В 2004 году Роджер Федерер приобщился к миру богатых и знаменитых, а также начал штамповать рекорды, но от разочарований в этой жизни все равно никуда не деться. Концовка красивого сезона получилась смазанной из-за травм, но победная точка все равно была поставлена.
После триумфа на US Open Роджер Федерер и его девушка Мирка Вавринец пережили четыре очень интересных и насыщенных недели. Оскароносный продюсер и земляк Федерера Артур Кон пригласил своего друга вместе с ним отпраздновать победу в Лос-Анджелесе. Роджер и Мирка совершили первое погружение в блеск и сияние Голливуда. Они поселились в шикарных апартаментах в Беверли-Хиллс, ходили по магазинам на Родео Драйв, развлекались в таких местах, как Аллея Славы, и познакомились с великими представителями мира кино, например, с Кирком Дугласом и Дени де Вито. В перерывах между этими делами Федерер часами расслаблялся в спа. Еще одним ярким моментом этого месяца был перелет в Лас-Вегас на частном самолете, где в отеле «Беладжио» Федерер посетил шоу мага Дэвида Копперфильда. После представления Роджер познакомился с Копперфильдом – можно сказать, что это была встреча двух волшебников.
После этого вновь плавно потекла жизнь на чемоданах. Федерер пересек Тихий океан и Линию перемены даты и сделал остановку в Гонконге, где пообщался с азиатской прессой. Следующей остановкой стал Бангкок – турнир Thailand Open. Разъезжая из отеля к кортам и обратно по огромному влажному и дождливому городу на минивене, Федерер объяснил, что ему понравилось крутиться в мире красивых, богатых и знаменитых. «Я бы не занимался этим, если бы не хотел. Мне было интересно познакомиться с миром шоу-бизнеса. Раньше я неловко чувствовал себя на ковровых дорожках и официальных приемах, но сейчас я получаю от этого удовольствие. Мне легко даются разговоры с людьми – всегда есть, что сказать».
Особенно ему понравилось гостеприимство и энтузиазм людей в Азии – а еще он влюбился в местную кухню. В отличие от других участников турнира, Федерер остановился в отеле Ориентал (лучшем в городе) на реке Чаупхрая – традиционном здании в колониальном стиле. Швейцарец сознательно решил избегать официальных отелей турниров. Он понял, что вдали от атмосферы соревнований может быстрее устроиться и отдохнуть. Номер отеля был для него тихой гаванью, где он мог восстановить силы и уйти от теннисного мира – и он был готов платить за комфорт, но ему как королю теннисного мира делали специальные предложения на лучшие номера лучших отелей. В Париже его ждал благородный Отель де Крийон, в Дубае – семизвездочный Бурж аль-Араб, или Пенинсула в Нью-Йорке.
Путешествие в Бангкок закончилось для Федерера успехом – он выиграл турнир, в финале обыграв Энди Роддика со счетом 6:4, 6:0 на глазах у более чем 10 000 зрителей. Для Федерера это была 12 подряд победа в финалах турниров, и он сравнялся с рекордсменами по этому показателю Бьорном Боргом и Джоном Макинроем. На церемонии награждения он получил «Трофей Короля» из рук принцессы Убол Ратаны Ратчаканьи и выразил свою благодарность гостеприимной стране традиционным поклоном с прижатыми к груди руками. «Принцесса удивительно привлекательна. Она выглядит на 35 лет, – сказал Федерер, когда после долгой прогулки в компании пяти охранников по длинным коридорам наконец уединился в скромной раздевалке без окон, – Ей же должно быть 55!»
Мировой тур Федерера продолжался уже шесть недель, но после Бангкока он не сразу поехал домой. В третий раз за 2004 календарный год он поехал в Дубай. Тогда никто еще не знал, что австралийский тренер Тони Роч тоже туда приехал и должен был провести несколько дней, тренируя Федерера – это были первые шаги, самое начало того, что позже оформилось в удивительные отношения тренера и ученика.
К началу октября Федерер уже выиграл 10 титулов в 2004 году. Баланс побед и поражений был 69-6, а в его расписании значились еще 4 турнира. В зоне досягаемости было еще два значимых рекорда АТР – самое большое количество побед в сезон (86) и самое большое количество титулов в сезоне (12). Оба они были установлены в 1995 левшой из Австрии Томасом Мустером. Но потом случилось неожиданное. Федерер снялся с турнира в Мадриде, потому что чувствовал себя недостаточно отдохнувшим после мирового турне. Он предпочел сконцентрироваться на победе на турнире, который был намного выше в его списке предпочтений – наравне с «Ролан Гаррос» – Swiss Indoors в Базеле. На церемонии открытия турнира он был в прекрасном настроении и рассказал всем журналистам, как хорошо готов. Однако через несколько часов его снова скосило пресловутое базельское проклятье – он почувствовал непонятную боль в левом бедре. Во время вторничной тренировки боль никуда не ушла. Федереру было сделано МРТ, которое показало надрыв мышечного волокна – это очень распространенная среди теннисистов травма.
