Дефицит резерва, минимум ярких открытий, отсутствие ясных критериев отбора на фоне прогресса "возвращенцев" Юрьевой и Ярошенко и надежды на юниоров — в итогах "Ижевской винтовки".
Вольному — воля Чемпионат России, Кубок России, отборочные соревнования на чемпионаты мира и Европы – так полностью звучит название "Ижевской винтовки", традиционного соревнования с без малого полувековой историей. Нет, ей-богу, исходя из названия, это едва ли не главный старт первой половины сезона, не то что какие-то там коммерческие подводящие старты на Кубке мира.
Составы сборных команд Женская сборная. Кубок мира: Ольга Зайцева, Светлана Слепцова, Анна Богалий-Титовец, Екатерина Юрлова, Наталья Гусева и Яна Романова. Женская сборная. Кубок IBU: Екатерина Юрьева, Екатерина Глазырина, Евгения Седова, Ульяна Денисова, Анастасия Калина, Анна Кунаева, Екатерина Шумилова и Дарья Виролайнен. Мужская сборная. Кубок мира: Иван Черезов, Евгений Устюгов, Антон Шипулин, Максим Чудов, Андрей Маковеев, Алексей Чурин. Мужская сборная. Кубок IBU: Артём Ушаков, Алексей Волков, Максим Максимов, Сергей Бочарников, Виктор Васильев, Максим Ихсанов, Тимофей Лапшин, Евгений Гараничев.
На деле же для доброй половины состава на мировой арене хватило и "надцатых" мест, чтобы не осложнять себе предновогоднюю жизнь такими мелочными проблемами, как отбор на первенство мира. Первоначально под освобождение попали Ольга Зайцева, Анна Богалий-Титовец, Евгений Устюгов, Антон Шипулин и Максим Чудов. Но фактически и Светлану Слепцову с Иваном Черезовым в деле мы так и не увидели. Иван, конечно, активно тренировался и даже готовился пробежать спринт, но на 20-градусном морозе справедливо решил не рисковать. Среди остальных "сборников-декабристов" потери составили примерно половину. Андрей Маковеев своё успешное выступление в спринте в Поклюке подтвердил хорошим стартом в индивидуальной гонке, и хотя в спринте и скорость была уже не та, и стрельба подвела, необходимый запас прочности добыл, чего не скажешь об Алексее Волкове. Декабрь ещё с юниорских лет складывается для него тяжело, а потому можно было бы дать парню карт-бланш, выкатав его на отдельных стартах и предоставив возможность планомерно готовиться к чемпионату мира. Ведь если бы норвежцы в прошлом сезоне ставили в такие жёсткие рамки Тарьея Бё, вряд ли бы они получили в его лице олимпийского чемпиона и лидера Кубка мира.
Не потерять бы Вилухину и Булыгину Екатерину Юрлову тренеры также могли досрочно освободить от отбора по своим тепличным критериям (речь идёт о двух попаданиях в двадцатку), но сделали это лишь после блестяще проведённой спортсменкой индивидуальной гонки. Яне Романовой пришлось сложнее всего. Но забегать на последнюю ступень поезда на "Ижевской винтовке" ей не привыкать. Так было в 2008 году, когда она выиграла индивидуальную гонку, и в прошлом, когда успех обеспечил пьедестал в спринте. В этот раз даже личный тренер спортсменки Владимир Анисимов до последнего не был уверен в отборе своей подопечной. После провального выступления в индивидуальной гонке Яна показала хороший ход в спринте на первых двух кругах и со вторым результатом прошла отбор вместе с Натальей Гусевой. Неудачницами же стали Ольга Вилухина и Анна Булыгина. С первой творится что-то совсем непонятное: талантливая спортсменка на глазах теряет в скорости. Конечно, в её нынешнем состоянии выступать на мировой арене никак нельзя, но и с тренеров за такую подготовку спросить бы не мешало. Всё, что происходит в этом сезоне с Булыгиной, и вовсе окутано тайной. Чемпионку мира – 2009 сняли со второго этапа из-за болезни, провели обследование, результаты которого широкой публике неизвестны, и бросили в пекло отбора. Пятого места в спринте оказалось недостаточно, чтобы попасть даже на этапы Кубка IBU. Зато шестого места вполне хватило для того, чтобы отстоять своё место в "молодёжке" потомственной биатлонистке Дарье Виролайнен. В японском сумо для получения тренерской лицензии по окончании карьеры к сыну прославленного борца применяют куда более мягкие критерии отбора. Видимо, такой же подход в молодёжной команде и к урождённой Резцовой – Виролайнен.
