С большим трудом, пропустив четыре шайбы, российская команда на последних минутах вырвала победу у Словении. Такого начала чемпионата мира мы совсем не ожидали.
Умный учится на своих ошибках, мудрый их не совершает. Бородатая, чуть ли не задорновская истина подходит к тренеру нашей сборной так, будто специально для него написана. Вячеслав Аркадьевич – умный человек, и, заметив свои ошибки, после матча, проигранного девятой команде в рейтинге ИИХФ, всё-таки принялся их исправлять.
Неприкосновенного Набокова и оборонцев не тронул – вроде как не за что было. А вот тройки перекроил прямо по живому, большими садовыми ножницами. Восстановил экс-казанскую суперсвязку Зарипов – Зиновьев – Морозов, отправил Терещенко в звено к Радулову и Ковальчуку, Кайгородову дал питерских фланговых Артюхина и Афиногенова. Лишь номинально четвёртое звено так и осталось нетронутым.
Словенцы, осознавая разницу в классе, решили действовать по примеру боксёров. То есть ещё до матча хорошенько помахать кулаками, чтобы разозлить соперника и заставить его ошибаться. Деннис Эндрас в предыдущей игре использовал этот приём на все сто, теперь на его месте оказался Боштян Голичич.
"В психологическом плане нам будет проще, чем россиянам, — сказал словенский форвард. — Если сумеем сыграть внимательно в обороне и не пропустим быструю шайбу — вызовем нервозность в рядах оппонентов". Ну конечно, подумали тогда многие, россияне проиграли одну встречу и тут же занервничали, задрожали перед грозными словенцами. К психологам стали обращаться, рассказывать, что их с детства беспокоит Алеш Краньц или Митя Робар, а по ночам снится Хочевар. Словом, всерьёз эти слова никто не воспринял. И очень зря.
Кстати, о Хочеваре. Перед матчем появилась новость под громким заголовком "Голкипер итальянской "Понтеббы" Андрей Хочевар будет защищать ворота Словении". Для российских болельщиков эта новость звучала примерно как "Голкипер итальянской *набор букв* Андрей *набор букв* будет защищать…" и так далее. Надёжные действия Роберта Кристана против словаков вызывали у нас определённые опасения, а вот Хочевару предстояло зарекомендовать себя в матче со сборной России.
Активное начало словенцев никого не удивило. Мы, так сказать, прощупывали соперника, пытаясь понять, из чего он сделан и с чем его вкуснее есть. Прошла минута-другая, и россияне достали ножи и вилки, чтобы начать разделку. Опасная передача Радулова на Ковальчука, ближний бросок Зарипова, мощный выстрел Корнеева из средней зоны, а потом ещё и комбинация тройки Кайгородова, завершившаяся броском Афиногенова. Быстрый гол, которого так боялся Голичич, как говорится, назревал.
Окончательно он назрел на пятой минуте, после удаления Матея Хочевара, то ли однофамильца, то ли родственника словенского голкипера. Полевой Хочевар не пожалел Хочевара вратарского, оставив его наедине с мастерским пасом Ковальчука и мощным броском Атюшова. Виталий дважды отмечался такими выстрелами на последнем этапе Евротура и просто повторил отработанный маневр.
Но толком порадоваться первому голу сборной у болельщиков не получилось. Ложка мёда утонула в бочке дёгтя, сооружённой на пару Саболичем и Емелиным. Первый ударил Терещенко коленом в колено, после чего наш форвард, хромая и корчась от боли, был вынужден покинуть лёд. Второй со спины впечатал Еглича в борт, разбив несчастному нос и наверняка вызвав сотрясение. Оба нарушения были грубыми, разница заключалась лишь в том, что словенцу арбитры всё простили, а Емелина отправили отдыхать до конца матча.
Больше минуты россиянам предстояло обороняться втроём против пятерых, но словенцы почему-то совсем не хотели нападать с двойным перевесом. Благородные люди, понимаешь! Единственный словенский бросок за этот временной отрезок блестяще парировал Набоков, даже не отбив, а поймав снаряд в ловушку.
Не наказанный ни судьями, ни российскими игроками Саболич был самым активным в составе словенцев. Он дважды пытался добить шайбу с пятачка, хотя поднять её над щитком голкипера не додумался. В конце периода после поперечного паса он и вовсе выходил на рандеву с Набоковым и снова проиграл дуэль.
