Первый день второй недели был богат на значимые события. О невероятной победе Екатерины Макаровой, первом четвертьфинале Марии Шараповой в Австралии за 4 года, личном рекорде Кеи Нишикори.
Макарова сделала невозможное
Это не первое чудо в карьере Екатерины Макаровой. В 2010 году Катя чудесным образом выиграла турнир в Истбурне – когда никто не ожидал, она прошла через квалификацию и обыграла кучу именитых теннисисток, включая Кузнецову, Стосур и Азаренко в финале. А сейчас еще большее чудо. После сегодняшнего успеха ее можно делать национальным героем и праздновать день ее рождения как национальный праздник. Одно дело, когда Серену Уильямс на турнирах «Большого шлема» обыгрывает кто-то из наших прим, Шарапова или Кузнецова, это одно, это успех (и очень большой, потому что очень редкий), но не геройство. И совсем другое, когда это делает герой невидимого фронта, теннисистка пока что даже не второго, а третьего эшелона российских войск – сам народ, короче говоря.
Наверное, лучше всего это поражение Серены «рифмуется» с ее же поражением Елене Янкович в четвертьфинале Мельбурна в 2008-м году. Тогда Серена, конечно, была помоложе и готова получше, и до всей этой истории в сапогом, но и соперница у нее была из первой пятерки, а так один к одному – Серена неожиданно в двух сетах проигрывает теннисистке, которая все тащит и возвращает «с интересом».
После первого сета Серене, наверное, еще не стоило беспокоиться. Соперница действительно играла здорово, но Серена она потому и Серена, что как только дальше в лес, она сразу может прибавить. Но тут не смогла. После проигрыша первого сета Серена вроде бы взяла бразды правления в свои руки и повела 2:0, но упустила все преимущество, потому что оно не было обеспечено золотовалютным запасом настоящей чемпионской игры. При счете 2:2 у Серены началось что-то близкое к состоянию паники, и в гейме на своей подаче она сделала 4 (!) двойных, и четвертой подарила Макаровой брейк. А тут еще судьи донимают с футфолтом! Следующий момент истины наступил при счете 4:3 на подаче Кати. Серена захватил в гейме преимущество, 30:0, но распорядиться им не смогла, потому что волновалась и принимала неправильные решения – то запорет элементарный смэш, то пробьет мяч сопернице на ракетку. При счете 5:3 Катя приняла мудрое решение штурмовать матч прям на подаче Серены, и оказалась права – с четвертого матчбола все получилось.
Вот такой исключительный случай – выйти в первый карьерный четвертьфинал «Большого шлема» после победы над Сереной Уильямс. Парой этажей выше в женском туре это сопоставимо с тем, чтоб в один день выиграть мэйджор и стать первой ракеткой мира. Впрочем, на четвертьфинале заранее ставить точку не стоит, с Машей Шараповой Екатерине вполне по силам побороться.
Шарапова выстояла
У Марии Шараповой та же проблема, что и у Аны Иванович – она потеряла свою игру в 2008 году и до сих пор найти не может. В первых двух матчах показалось, что нашла. Маша играла очень быстро, мощно и главное по месту, и охотно шла вперед, и в итоге за два матча отдала всего два гейма. Но уже в третьем матче против Кербер иллюзия полного игрового благополучия улетучилась. Мария хоть и выиграла со счетом 6:1, 6:2, но начало второго сета далось ей с большим трудом. И вот все эти трудности, которые приоткрыла Кербер, расцвели пышным цветом во встрече с Лисицки.
Сначала это не бросилось в глаза – Маша сразу повела 3:0, потому что Сабин ошибалась в каждом ударе. Казалось, что первый сет Шараповой гарантирован – в матче с Кузнецовой Лисицки понадобилось полтора сета, чтоб пристреляться. Но немка упорядочила игру гораздо быстрей, да так, что выиграла подряд шесть геймов, а вместе с ними сет – кстати, это был первый сет, который она взяла у Шараповой в трех встречах. А дальше началось такое, что можно описать только в стилистике «кровь, пот и слезы».
Бой шел за каждое очко, поэтому Маша отбросила все наставления тренера и начала что называется «шарашить от себя» – неважно куда, главное посильнее. У нее это «возвращение к истокам» что-то вроде запасного плана на крайний случай. Против топовых игроков это уже давно не работает, но Сабин хоть и прибавила по сравнению с их последней встрече на прошлогоднем «Уимблдоне», к топ-теннисисткам пока что не относится. В результате получился равный матч двух одинаковых по уровню соперниц, но Шараповой удалось выиграть потому что характер потверже, опыта побольше и с физической подготовкой дела получше обстоят. Вот и получилось, что теннисистка с соотношением виннерсов и ошибок в «-8» проиграла теннисистке, у которой было «-24». А Мария после матча еще сказала, что показал свою лучшую игру. Хм. Наверное, это было сказано с пылу, с жару. Но первый за четыре года четвертьфинал в Австралии это уже хорошо.
