В среднем в столицах и окрестностях, как и в Чеченской Республике, матчи ПЛ смотрели 12% жителей старше 10 лет, в остальных регионах – 2%. А самой популярной стала встреча "Терек" – "Зенит".
Хотя бы один матч первого тура российской Премьер-Лиги, вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет, в режиме онлайн наблюдали 4,8 млн жителей страны. Что составляет 3,8% от населения РФ старше 10 лет. Для сравнения в 2003-2004 гг. выборочно матчи одного тура в среднем за сезон смотрели 7-8 млн россиян. В 2006-2008 гг. этот показатель составлял 9-10 млн, а в 2010 г. – около 7 млн человек.
Регионы По географии 4,8 млн поклонников текущего национального первенства распределились следующим образом: • Жители Москвы и Московской обл. – 32% • Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. – 24% • Жители всех остальных регионов – 44%.
А относительно населения отдельных регионов хотя бы одну игру любым из доступных способов увидели следующее количество их жителей (в процентном отношении): • СПб и ЛО – 19% местных жителей 10+ • Чеченская Республика – 12% местных жителей 10+ • Мск и МО – 9% местных жителей 10+ • Остальные регионы (в целом) – 2% местных жителей 10+.
Где густо, а где пусто Удивляться солидному отрыву Северной столицы не приходиться. Ведь матч "Зенита" местные любители футбола могли наблюдать в прямом общедоступном эфире как федерального ("Россия 2"), так и регионального ("100 ТВ") канала. При этом беспрецедентной привилегией бесплатного live-просмотра всех матчей своей команды жители Петербурга и области пользуются уже несколько лет. Что при прочих обстоятельствах выработало у них традицию такого поведения. Не стало неожиданным и второе место Чеченской Республики. Футбол там набирает популярность, а определённую роль к повышенному вниманию публики сыграли недавний выставочный матч с бразильскими ветеранами и приезд чемпиона страны. И всё это помножилось на трансляцию игры "Терека" по каналу "Россия 2", который в республике имеет относительно неплохой охват населения. Как нет ничего неожиданного и в 2% для остальных регионов – либо они не представлены в Премьер-Лиге, либо их клубов не было в прямом эфире на общедоступном ТВ. Кроме этого многие жители РФ (порядка 55 млн чел. 10+) вообще не имели возможности наблюдать прошедшие матчи по "Россия 2". Да и популярность РФПЛ в провинции в последние годы только снижается. А относительно невысокий показатель для Москвы и области во многом обусловлен отсутствием в реально доступном телеэфире игр с участием наиболее почитаемых клубов региона – "Спартака" и ЦСКА.
Рейтинг-лист самых популярных игр первого тура ЧР-2011/12 (вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет): 1. "Терек" – "Зенит" – 3,1 млн чел. 2. "Локомотив" – "Динамо" – 2,6 млн чел. 3. "Ростов" – "Спартак" – 0,8 млн чел.
Все остальные матчи прошли в платном эфире "НТВ-Плюс", и каждый из них имел аудиторию менее 0,5 млн зрителей (с учётом ретрансляций у других ТВ-операторов и на различных web-ресурсах). В прошлом сезоне при таком формате прямых трансляций ("Россия 2", "Наш футбол", Интернет, а с участием "Зенита" и "100 ТВ") максимальную аудиторию имел поединок "Зенит" – ЦСКА (4,3 млн чел.), минимальную – "Ростов" – "Алания" (1,4 млн чел.). А три самых популярных матча первых туров чемпионата России в XXI веке имели такую зрительскую аудиторию (в качестве основного вещателя выступал Первый канал):
1. "Зенит" – "Спартак" (2008 г.) – 10 млн чел. 2. "Спартак" – "Зенит" (2009 г.) – 9,6 млн чел. 3. "Зенит" – "Сатурн" (2006 г.) – 9,1 млн чел. В ЧР-2010 за аналогичной игрой "Рубин" – "Локомотив следили 6,3 млн отечественных телезрителей, что стало минимальным показателем в 2003-2010 гг.
На трибунах Что касается посещаемости стадионов, то на них побывали 0,095 млн россиян – 2% от общей аудитории стартового тура нынешнего первенства. В абсолютном исчислении это худшее значение для первых туров с 2007 года и чуть меньше, чем в среднем за прошлый сезон. Количественные оценки Аналитического Агентства СК для телеаудитории РФ старше 10 лет (квалифицированный охват, вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет), 2002-2011.