Valencia Orange — цвет, выбранный для запуска Clio пятого поколения — стал настоящей сенсацией, когда он дебютировал в 2019 году, возможно, потому, что это была первая оранжевая краска, когда-либо выпущенная для серийной модели. Культовый образ, разработанный Рафаэлем, специалистом по цвету в Renault Design. Используя пигменты, перламутр и оксид алюминия, он является специалистом по цвету, который усердно и самоотверженно работает в своей студии, создавая от 15 до 20 цветов каждый год. Убери кисти! Приготовься! Рисовать!
Каждый автомобиль Renault доступен в среднем в семи различных цветах кузова. Каждый тонкий оттенок, контраст или металлический блеск были тщательно продуманы. Все оценивается и окончательно утверждается командами дизайнеров с помощью творческих экспертов и поставщиков, прежде чем оно будет выпущено на рынок.
Я могу делать что угодно, создавать что угодно. С оксидом алюминия, перламутром и всеми необходимыми пигментами для создания цвета. Все цвета радуги. Рафаэль, специалист по цвету в Renault Design
РАДУГА ВДОХНОВЕНИЯ
Проработав в Renault Design 21 год, Рафаэль провел первые 10 лет в качестве художника, прежде чем стать специалистом по цвету. Проще говоря, он создает цвета, которые используются в автомобилях. Работая в Техническом центре — штаб-квартире Renault Design — Рафаэль имеет лабораторию, где он может экспериментировать с различными цветовыми пигментами, и три покрасочные камеры для нанесения и тестирования каждой новой партии.
На практике специалист по цвету – это в первую очередь художник!
Сначала Рафаэль получает набор инструкций от дизайнера по цвету и материалам, который излагает общую идею необходимого цвета и дает первоначальное вдохновение. «Они сказали мне, что мы ищем синий цвет, который может быть светлым или темным в зависимости от машины, и я его беру», — делится Рафаэль.
Есть много вопросов, на которые нужно ответить на этом этапе процесса: Это автомобиль ограниченной серии? Если да, то цвет должен передавать сообщение, что-то короткое и выразительное. Или что-то более стратегическое, более долгосрочное? На каком типе кузова он будет использоваться? Должен ли Рафаэль работать в рамках очень конкретного задания или у него есть доска настроения и вдохновения?
Приоритетом эксперта по цвету является предложение новых идей перед созданием первой партии, которая подлежит утверждению дизайнером. Для этого он использует чрезвычайно точные методы для создания идеального баланса для каждой смеси. «Иногда у меня получается идеальный цвет с первого раза», — говорит Рафаэль. В этом случае одного дня более чем достаточно, чтобы получить одобрение на новый цвет. «Но в большинстве случаев требуется много времени на то, чтобы ходить туда-сюда и координировать свои действия с дизайнером, чтобы получить нужный нам цвет».
Щепотка красного пигмента
Что этот волшебник цвета прячет в своих ящиках и на полках? Не волшебные зелья или книги заклинаний, а пигменты. Много пигментов! «У меня есть сырые пигменты, которые можно найти только в химической промышленности. Другие можно найти в большинстве гаражей. Я смешиваю их вместе, чтобы получить нужный цвет». Раньше пигменты были органическими соединениями, а теперь они синтетические, и существует бесчисленное множество их разновидностей из США, Японии и даже Германии. Наряду с оксидом алюминия и перламутром пигменты являются основными ингредиентами для создания каждого нового цвета.
Краски делятся на несколько больших групп: неметаллические; металлический; перламутровый, трехслойный (состоящий из неметаллического слоя, перламутрового слоя и, наконец, слоя лака); и цветные лаки.
«Это немного похоже на кулинарный рецепт… за исключением того, что вы не облизываете ложку в конце! Должен ли я добавить больше блеска? Или просто легкая нота? Какие цвета хорошо сочетаются? Цветной оксид алюминия или лак следует использовать? Цель всегда состоит в том, чтобы создать что-то новое и гармоничное».
Учитывая, что для получения окончательного цвета требуется всего от трех до восьми ингредиентов, достижение желаемого результата на самом деле зависит от дозировки. Это может означать, что вам нужно приготовить дюжину разных партий, чтобы достичь этого. Очевидно, что количество возможных комбинаций практически бесконечно. «Я не могу позволить себе идти во всех направлениях», — осторожно говорит Рафаэль. Вы должны сделать что-то красивое и в то же время доступное. Что-то, что полностью закончено, но также легко повторяемо. Конечно, цель состоит в том, чтобы создать что-то, что понравится как можно большему количеству людей, но, в конце концов, цена является основным фактором».
Конечный продукт получается путем добавления лака, чаще всего глянцевого. Добавляя смолу в смесь, Рафаэль также может варьировать отделку в широком диапазоне от матовой до атласной. Одна из последних изобретательских идей Рафаэля — «Стеклянные снежинки» — представляет собой состав из крошечных стеклянных шариков, которые при добавлении в базовую смесь или лак помогают краске отражать свет.
ФОРМА: ВСЕ ДЕЛО ПРИВЛЕЧЕНИЯ
После подготовки партии пигментов и получения разрешения от дизайнера по цветам и материалам Рафаэль переходит к более технической фазе. Речь идет о точном воспроизведении цветов каждый раз при «первой сборке». Затем Рафаэль тесно сотрудничает с поставщиком, который отвечает за «соответствие цветов» на основе отраслевого описания. Этот этап занимает около восьми недель. Затем краска наносится на изогнутую форму: большой кусок листового металла, который по-разному улавливает свет в зависимости от угла и его источника. Это дает хорошее представление о конечном продукте. Для последней проверки, чтобы быть уверенным и получить одобрение от проектных групп, Рафаэль наносит окончательную краску на автомобиль в масштабе 1:1. Наконец, фабричные роботы воспроизводят точно такой же цвет,
«Я исследовал все, от белого до черного, от красного до зеленого. В моей профессии мне приходится находить способы заново изобретать себя. Это ключ. Я должен искать новые пигменты. Делать вещи по-другому.