Иванович не смогла остановить Квитову
На самом деле этот матч можно было бы и не упоминать в главных результатах игрового дня – подумаешь, Иванович проиграла Квитовой, чего еще можно было ожидать. Если бы не один забавный статистический факт – чемпионка турнира «Большого шлема» и первая ракетка мира в прошлом за почти четыре года после своего триумфа ни разу не добралась на мэйджорах (а это был 15-й по счету) до четвертьфинала.
За этот период Марион, например, Бартоли трижды была в четвертьфиналах, а чем Иванович хуже Бартоли. Обычно для Аны выход в 4-й круг это свидетельство того, что она находится в неплохой форме, но везения ей на этой стадии определенно не хватает. Посудите сами, в последние три раза, когда судьба выносила ее в 4-й круг соревнований «Большого шлема», Ана встречалась с – Винус на «Уимблдоне-2009, Ким на US Open-2010, Сереной на US Open-2011. И в этот раз ей тоже не очень повезло встретить в 4-м круге главную, по мнению букмекеров, претендентку на титул.
Были времена, когда Петра была для Аны вполне проходимой соперницей – Иванович выиграла все три предыдущие встречи – но времена сильно изменились. И сегодня дело было даже не в том, что Квитова сильнее Иванович, а в том что Петра дружит со свой игрой, а Ана свою все никак найти не может. За весь первый сет ей удался только один розыгрыш, в котором она нагнетала скорость и разводила по углам, а все остальное время Ана захлебывалась в предлагаемой скорости и накидывала мячи Петре на ракетку. А видимость борьбы во втором сете обусловлена скорее провалом у Квитовой, которая вдруг начала много ошибаться. Но после того как Иванович сделала обратный брейк и сделала счет по 5, Петра взяла себя в руки и на тай-брейке не дала сербке шансов.
Хочется верить, что в следующий раз, когда Ана Иванович выйдет в 4 круг, ее будет ждать кто-нибудь попроще. Ну, например, Елена Янкович. А может Ивета Бенешова или Юлия Гергес. Может, Иванович никогда и не вернется на свой уровень 2008 года, но хочется уже, чтобы она перестала страдать и начала играть с огоньком, и может хороший результат на каком-нибудь мэйджоре ей в этом поможет.
Хьюитт и Джокович – гвозди программы
Наибольший ажиотаж вызывал поединок экс-первой ракетки мира (ныне обретающегося в арьергарде второй сотни) любимца местной публики Ллейтона Хьюитта и нынешнего короля мужского тура Новака Джоковича. Серб добрался до четвертого круга летящей походкой, отдав соперникам десяток геймов за три матча, путь австралийской звезды был более тернист – молодой и перспективный немец Штебе, сложивший оружие лишь в после упорнейших четырех сетов, и два мастера подачи – Роддик и Раонич, также порядком потрепавшие Хьюитта. Предматчевые расклады не оставляли Ллейтону ни единого шанса – и специалисты и простые болельщики при всем уважении и симпатии к местной легенде видели лишь очередные безапелляционные три сета тотального преимущества Джоковича. Новак в самом расцвете сил, в оптимальных кондициях и просто чертовски здорово играет в теннис, а лучшие игроцкие годы Хью, как ни крути, остались в начале века и даже пятая часть «Рокки» в этом случае не в помощь. У австралийца нет преимущества ни в одном игровом компоненте, играть он предпочитает, раскидывая кроссы с задней линии, в скорости и физике ощутимо уступает – не хватает лишь подарочной обертки. Хьюитт, правда, однажды обыгрывал Джоковича, но тогда Новак был еще ребенком. Фаны Ллейтона, впрочем, вроде и запасались осторожным оптимизмом, кивая на поединок их кумира против подающего с сумасшедшей скоростью мячи и надежды Раонича, но и они признавали, что вариантов практически нет. Вернее, два варианта все-таки существовали: первый – попробовать уцепиться за собственную подачу и, добравшись до тай-брейка, попытаться, так сказать, одержать победу по пенальти; второй – более экстремальный и чрезвычайно драматичный, отдать первые два сета без борьбы и вот когда соперник потеряет бдительность…
Начало встречи лишь подтвердило прогнозы экспертов и опасения австралийцев – спустя четверть часа после стартового удара на табло красовался счет 4:0 в пользу лидера рейтинга. При этом нельзя сказать, что Хьюитт играл очень плохо или Джокович как-то заоблачно. Австралиец, славящийся в первую очередь приемом, никак не мог ответить глубоко, а все то, что обреталось после приемов Хьюитта возле хав-корта, Новак буквально приколачивал к рекламным щитам на противоположной стороне. На своей подаче Ллейтон тоже не мог создать одному из лучших принимающих мира заметных затруднений – более того складывалось впечатление, что Джокович вообще может сделать брейк в любой момент, когда пожелает. Неудивительно, что первый и единственный свой гейм в стартовом сете Ллейтон взял не на подаче, а на приеме, пока Джокович на пару минут политкорректно отвернулся.
