Наталья Ищенко выиграла шестую золотую медаль в Шанхае и стала 16-кратной чемпионкой мира. Sports.ru восстанавливает справедливость и уделяет внимание незаслуженно обиженному виду спорта. Почему Ищенко не стала Алиной Кабаевой, как в пятнадцать лет ей пришлось уйти из дома и сколько минут она может не дышать – все подробности в материале.
Синхронное плавание в череде водных дисциплин всегда стояло где-то с краю. Пловцы привыкли купаться в брызгах славы, прыгуны в воду и ватерполисты делили оставшуюся популярность между собой, а синхронистки довольствовались остатками с барского стола – то случайный зритель забредет на трибуну переждать паузу в других соревнованиях, то телевидение расщедрится на саммэри лучших выступлений в записи. И на том, как говорится, спасибо.
Двадцать лет назад спорт на телевидении жаловали еще меньше, поэтому маленькая Наташа Ищенко жадно ловила крохи репортажей о синхронном плавании и художественной гимнастике. Мама в пять лет записала ее в обе спортивные секции, вот только очень скоро семья Ищенко встала перед выбором – совмещать два вида спорта становилось все сложнее. Скорее всего, выбери тогда гимнастику, Ищенко стала бы лучшей и там – но сама Наталья потянулась к воде. Сказались гены – ее мама серьезно занималась плаванием.
Десять лет ежедневных тренировок могли надоесть кому угодно, но только не Ищенко. Она просыпалась в 6 утра и бежала в калининградский спорткомплекс «Юность» на первую тренировку, а после школы ее ждала вторая. «Я знала, на что шла», – объясняет она свой выбор. В то время как ее подружки гуляли и играли в куклы, она училась задерживать дыхание на три минуты и садиться на шпагат.
Детство Натальи закончилось очень рано – уже в 14 лет ей пришлось переехать в Москву. Пробиться из Калининграда в сборную России было невозможно, а в «Олимпийском центре водного спорта» растили чемпионов. Ищенко по личному приглашению оказалась в этом инкубаторе, а комнатка в общежитии стала ее родным домом на долгие годы.
Все это время она пахала – по две четырехчасовые тренировки ежедневно шесть раз в неделю. Утренняя в 9.00, вечерняя – в 17.00, между ними обед и пара часов, чтобы вздремнуть, почитать книжку или просто поваляться в кровати. Шутили, что на мужей в российской команде введен строгий мораторий – редкий мужчина стерпит многомесячное отсутствие жены дома. Наталье посчастливилось - в том же бассейне среди прыгунов в воду она нашла свою вторую половину.
В спорте Ищенко всегда чувствовала себя солисткой. Ей не повезло – когда она только начинала свой путь в синхронном плавании строгие дяди из МОК посчитали, что соло не может быть синхронным по определению. Так олимпийская программа обеднела на один вид синхронного плавания, последний комплект медалей в котором был разыгран в 1992 году. Но именно в соло у Ищенко получалось лучше всего – здесь она могла полностью выразить себя, раскрыть свою индивидуальность. Да и сама Наталья никогда не скрывала, что любит находиться на первых ролях и приковывать к себе внимание. Однако ее сольная карьера началась с поражений – на всех турнирах судьи предпочитали прекрасную француженку Виржинию Дидье. Их соперничество длилось недолго – всего два года, одна уже заканчивала, вторая только начинала. Не сказать, что Дидье танцевала на воде лучше – ведь нельзя же сравнивать Майю Плисецкую с Анной Павловой или Анну Ахматову с Мариной Цветаевой. Арбитры политкорректно ставили выше синхронистку из Франции, не только потому, что она того действительно заслуживала, но и чтобы хоть немного разбавить российскую гегемонию.
Если в сольных выступлениях дорога на Олимпиаду для Ищенко была закрыта чиновниками, то в дуэтах пробиться в сборную ей мешала сумасшедшая конкуренция. Дуэт Ермакова – Давыдова был слишком хорош, чтобы вставать с кем-то в пару, и слишком дружен, чтобы разбивать его ради Ищенко. И здесь пришлось ждать, пока соперницы выиграют все, что захотят, освободив место в очереди, благо в группе Наталья по-прежнему была востребована – так она завоевала свое первое олимпийское золото в Пекине. Скорее всего - не последнее.
Став в Шанхае шестикратной чемпионкой мира (и 16-кратной в общей сложности), Ищенко могла установить и абсолютный рекорд на все времена, но не готовила с группой техническую программу. Поэтому семь золотых медалей на одном чемпионате мира выиграет кто-то другой – Наталья на радость соперницам обещала с синхронным плаванием распрощаться после Лондона. Хотя верить этим синхронисткам на слово можно только в том случае, когда они обещают победу. А в остальном – кто их знает…