Чемпион мира в беге на 110 метров с барьерами Сергей Шубенков подал заявку на выступление под нейтральным флагом.
Возможность стартовать в статусе независимого спортсмена, которую обещала предоставить некоторым россиянам Международная федерация легкой атлетики, грозит расколоть наш многострадальный спорт еще по одному признаку – патриотическому. С одной стороны, понятно, что безвинно дисквалифицированные атлеты должны цепляться за малейший шанс выбраться на свет из своей "клетки". С другой – этот самый шанс состоит в том, чтобы, по сути, отказаться от своей страны, которая много лет полностью обеспечивала спортсмена всем необходимым.
СПАСТИ КАРЬЕРУ
Первым, похоже, не выдержал один из самых конкурентоспособных отечественных атлетов барьерист Сергей Шубенков, заявивший сегодня о подаче заявки на выступление под нейтральным флагом до завершения дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики. Нынешний зимний сезон чемпион мира-2015 уже точно пропускает, так что, очевидно, речь идет о стартах "Бриллиантовой лиги"-2017, начиная с мая этого года, а также о грядущем чемпионате мира в Лондоне. Судя по тому, как вяло сейчас проходит процесс восстановления членства ВФЛА, весьма велика вероятность, что все эти соревнования пройдут без участия сборной России.
Из-за дисквалификации нашей команды Шубенков, сам никогда не имевший проблем с допингом, уже потерял целый 2016 год и пропустил Олимпиаду в Рио. Понятно, что еще год-два без больших соревнований, и на Сергее как на спортсмене топ-уровня можно будет поставить крест. Так что нынешнее решение для него – единственный вариант спасти свою карьеру. Навряд ли кому-то станет легче, если Шубенков сгноит свой талант в ожидании полного снятия санкций с нашей команды. В конце концов, Сергей всего лишь переходит в категорию "нейтральных атлетов", а не собирается выступать за другую страну. Правда, в последнем случае 26-летнего барьериста ждал бы "карантин" – а это новое потерянное время без больших соревнований.
Вроде бы сейчас Сергей поступает правильно и логично. Однако в этой истории есть подводные камни и нюансы. Один из них – Шубенков в прошлом году был среди тех, кто получил из бюджета 4 миллиона рублей за пропуск Олимпиады. Страна компенсировала спортсмену сумму, которую он бы заработал, выиграв золото в Рио. Понятно, что бонус при условии реальной победы был бы больше, не говоря уже о славе и почете. Но это в случае победы. По факту страна все-таки вошла в положение спортсмена. Спортсмен входить в положение страны, похоже, больше не хочет. Хотя проигрывает он при любом исходе.
ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ
В индивидуальном виде спорта отсутствие флага рядом с фамилией россиянина, наверное, будет не так заметно. В конце концов, любой уважающий себя болельщик и так знает, из какой страны на самом деле приехал Шубенков. Однако в процедуре лишения возможности представлять собственную родину есть что-то глубинно-унизительное. Это как гражданская казнь – публичное преломление шпаги над головой в знак лишения "дворянского достоинства". Предложение отказаться от флага – словно проверка, на какую степень позора согласятся наши спортивные звезды ради спасения своих карьер? Есть ли здесь вообще какая-то грань, которую не переступит никто?
Оставим в стороне вопрос справедливости и адекватности нынешнего положения. Но если завтра ИААФ предложит россиянам проходить допинг-контроль публично в стеклянных кабинках или если ради возвращения на старт нужно будет трижды плюнуть в портреты своих тренеров – это тоже будет воспринято как "необходимая жертва"? Ради возможности заниматься любимым делом, кормить семью, жить, а не мучиться. Я далек от мысли, что все, отказавшиеся от выступления под флагом России ради "нейтрального статуса", – предатели. Но перед Шубенковым и всеми его последователями стоит очень тяжелый моральный выбор. Возможно, самый тяжелый в жизни.
ПРЕДАТЕЛИ ИЛИ ГЕРОИ?
Какое бы решение ни приняли спортсмены в нынешней ситуации, их нельзя осуждать. Если бы Шубенков принес карьеру в жертву своей стране – это было бы достойно уважения. Если же Сергей во имя большого спорта переступает через собственное национальное самосознание – это тоже непростой поступок. Наверное, сделать его было бы проще, если у Минспорта существовал универсальный подход к сложившийся ситуации. Увы, пока у нас нет ничего, кроме заявления президента ВФЛА Дмитрия Шляхтина о невозможности оплаты выезда россиян "на соревнования в качестве нейтральных спортсменов". Такой подход запутывает все еще больше.
Если ВФЛА и Минспорта признают за собой вину в дисквалификации национальной команды (а вина некоторых чиновников и впрямь видится гораздо большей, чем вина основной части отстраненных спортсменов), тогда "патриотический момент" необходимо максимально смикшировать и помочь атлетам преодолеть нынешнюю блокаду. Но если все мы на осадном положении, если у нас война с ИААФ и ВАДА до победного конца, то тогда надо не юлить и прямо сказать, что любой согласившийся на "нейтральный статус" спортсмен будет снят со всех госставок и дальше должен действовать только на свой страх и риск. Это будет жестоко, но по крайней мере – честно.