Второй сет протекал почти по тому же сценарию, что и первый, с той лишь разницей, что у Хьюитта периодически стали появляться геймболлы на собственной подаче, а в двенадцатом гейме он даже впервые в матче свою подачу взял. Ллейтон старался вовсю – обострял, переводил, создавал углы и пытался играть на опережение, а с противоположной стороны корта на него раз за разом неумолимо падал небоскреб. Игра Джоковича напоминала кипящую патоку – стремительно и густо растекался он по всему корту, с аппетитом заглатывая уколы Ллейтона в безразмерных закромах собственной надежности. 6:3 и 2:0 по сетам в пользу фаворита. В активе Хьюитта за два сета один эйс, два приема навылет и искра неукротимого бойцовского духа.
Третий сет уже на старте ознаменовался традиционным брейком Джоковича, грозя вот-вот разразиться унылым и закономерным финалом, но вместо этого он стал эпосом. Поведя 3:0, Новак окончательно утратил интерес к происходящему и решил вспомнить наиболее веселые моменты с прошлогоднего Итогового турнира. Серб перестал нормально подходить к мячу и, как следствие, удары через раз полетели за пределы корта. Австралиец мгновенно уловил ментальную перемену в настроении соперника и выдал феерический получасовой отрезок. Это был Hewitt time – если Ллейтон скажет, что он когда-нибудь играл лучше, деликатно промолчите, но не верьте: сильнее играть невозможно. Не суть важно, чем там занимался на корте Джокович – да, он играл не столь чисто и быстро, как в начале встречи, но все-таки вполне боеспособно и этого «вполне» с запасом хватило бы на Ллейтона образца первых двух сетов. То ли австралиец при счете 0:3 абсолютно раскрепостился, стряхнул скованность и напряжение и заиграл в свое удовольствие, то ли (чем черт не шутит) это действительно был такой план. Зрители не верили своим глазам и хватались за головы – словно машина времени пронеслась над стадионом, прихватив десяток лет – Ллейтон был быстрее, точнее и надежнее Новака в львиной доле розыгрышей. В таком стиле просветленного Джоковича еще не обыгрывали. Там, где не помог бы «Рокки-5», подсобил «Рокки-4» – будь на той стороне корта сам Иван Драго, и он бы не устоял под отчаянным натиском Хьюитта. Полетела подача, прогремел фирменный «камон!», и с третьего сетбола Ллейтон положил Новака на лопатки – 6:4, и борьба лишь начинается.
Тем временем Новак удивленно покачивал головой, готовясь пустить в ход закись азота. Играя большую часть матча процентов на семьдесят от своих возможностей, серб внезапно обнаружил себя в четвертом сете против отмобилизованного соперника и заведенного стадиона, с туманными перспективами провести на корте еще часок и уже вполне осязаемыми шансами забраться в решающую партию. Четвертый сет был почти столь же замечателен, как и третий с точки зрения качества игры, но подкачал в плане драматургии. Посерьезневший Джокович, уже не имея преимущества в розыгрышах и борясь на пределе, таки задавил несгибаемого Хьюитта в одном из геймов на приеме и далее относительно спокойно довел сет и матч до победы. Ллейтон на матчболе отвесил публике прощальный поклон, приняв навылет, но в следующем розыгрыше Новак неотразимо пробил коронный с бекхэнда, одержав самую трудовую победу на турнире. А Ллейтон – Ллейтон показал выдающийся теннис, сделал все, что мог, боролся достойно и красиво, просто Джоковича было больше.
Нишикори – неожиданный герой
За несколько часов до описываемых событий на корте появились Жо-Вилфред Тсонга и Кеи Нишикори. Фаворитом числился француз, но единственную очную встречу минувшей осенью выиграл японец. Впрочем, Нишикори изрядно наелся в предыдущих кругах, в то время как Тсонга с каждым матчем проходил соперников все проще и безболезненнее. Первый сет без затей упал в копилку француза – 6:2, но в следующих двух партиях Тсонга сумел взять лишь три гейма. Японец был не похож сам на себя – он более напоминал молодого Давыденко с налетом тюнингованного Феррера. Быстрые и точные переводы по углам, потрясающие обводящие удары, смена ритма и вращений раз за разом заставали Жо врасплох. Если Тсонга и планировал миновать японца исключительно за счет скорости и мощи, то его стратегия довольно быстро пошла трещинами, чему в немалой степени способствовало и палящее полуденное солнце. Припертый к стенке, в четвертом сете француз начал рисковать, кладя мячи аккурат к задней линии, укорачивая, подрезая и оккупируя сетку. Чуть подсел и японец. Тсонга с трудом удержал преимущество в брейк и перевел матч в пятый сет, где, казалось бы, он должен дожимать слегка расстроенного азиата. На деле же все вышло наоборот – Кеи регенерировался и провел заключительный сет более собранно, и в итоге все решил один брейк в исполнении японца. У Жо были два брейковых мяча при счете 2:4, но свои шансы француз не использовал, сократив представительство своей нации на турнире до нуля. А Кеи оформил первый карьерный четвертьфинал на турнире «Большого шлема».