В большом спорте существует ряд мифов, в которых нет ничего общего с реальностью. Например, что в турнире главное не победа, а участие. Любой спортсмен скажет, что это не так. Но мы хотели бы поговорить о другом стереотипе, что Олимпиада – главное событие в жизни любого спортсмена, а победа на ней – пик его карьеры.
О чём можно поговорить про предстоящую в Лондоне Олимпиаду, когда до неё осталось чуть более года? Об инфраструктуре? Ну да, об этом всегда интересно говорить, кто, сколько и на что потратил, кто сколько украл, что обещал, и что в итоге построил. И не только в России, но и в других, казалось бы, продвинутых европейских странах, вопрос строительства спортивной инфраструктуры стоит примерно на том же уровне, что и у нас. За какие деньги это всё строить и зачем оно всё надо после Игр? Но в Лондоне, похоже, с этим уже разобрались. Несмотря на довольно большую заинтересованность со стороны частного инвестора, все объекты были возведены за счёт государственных денег, и часть этих самых объектов будет затем перепрофилировано под коммерческие цели. Мы уже неоднократно писали об этом и сейчас ничего нового на этом направлении не появилось. Хотя кое-кто иногда вновь поднимает старое и начинает его заново ворошить.
Примерно та же история и с околоспортивной составляющей Олимпиады - инфраструктурой города, цен, волонтёров и прочего. Тут всё то же самое, что и у нас. Есть проблемы, разобраться с которыми обещали специально к старту Игр, но в итоге попросту махнули рукой, сказав, что это не столь важно. Первая проблема, которую решили подобным образом - лондонские пробки. Изначально предполагалось реализовать некий план, запретить на время Олимпиады движение для целой категории машин, перекроить маршруты общественного транспорта, но ничего из этого в жизнь притворено не было и уже не будет. Даже больше, как выяснилось, никто заниматься этим всерьёз даже не намеревался. В мэрии вообще уникальное решение нашли. Точнее, по их мнению, решение будет найдено самой собой. Как уверяют местные власти, многие жители Лондона на время Олимпиады попросту покинут город, чтобы избежать суеты и толкотни. И таким образом проблема пробок решится сама собой. Интересно, а если зрителям вообще запретить посещать соревнования, так и проблем никаких не будет, так что ли выходит?
Сейчас многие обсуждают проблему распределения билетов, но подобная практика существует всегда и практически на всех крупных турнирах, к которым приковано особое внимание со стороны мировой общественности, а потому обсуждать вопрос справедливого или несправедливого распределения билетов или их стоимости, на мой взгляд, абсолютно неинтересно. Интересней было бы поговорить об английской дороговизне буквально на всё - переезд, проживание, питание... С чем организаторы Олимпиады обещали бороться, но дальше устных призывов к местному бизнесу о соблюдении рамок приличия дело не дошло. А, следовательно, и говорить тут не о чём. Все, кто желает посетить Игры, должны быть готовым к тому, что затраты на пребывание в Лондоне могут достичь внушительных размеров. К тому же Великобритания не намерена упрощать визовый режим даже на время Олимпиады, так что даже, если у вас будет необходимая сумма денег, не факт что вас пустят на Острова.
А вот ещё одна обсуждаемая в последние дни тема, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. Все прекрасно знают, что завоевать олимпийскую награду - мечта любого спортсмена. Олимпиада - вершина спорта и конечная цель любого атлета, пик его карьеры. Но так или это на самом деле? Вот уже как год не прекращается борьба между организаторами лондонских Игр и футбольными федерациями Великобритании за то, чтобы под флагом единой британской команды выступали не только англичане, но и шотландцы, североирландцы и валлийцы. В Лондоне хотят видеть объединённую команду, а на местах этому всячески противятся. И тут возникает вопрос - а насколько важна для футбола Олимпиада вообще? В последнее время институт сборных переживает серьёзный кризис, и главное соревнование для них - чемпионат мира, который полностью затмевает все олимпийские футбольные турниры вместе взятые. Да, когда Гарет Бэйл говорит о том, что Олимпиада для него чуть ли не единственная возможность сыграть на высоком международном уровне, понять его можно. Но лишь с той поправкой, что сборная Уэльса вряд ли в ближайшее время пробьётся на финальный этап мирового первенства или чемпионата Европы. Поэтому лично для Бэйла попасть на Олимпиаду большая цель. Но для остального футбольного мира она ровным счётом ничего не значит. Так, приятно, но не более.
И это касается не только футбола. Для тенниса или гольфа, который будет включён в олимпийскую семью с 2016-го года, Игры не представляют такого интереса, как, скажем, для спортивной гимнастики, бокса, гребли, фехтования и особенно лёгкой атлетики. Те виды спорта, которые самодостаточны вне Олимпиады, не нуждаются в ней так, как те, которые, по сути, живут от одной Олимпиады, к другой. У тенниса есть турниры Большого шлема, у гольфа есть Мэйджоры, а у футбола - чемпионат мира. То есть те турниры, которые делают игроков великими. Великими же легкоатлетами, борцами, боксёрами (на любительском уровне) делают Олимпиады. Также Олимпийские игры являются сильным подспорьем для тех видов, которые либо только развиваются, либо желают выйти на новый уровень своего развития. Очень большую ставку на Игры в Сочи делают российские кёрлингисты. А вот включение в олимпийскую семью регби-7 способствовало тому, что в России главная ставка на профессиональное развитие была сделана на регбиюнион, тогда как менее консервативная, но более динамичная и зрелищная регбилиг получает всё большее распространение не только в Австралии, но и в Европе. Мы же в нашей ситуации вынуждены следовать за Олимпиадой.
Для профессионалов же Олимпиада как писаная торба. Вроде вещь и красивая, которой приятно владеть, но абсолютная ненужная. И вместе с футболом тут в одном ряду стоят НБА и НХЛ. Не знаю, какое будущее ждёт игровых видов спорта, где клубные интересы становятся всё значимей интересов сборных, но то, что в том виде, в котором существует футбол на олимпийских играх, не красит ни футбол, ни сами Игры. Для МОКа футбол куда более важен, чем футболу МОК, который именно на футболе отбивает значительную часть своих расходов на организацию и проведение Игр. Но чем дальше, тем меньше к себе интереса привлекает олимпийский футбольный турнир, а порой даже складывается впечатление, что Игры - это утешительный турнир для неудачников большого футбола, тех, кто не может чего-то важного добиться на главных соревнованиях, будь то мировых, или континентальных. В пользу этого довольно горького вывода говорит и сам способ отбора команд, который в итоге выводит чудовищный вид для стороннего зрителя.