"Возвращение Ярошенко – это беда" Вам понравилось собирать новую сборную? Тогда идём дальше. Дмитрий Ярошенко – это, безусловно, большой молодец и трудяга: приехал, вмиг влюбил в себя публику, пробежал стабильнее всех (второе и пятое место) и заслужил шанс проявить себя в Рупольдинге. У Екатерины Юрьевой похуже дела с физической формой, зато глаз-алмаз подводит всё реже. Так, глядишь, к концу сезона вместе с Яной Романовой у нас будут два суперснайпера. С такими радостными мыслями я после первого соревновательного дня подошёл к мэтру нашего тренерского цеха Александру Привалову. Александр Васильевич на стрельбище наблюдал за работой молодёжи и на мой вопрос о возвращении Ярошенко и Юрьевой ответил: "Знаешь, они, конечно, молодцы, но для нашего биатлона – это беда. Она заключается в том, что после двухлетнего перерыва почти никто из молодёжи не может поддержать их даже далёкий от пика формы уровень". Открытием "Ижевской винтовки" в полном смысле этого слова можно назвать только 22-летнего москвича Сергея Бочарникова. В индивидуальной гонке он показал хороший ход, но немного не справился со стрельбой, а в спринте провёл грамотную работу над ошибками. Герои индивидуальных гонок Анатолий Локтионов и Ольга Назарова в спринте перегорели эмоционально и устали физически. Да и сама "биатлонная классика" уже давно приучила к подобного рода сюрпризам.
Даёшь молодёжь О лидерах сборной можно говорить легко и долго, но гораздо интереснее обсуждать резерв, который многих болельщиков интересует никак не меньше. Нашлись же в Ижевске любители биатлона, поздравившие с 19-летием Александра Печёнкина. Может быть, потому он и выдал в спринте лучшую скорость с восьмым итоговым результатом (высшее достижение на взрослом уровне). Под стать ему выступили и совсем молодые девчонки Ольга Галич и Светлана Перминова. Первая поднялась на седьмую позицию, а вторая вплотную подобралась к первой десятке. Что до молодёжной команды, то немного большего мы ожидали от Евгении Седовой, которая чуть-чуть не справилась с грузом ответственности, и Тимофея Лапшина. Свои места в Кубке IBU они отстояли за счёт старого европейского багажа, а шагнуть на ступень вверх так и не смогли. Зато Бочарников с Евгением Гараничевым – братья на век: оба быстры, оба непредсказуемы на стрельбище, но с каждым из них связаны надежды на усиление основы. Как и с Анастасией Калиной, которая ещё в юниорском возрасте стабильно забегала в первую десятку. В этот раз в индивидуальной гонке она была только 18-й, но ходом показала приличное время, а спринт пропустила из-за простуды. Приходит стабильность и к 23-летней Екатерине Глазыриной, которая уже второй год стучится в ворота основной сборной. Как видите, при желании и здесь есть из кого выбрать. Остаётся лишь надеяться, что этими талантами щедрая русская душа распорядится не как Кузьминой и Домрачевой или Вилухиной и Булыгиной.
Зачем проводить Кубок России? На последнем конгрессе IBU президент Андерс Бессеберг говорил о повышение роли Кубка IBU и региональных соревнований. Казалось бы, и уровень Кубка России после этого должен расти. На деле же его роль только уменьшается. В этом году шкала рейтинговых очков на нём столь ничтожна, что, даже выиграв все гонки, можно не попасть в основную команду. Возьмите, к примеру, женскую сборную Тюменской области, которая под руководством Леонида Гурьева доминировала на первых трёх российских этапах, а на "Ижевской винтовке" её представительницы стабильно попадали в десятку лучших. При этом ни одна спортсменка из этой "дримтим" не попала даже на Кубок IBU. А как дела у лидеров мужского Кубка России – хантымансийцев Артёма Гусева и Алексея Трусова? Правильно, им также не дали даже шанса проявить себя в Европе. Ну так надо было выигрывать "Ижевскую винтовку" – и дело в шляпе, скажете вы. Ведь победитель индивидуальной гонки при попадании в шестёрку в спринте пройдёт в команду автоматически. Так-то оно так, но в соревнованиях с участием лучших спортсменов России и два раза попасть в шестёрку тяжело, а тут ещё надо выиграть на заказ самую непредсказуемую дисциплину. Локтионов её выиграл, но провал в спринте не дал ему шанса закрепиться даже в резервной команде. Максим Максимов, в блестящем стиле выиграв спринт, рассчитывал, что уж теперь-то его точно возьмут, а когда узнал о тренерском решении, не стал скрывать разочарования на своей страничке в Facebook: "Да здравствует спортивный принцип?!" Какой из этого вывод? Пойти по американской модели и ставить всех в равные условия на одном конкретном старте? Может, за это и проголосовали бы отдельные региональные наставники, но здравого смысла в этом предложении — как косточек в кишмише. Отдать формирование состава полностью тренерам на откуп – другая крайность, развязывающая руки "кумовству" и личным симпатиям. Конечно, нужно улучшать систему очков, дорабатывать правила отбора, чтобы спортсмен, не проходивший с командой централизованной подготовки, также мог получить свой шанс. Но и тогда, поверьте, найдутся недовольные, чьи интересы будут ущемлены. Потому что в стране, где на старт национальных соревнований выходит под две сотни спортсменов, отбор, похоже, обречён быть таким: бессмысленным и беспощадным. Так, может, лучше обойтись без него вовсе, как это происходит в других странах: выиграл на России, отправляйся на Европу, выступил лучше всех там – езжай на мир, и наоборот. При этом оставить пару молодёжных квот в каждой команде, чтобы талантливые ребята могли окрепнуть, набраться уверенности в себе. А как её наберёшься, если уже с декабря нужно бросаться в такую драку.