И вместо долгожданного триумфа турнир в Базеле подарил Федереру одно из самых горьких разочарований в карьере. В четверг, когда был запланирован его старт на турнире, он появился в Санкт-Якобсхолле в уличной одежде. Он снялся с турнира и объяснил СМИ и болельщикам, что произошло. «Я и представить не мог, что все так обернется. Я идеально подготовился и мог выиграть турнир».
Федерер восстановился как раз вовремя, чтобы отправиться в Хьюстон и попытаться защитить титул на итоговом турнире. На второй год проведения турнира в Westside Tennis Club все было не так, как в первый. Джим Макингвейл – «Мак-Матрац» – принял прошлогоднюю критику Федерера и других игроков близко к сердцу и значительно улучшил условия проведения турнира. Теперь у каждого участника турнира была своя раздевалка. Конфликт между Макингвейлом и Федерером был исчерпан, и директор турнира с женой тепло приветствовали первую ракетку мира и от всей души поздравили его с проведением столь успешного сезона. Федерер наконец-то почувствовал, что в Техасе его ценят. Макингвейл даже организовал для Федерера ужин с бывшим президентом США и любителем тенниса Джорджем Бушем-старшим и его женой Барбарой, которые живут в Техасе. Но было и кое-что, чего не смог организовать даже такой влиятельный человек, как Макингвейл – хорошая погода. Большая часть недели была дождливой, ветреной и хмурой, она заставляла хмуриться болельщиков, игроков и организаторов и вызывала долгие задержки начала матчей.
По крайней мере, Федерер полностью восстановился от травмы бедра. С его последнего турнира прошло шесть недель, но он на удивление быстро поймал ритм. В группе он обыграл Гастона Гаудио, Ллейтона Хьюитта и Карлоса Мойю и вышел в полуфинал, где встретился с Маратом Сафиным, которого теперь тренировал старый наставник Федерера Петер Лундгрен.
Самым ярким моментом полуфинала между Федерером и Сафиным стал тай-брейк второго сета, который длился 27 минут и закончился со счетом 20:18 в пользу Федерера. 38 розыгрышей – столько же было в рекордных тай-брейках между Бьорном Боргом и Премжитом Лалом на «Уимблдоне»-1973 и между Гораном Иванишевичем и Дэниэлом Нестором на US Open-1993. «Очень жаль, что мы не побили рекорд – надо было договориться об этом заранее», – пошутил Федерер. Федерер был в хорошем настроении – хоть он и растранжирил семь матч-пойнтов, но все же отыграл шесть сетболов и выиграл 6:3, 7:6. Интересно то, что телеповторы показали, что Федерер выиграл еще с третьего матч-пойнта – при счете 10:9 Сафин пробил в аут, и судья ошибся. «Я даже видел отметку, мяч был в ауте», – сказал Федерер. Наверное, любой другой теннисист начал бы яростно спорить с такой несправедливостью, особенно случившейся в критический момент матча. Но Федерер отреагировал так, будто ничего и не произошло – хотя на той ошибке Сафина он мог выиграть матч. Он был сосредоточен на борьбе и позже сказал, что сознательно убеждал себя в том, что мяч тогда попал. «Иначе я бы просто взбесился».
В другом полуфинал Энди Роддик был разгромлен Хьюиттом – американец проиграл последние 20 розыгрышей матча (3:6, 2:6). Кое-кто даже цинично предположил, что Роддик проиграл весьма охотно, потому что это помогло ему избежать четвертого подряд поражения от Федерера в финале в этом году. Вместо этого в финале в шестой раз в сезоне встретились Федерер и Хьюитт, и в шестой раз победителем вышел Федерер. Это была 13 подряд победа в финале турнира, и Федерер побил рекорд, раньше принадлежавший Макинрою и Боргу.
Федерер, праздновавший победу шампанским в комнате отдыха игроков, выглядел как обычный человек после рабочей недели. Но в тот день подходил к концу чудесный год, год мечты. Федерер выиграл 11 титулов, три турнира «Большого шлема», итоговый. Баланс побед и поражений составил 74:6, что стало вторым в истории процентом побед после 82:3 в исполнении Джона Макинроя в 1984. Награда Федереру тоже досталась щедрая. Как раз на этой неделе – как и в прошлом году в Хьюстоне – он поставил личный рекорд по призовым, выиграв 1 520 000 долларов и доведя заработок за сезон до 6 357 547 долларов.
После поражения от Бердыха на Олимпиаде Федерер не проиграл ни матча. Теперь он был победителем четырех турниров «Большого шлема» и закончил год первой ракеткой мира. До начала отпуска на Мальдивах, куда они с Миркой отправились на отдых, у Роджера осталось лишь одно неисполненное желание: «Я хотел бы остановить время, чтобы сполна насладиться моментом». Но такое, конечно, неподвластно никому.