с Зариповым не требовалось, то теперь Билл отказался и от его услуг. А без травмированного Барулина состав и вовсе стал экспериментальным донельзя.
Победить едва ли не сильнейшие составы финнов и шведов, когда у тебя в первом звене играет Артюхин, а половина оборонцев почти не имеет международного опыта, — миссия из разряда невыполнимых. Тому Крузу такая и не снилась.
Кстати, Харрельсону всё же удалось сбить те кегли – отлетев от его шара, правая, как намагниченная, влетела в левую…
ЛЕДЯНОЙ ОСТРОВ
В огромном бушующем море олимпийского стадиона площадка казалась маленьким и поначалу необитаемым ледяным островком. Чем-то вроде Новой Земли – ни доплыть до него, ни доехать, ни докричаться. Но вскоре на островке показалась жизнь: белизну льда (правда, изрядно замаранную рекламой) раскрасили красные и синие точки. Обладателям биноклей повезло – они могли насладиться зрелищем во всей красе. А вот простые смертные болели… как бы поточнее сказать… по большей части интуитивно. Это, к слову, одна из причин, почему матчи на открытом воздухе проводят так редко.
Покорители и первопроходцы островка в своих утепляющих "капюшонах" под шлемами были похожи то ли на танкистов, то ли на средневековых рыцарей, то ли на космонавтов. Может, поэтому и матч проходил как бы в трёх стилях – от прямых "танковых"
атак на ворота и рыцарских сражений у бортов до полной "космической" невесомости в средней зоне. Причём последняя превалировала.
Нам сразу пришлось отбиваться. Бирюков, вставший в рамку, сократил угол обстрела Коскиранте и смиренно принял выстрел в грудь. Затем Жердев заработал две минуты, но большинство финнам принесло лишь моральное удовлетворение.
Первый по-настоящему опасный момент возник у ворот россиян на восьмой минуте. Комаров убежал в контратаку, огляделся, выдал потрясающий пас партнёру, и лишь нарушение Евгения Бирюкова спасло нашу команду от пропущенной шайбы.
Мы отвечали невнятно, явно делая ставку на защитные действия. А может быть, просто не смогли привыкнуть к игре на открытой арене. Жердев решил, что он сам себе режиссёр: атаковал из-под защитника, затем добивал, но как-то без особой надежды и не слишком прицельно. Тут же оборона россиян сплоховала, Коскирана вышел на рандеву с вратарём – лишь штанга зазвенела на холодном ветру.
И только все успокоились и собрались на заслуженный отдых, как замёрзший от безделья Ахонен пропустил несложный бросок. Второе звено сработало как часы – не слишком эффектно, но слаженно и точно. Кузнецов выцарапал шайбу у лицевого борта, Жердев сделал пас на пятачок, а там Чистов одним взмахом клюшки отправил её в сетку. Вынимайте! До сирены оставалось 43 секунды.
ТИШЕ ЕДЕШЬ…
Второй период прошёл как в анекдоте: "Стараясь не шуметь, рота финских разведчиков кралась к штабу противника, а посмотреть на это приходили жители всех окрестных деревень". Скорости подопечным Ялонена не хватало катастрофически. Его команда много атаковала, но вязла в наших редутах, как ложка в свежем меду. Чем дальше, тем больше.
У россиян активизировалось звено Шипачёва. Вадим проявлял свои диспетчерские качества, а Тарасенко с Тихоновым продавливали чужую оборону. Широков и вовсе заставил финнов во второй раз за матч нарушить правила, однако с большинством и у нас были серьёзные проблемы.
К провалу нас едва не привела ошибка Николая Белова. Защитник "Нефтехимика" завозился на чужой синей линии, да так и не сумел сделать нормальную передачу. Снаряд перехватили, Песонен и Пулккинен выбежали два в одного – первый бросок Бирюков отразил, а добиванию помешали сдвинутые ворота. Догонявший финскую парочку Кузнецов тоже сделал всё, чтобы та не смогла атаковать комфортно. Играл на грани фола, но судьи, к счастью, оказались к нему благосклонны. Будем считать, пронесло.
Ближе к концу периода развеять безголевую тоску решил Артюхин, затеявший потасовку на своём пятачке, но арбитры благоразумно оттащили его куда подальше. Пожалели финнов. Гуманисты…
ЯННЕ, НЕ ПРЫГАЙ!
Два события в заключительной трети затмили собой все остальные. Первое – фантастический гол Кузнецова, умудрившегося реализовать большинство самым неподходящим способом – сольным прорывом. Зашнуровав мозги всей четвёрке соперников, успешно обойдя коробочку (двое финнов были сзади, двое – спереди) и одними кистями запутав вратаря, он аккуратненько, как монетку в копилку, отправил диск в ближний угол.
Второе событие было не столь приятно. В одной из атак на владения Бирюкова финский игрок случайно подрезал судью, и тот плашмя грохнулся на лёд. Минут пять он отходил от болевого шока, после чего его подняли и отвели под трибуны. К счастью, конец игры был уже очень близок, и спорных моментов в оставшееся время не возникло. Арбитры справились и втроём.
Итоги матча оказались для нас удачными, хотя по игре осталось много вопросов – и к большинству, и к активности, и к движению. С другой стороны, таким составом, в гостях, да ещё и на непривычном открытом льду, на морозе вряд ли стоило ожидать, что мы разнесём чемпионов мира в пух и прах. Скорее, был возможен обратный сценарий.
Небольшая промашка Ахонена, великолепный прорыв Кузнецова, надёжная оборона и щепотка удачи – вот и весь рецепт победы над финнами. Уже третьей в этом Евротуре. Ах да, не стоит забывать про голкипера: после неуверенной игры на московском турнире Бирюков совладал с эмоциями и теперь выручал постоянно.
Кстати, Песонен обещал спрыгнуть с башни, если в третий раз проиграет русским. Будем надеяться, что в этот момент он скрестил пальцы в кармане.