За сеткой металась Тура Бергер. К ней подходили бывшие партнеры по сборной и журналисты, подшучивали, подначивали, напоминая тролля Коллена, хранителя здешних мест. Гигантская его статуя базируется в лесу совсем рядом с местным трамплином и старейшим в мире музеем лыж. А Тура все никак не могла прорваться внутрь соревновательной зоны, хоть и имела журналистскую аккредитацию. Не туда забрела с непривычки. Когда гонялась сама, перемещалась в Холменколлене по другим дорожкам.
Бергер дебютировала в норвежской сборной в сезоне-2001/2002. Уле-Эйнар Бьорндален - на 9 лет раньше. Тура уже два года не выступает, стала мамой. Бьорндален бегает до сих пор. И его выступление на родине станет одной из главных приманок чемпионата мира. Не думаю, что в мире есть хоть один человек. не желающий домашнего успеха ветерану-легенде. А вот непобитые им рекорды, представьте, есть. Уле-Эйнар побеждал в Холменколлене семь раз. Свен Фишер - девять. Век живи, век стремись, Бьорндален. Мы за тебя.
Но и за себя, однако. За сборную России, которая подошла к чемпионату мира, имея ряд безответных вопросов.
Один из таких - Дмитрий Малышко. Он не выступал на чемпионате Европы в Тюмени, какГараничев, Бабиков и Елисеев. Но он и на Кубке мира выступал не так, как от него ждут. Лучшее из мест Малышко в личных гонках этого сезона - пятое. Еще раз было седьмое. Остальные результаты - вне первой десятки.
Малышко - крепкий эстафетный боец? Возможно. Но в обеих победных эстафетах сборной России этого сезона хуже Малышко в команде не стрелял никто. В такой ситуации отказ от тюменских гонок выглядел не желанием знать правду перед Холменколленом, а, напротив, желанием ее не знать. Проверив Малышко на чемпионате Европы, Рико Гросс получал на руки ясную картину. Вместо этого он имеет гонщика-загадку, которого и не ставить в эстафету нельзя, поскольку в большинстве он участвовал, и ставить придется с оглядкой на молодых. Да хоть бы на тех же Бабикова или Цветкова.
С женской эстафетой загадок еще больше. Вся она, по сути, большой туман. Вчера на пресс-конференции Сергей Коновалов объяснил выбор Шумиловой и Юрловой на микст тем, что они лучшие в сборной на данный момент. Вероятно, про Шумилову мы чего-то не знаем, не видели ее в деле в последние дни. Однако если Юрлова лучшая, почему она ни разу в сезоне не выступала на четвертом этапе эстафеты?
Виролайнен разве что в письменном виде не намекала с самого Остерсунда: «Попробуйте меня забойщицей». Не попробовали. Зато финишеркой побывала Шумилова. Крайне сложный психологически и важный командно второй этап тоже ни за кем намертво не закреплен. Да и за кем его было закреплять, если Вироланен то убирали, то оставляли в команде, Шумиловой устроили экскурсию по этапам, Акимова не избавилась от статуса юной (хотя на самом деле не такой уж) дебютантки, а Загоруйко взяли в команду в последний момент?
Во всем этом не было бы ничего грустного, если бы не устоявшийся стереотип: определенность хотя бы с тремя из четырех эстафетчиков позволяет и оптимизм в сезоне иметь, и молодых накатывать. Неопределенность, ответно, требует веры больше в удачу, чем в уровень.
С другой стороны, широчайшим выбор в женскую команду не назовешь, и в этом точно не вина тренеров сборной. А прижатость спиной к стене иногда дает бойкие результаты. Отступать-то некуда. Разозлись до максимума, выходи на старт, гони во весь опор, наплевав на этапы. Повезет, не повезет, - другой вопрос. Главное, чтобы себя не в чем было потом упрекнуть.