Между днем создания краски и ее первой посадкой на конвейер может пройти до полутора лет. Однако некоторым цветам, таким как Fire Orange от Alpine, требуется в пять раз больше времени (точнее, восемь лет), чтобы увидеть свет.
Чтобы увековечить свое творение, Рафаэль еще раз использовал свое воображение, чтобы назвать свой цвет. Например, название «голубой Занзибар» — цвет, представленный в Arkana, — было навеяно воспоминаниями об отдыхе: «Оно вызывает в памяти цвет белого песка, воды и темного неба над головой».
ОТ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ОРАНЖЕВОГО ДО ПРЕЗИДЕНТСКОГО СИНЕГО
Некоторые цвета, созданные Рафаэлем, стали иконами. Цвета, которые ознаменовали эпоху и умы людей своей дерзостью, новаторством и простой красотой.
«Когда я вижу на улице цвет, который мне нравится, я иногда задаюсь вопросом, какие пигменты использовал наш конкурент для его создания. Тем не менее, это всегда дает мне свежие идеи и оригинальные ингредиенты для работы, чтобы создать что-то, чего вы больше нигде не найдете».
Так обстоит дело с оранжевым цветом «Валенсия», запущенным в пятом поколении Clio. Это первая и единственная оранжевая краска серийной модели за всю историю автомобилестроения. В сочетании с грунтовкой другого цвета лак придает оттенку более глубокую и яркую насыщенность. «Что касается цветных лаков, то мы уже лидировали с огненно-красным», — вспоминает Рафаэль. «Идея заключалась в том, чтобы найти способы сделать следующую модель так же хорошо, если не лучше, постоянно ища что-то оригинальное».
Сложность в том, что не все цвета подходят всем типам телосложения или всем силуэтам. Кузову с округлыми, щедрыми формами, как у Clio, подойдет мощный, насыщенный цвет, например, огненно-красный. В то время как цвет металлик с оттенками серого, например сланцево-серый, подчеркнет большую часть кузова с более четкими линиями, как у нового Megane E-TECH Electric.
Наконец, более тонкие и широко распространенные цвета легче сочетаются с другими автомобильными формами. Полуночный синий — такой цвет. Он использовался в новом Megane E-TECH Electric, ZOE, а также в Espace, которым управлял президент Франции.
ЦВЕТ, НАХОДЯЩИЙСЯ ВИД?
«Последние десять лет я работал над очень богатыми, очень красочными оттенками. Цвета, которые бросаются в глаза», — говорит Рафаэль. «Я любитель цвета. Чем меньше белого, черного и серого, тем лучше для меня! На самом деле, я бы хотел увидеть полный цветовой спектр на дорогах. Но сегодня мир становится все более и более однородным».
Исследование, проведенное в прошлом году компанией Axalta (компания, специализирующаяся на автомобильных красках), подтверждает, что на самом деле цвета становятся более однородными. По его словам, 81% автомобилей, продаваемых по всему миру, белого (38%), черного (19%) или серого (15%). Производители склонны отдавать предпочтение этим цветам, потому что они относительно дешевы в производстве. «Некоторые из этих цветов существуют веками, — говорит Рафаэль. «Они здесь, чтобы остаться. Например, наш белый цвет: ему больше 30 лет!»
В то время как цветовые палитры, предлагаемые производителями, становятся все более ограниченными, некоторые рынки долгое время сопротивлялись «более нейтральным цветам» и продолжают это делать сегодня. В некоторых странах есть культуры, которые приветствуют цвета. Так обстоит дело с Индией, где специи и ткани создают калейдоскоп красок. В 2020 году Renault представила демонстрационный автомобиль Kiger, который открывает путь к новой модели, специально разработанной для индийского рынка. Цвет Aurora Borealis был специально создан для модели и уникален тем, что он меняется в зависимости от освещения и угла обзора автомобиля. Он сочетает в себе сине-фиолетовые оттенки с неоново-зелеными акцентами.
С точки зрения производителя, главный дизайнер Renault по цветам и материалам Франсуа Фаррион сказал в предыдущей статье, что, по его мнению, «Renault имеет серьезное преимущество, потому что предложение бренда включает в себя более широкий диапазон цветов, чем в среднем. Мы продаем примерно на 10% больше цветных моделей, чем наши конкуренты».
Не так давно колористы имели тенденцию создавать перекрестные цвета. Другими словами, цвета, используемые разными брендами внутри Группы. Сегодня каждый цвет является эксклюзивным для производителя или даже для конкретной модели. Каждый бренд имеет свою индивидуальность со своим уникальным визуальным языком. «Dacia — единственная машина с оттенками зеленого, например, с палитрой, взятой из природы», — говорит Рафаэль. «В то время как Alpine использует цвета, основанные на различных оттенках синего, которые мы постоянно обновляем».
Что касается Renault, «сейчас мы работаем над цветами, которые пользуются большим спросом, более тонкими и неуловимыми», — говорит Рафаэль. «Мы поддерживаем определенную степень насыщенности некоторых цветов, но также ищем более тонкие оттенки, иногда даже слегка «металлические». Мы больше склоняемся к более насыщенным цветам с большей глубиной».