Из других заметных событий двадцатиминутки стоило бы отметить дальний выстрел Тютина, неудавшийся выход Афиногенова один на один с вратарём и неиспользованный момент Радулова. Ах да, ещё Зиновьев силовым приёмом отправил Марселя Родмана на нашу лавку через открытую (вопросы к администратору) дверцу.
Второй игровой отрезок начинался для российских болельщиков как самый страшный кошмар. Словенцы атаковали, бежали вперёд, бросали, не используя постоянные провалы нашей доблестной обороны. Весьма полезными игровыми действиями отметился и Артюхин, зачем-то врезавшийся плечом в голкипера словенцев, словно стараясь наказать его за Терещенко. Хотя уж кто-кто, а вратарь в травме Алексея уж точно не был виноват.
Ещё одно двойное большинство словенцы провели гораздо активнее, и лишь недостаток мастерства при игре на добивании да Набоков спасали нашу команду от верного гола. Голкипер в это время действительно выручал. Будто и не было у него четырёх месяцев простоя.
И всё же долго играть с судьбой у нас не получилось. Блаж Грегорц, прокатившись за воротами, выдал фантастический пас верхом, на который откликнулся Андрей Хебар, с лёту вколотивший шайбу под перекладину. Странно, но, пропустив, защитники российской чести не бросились вперёд, а продолжали так же уныло возить шайбу по средней зоне, периодически её теряя. Шайбу, а не зону, само собой.
Кое-какие моменты были. Илья Ковальчук стрелял от синей линии — шайба полетела рядом с ближней штангой. Афиногенов с Зариповым выбегали два в одного, но Ковачевич успел подставить клюшку. Но в целом опасности у чужих владений мы почти не создавали. И слава богу, что Мэд Макс решился в какой-то момент на дальний бросок, а Артюхин вовремя закрыл обзор словенскому киперу. С трудом, немного нелогично и незаслуженно, российская команда вышла вперёд.
Если второй период был кошмаром, то к третьему печатных эпитетов вообще не найдётся. Хоть подопечные Быкова и выиграли его 4:3, но нервов болельщикам попортили на весь оставшийся чемпионат. Защита вице-чемпионов мира проваливалась с пугающей периодичностью.
Шивиц пасует на пятак, Голичич без труда обыгрывает Набокова – 2:2. Три минуты спустя очередной дальний бросок (теперь в исполнении Куликова), и мощный навал Артюхина на пятачке вроде бы обеспечивают нам безоблачное будущее – 4:2. Куда там! Разговорчивый Голичич пытается бросить сразу после вбрасывания, и от шлема Калинина шайба "парашютиком" прилетает за спину нашему вратарю. Тут же бросок Тавжеля, добивание Пайича – 4:4.
До самой 57-й минуты счёт в матче Россия – Словения был ничейным! Кто мог поверить в это до начала игры? И как же нам повезло, что именно сегодня, именно в этот момент почти утративший снайперские навыки Александр Радулов всё-таки забил свой гол за сборную. Пусть с трудом, едва поднявшись с колен, после серии добиваний, но забил. А заодно принёс нашей команде победу. Нет, не так, с большой буквы – Победу. Великую, Важнейшую, Историческую! Словенцев победили, не кого-нибудь.
Не стоит даже вспоминать, что на последней минуте едва не забил Шивич, а до овертайма нашим соперникам не хватило какой-то малости. Зато в ответной атаке Зарипов и Зиновьев выдали великолепную комбинацию, разорвав уставших защитников Словении.
Первая шайба связки ЗЗМ на турнире далеко не столь малозначима, как может показаться. Ведь выиграй мы у Словении с минимальным счётом, могли бы получить превосходную возможность сыграть в турнире аутсайдеров, не пройдя даже во второй раунд. Для этого Словакия должна была выиграть все свои матчи, а Словения — одолеть немцев с разницей в две шайбы. Не то чтобы очень вероятный, но вполне возможный результат. Пронесло, во второй раунд, скорее всего, выйдем. Тьфу-тьфу-тьфу.
Сборная пока не провалилась. Вполне возможно, она даже станет чемпионом мира, а потом и в Сочи выиграет, и вообще всегда и повсеместно будет в шоколаде. И мы, болельщики, журналисты, эксперты — словом, все неравнодушные к хоккею люди за неё дружно порадуемся. Но факт остаётся фактом – ПОКА играет она отвратительно. Отвратительно до неузнаваемости. Игорь Захаркин не соврал: мы и правда увидели ДРУГУЮ команду. Не ту, которая выигрывала в Квебеке и Берне. И даже не ванкуверскую, ведь с чехами и латвийцами мы в Ванкувере сражались достойно.