Челябинские дзюдоисты так суровы, что золото Лондона вырывают с руками и ногами. Мансур Исаев победил всех. Он – второй чемпион XXX Олимпиады из России. Конечно, нельзя не отметить результаты спортсменов из Казахстана. Видимо, им создают какие-то специальные рукава, шорты из неопрена Алматы, благодаря которым удается быть в такой отличной спортивной форме.
Хорошо жить в большой стране. Это за какого-нибудь японца болеет одна лишь Япония, которую, по выражению Жванецкого, "наш Красноярский край покрывает, как бык овцу". А у нас – сами посмотрите: за первого нашего лондонского чемпиона Арсена Галстяна болел весь Краснодарский край, вся Армения и пол-Москвы. А за сегодняшнего героя Мансура Исаева – весь Дагестан, весь Кавказ, Челябинская область и опять-таки солидная часть Москвы-матушки.
А как можно не болеть за такого бойца? Даже невзирая на российский паспорт Мансура, достаточно увидеть его на татами. Это же ураган, смерч и тайфун в одном флаконе. Своего полуфинального соперника, южнокорейца Ки-Чунь Вана, он за пять минут замордовал до полусмерти, чуть не оторвав ему руку. Да так, что тот не пришёл в себя к поединку за третье место. Предыдущих своих соперников – монгола Ниам-Очира Саинджаргала и азербайджанца Рустама Орухова – Мансур вынес безусловно-досрочно. Правда, соперник по финалу ему достался не из лёгких, но разве могут быть лёгкими дзюдоисты из Страны восходящего солнца, так сказать, основоположники этого вида борьбы?
А ведь к своей первой Олимпиаде и первой олимпийской медали 25-летний уроженец дагестанского села Кизил-Юрта шёл через тернии. В Дагестане, как все мы знаем, много прекрасных борцов, со временем вырастающих в замечательных тренеров, а вот с материальной базой дело не очень. В принципе, того, что есть, для "внутреннего употребления" хватает. Но если хочешь выходить на международный уровень, особенно на олимпийский, надо искать рабочее место где-то на стороне, в более спокойных регионах.
Регион такой нашёлся быстро, благо дзюдоисты уровня Исаева на улице не валяются. Мансура и его более солидного (в весовом измерении) коллегу и друга Сиражудина Магомедова пригласила к себе Челябинская область, известная своей суровостью. Пригласила, создала все необходимые условия и – пошла работа.
Мансуру было тяжелее других ещё и потому, что среди коллег-дзюдоистов он был "самым умным", а умных у нас, как известно, не слишком любят. Умным он стал после того, как в 2009 году окончил Дагестанский государственный университет. Между прочим, кузницу знаменитой команды КВН "Махачкалинские бродяги", чемпиона КВН 1996 года. За время "чёрной пахоты" в Челябинске ему удалось лишь пару раз, да и то на три-четыре дня, съездить на родину. Всё остальное время – тренировки и турниры, турниры и тренировки. Выиграл молодёжный чемпионат Европы, стал третьим на уже взрослом чемпионате мира, выиграл Гран-при в своей весовой категории. Иными словами, к Олимпиаде шёл поступательно и твёрдо. И, пожалуй, ни у кого не было сомнений в том, кто в категории до 73 килограмм будет в Лондоне представлять Россию.
А соперник по финалу Мансуру достался – ого-го! Рики Накая, этакий японский вариант Терминатора. Во время его предыдущих схваток складывалось ощущение, что у этого человека вообще нет эмоций. Ну, или, на крайний случай, у него всё лицо заколото ботоксом. Как бы ни складывался поединок, в какие бы морские узлы ни вязали они друг друга с соперником, на лице Накаи не возникало ни морщиночки, он даже бровью не вёл. И на татами летел с безучастным выражением лица, и чужие руки-ноги на болевой выкручивал без всяких эмоций. Прямо робот какой-то!
Но на японского робота нашёлся наш Мансур. И японский лёд был растоплен нашим огнём и сметён нашим тайфуном. И если полуфинальный соперник Исаева чуть не остался без руки, то финалисту Мансур уже на второй минуте поединка едва не открутил ногу.
Правда, не обошлось без накладок. То самое результативное очко, которое стало в итоге золотым, судьи по ошибке сперва записали на счёт японца. Истины ради, ошибка эта была тут же исправлена, голос японского тренера тут же вырос на октаву и стал заглушать зрителей. Накая пошёл в "последний и решительный", но Мансуру это было только на руку. Пусть ему и самому больше ничего результативного не удалось сделать, но и у японца мысли были не столько о том, что сделать самому, сколько не попасться бы на контрприём. Секунды уходили, соперники атаковали – так и застала их финальная сирена.
Вторая золотая медаль России – и снова в дзюдо. И теперь уже можно с полной уверенностью констатировать, что за четыре года, прошедших после пекинской Олимпиады, наша федерация дзюдо даром хлеб не ела. Как бы ни сложились дела у остальных дзюдоистов, но два золота – это уже два золота. И мы надеемся, что в Лондоне для наших умельцев татами они не последние.
А что касается самого Мансура, то какие слова, кроме воплей восхищения, можно подобрать сейчас? 25 лет назад в дагестанском селе Кизил-Юрт Мустафа и Асият Исаевы назвали новорожденного сына Мансуром, что по-арабски означает "победитель". За этого победителя мы сегодня кланяемся им в ноги.