Чертово волнение. Джон Нилд по-настоящему запаниковал. Напротив – Хуан Мата с его сыном, а Джон никак не может разблокировать телефон: «Хуан ждал вместе с Алексом, а у меня в голове крутилась мысль: «Я упущу этот шанс сфотографироваться». Наконец, я включил камеру и сделал два фото. К счастью, они получились отличными».
«Манчестер Юнайтед» Луи ван Гала только что дожал «Норвич». Автор единственного гола Хуан Мата поприветствовал фанатов, добравшихся до «Карроу Роуд» (не самый близкий выезд – почти пять часов на автобусе), и побрел в раздевалку. Его окликнул Мемфис Депай, услышавший, как Мату зовет мальчик в инвалидной коляске. «Казалось, что Хуан говорил с нами минут 10, хотя на самом деле это было 30 секунд. Он извинился, что не может отдать майку – это строго регламентируется клубом», – рассказывал ESPN Джон, отец мальчика. По дороге домой телефон разрывался от сообщений друзей и знакомых, видевших все по телевизору. Многие из них знали, что 8-й номер Маты – любимое число Алекса.
За месяц до этого Хуан Мата пришел на испанское телевидение и разгромил современный футбол – за денежное безумие, агентские интриги и повальную коммерциализацию:
«Мы живем в пузыре. Мы зарабатываем невероятные деньги, недостижимые. Если разговор про мировой футбол в целом, я зарабатываю нормальные деньги. Но если сравнить с Испанией и остальным миром – я получаю неприлично много по сравнению с 99,9% населения. Вот мой друг живет в реальном мире. Ему нужно работать, получать пособие по безработице, переезжать, пока он ищет работу. Это нормальная жизнь. Моя жизнь как футболиста – ненормальна.
Мне не нравится то, что футбол стал бизнесом. Я люблю эту игру. Я люблю тренироваться и соревноваться. Я бы с радостью воспринял сокращение зарплаты, если бы бизнес так не влиял на футбол. На том уровне, на котором нам платят сейчас, мы не задумываемся о разнице между «x» и «x+3». Меня пугает, когда я думаю, как я защищен. Стоит появиться маленькой проблеме – сразу кто-то приедет ее исправлять».
В принципе, Хуан не сказал ничего революционного. Но как часто нам доводится слышать нечто подобное от игрока премьер-лиги? Дайте подумать…
Примерно никогда.
Тот спич дал несколько сотен очков к восприятию Маты как одного из самых крутых и милых людей из мира футбола. И пускай он утверждает, что совсем не заботится о своем образе («Я не думаю о том, нравлюсь я кому-то или нет. Просто пытаюсь быть нормальным. Я футболист, но в первую очередь, я человек»), каждый из нас готов признаться: мы обожаем этого парня. Причин, помимо того, что Мата – среди лучших полузащитников АПЛ за декаду, – действительно полно:
– в октябре он разглядел около парковки клубного автобуса старых приятелей – отца и сына Нилдов. Хуан попросил Жозе Моуринью немного задержаться (автобус, на котором игроков «Юнайтед» везли в отель перед домашним матчем со «Сток Сити», уже отправлялся) и подбежал к мальчику – перекинуться парой слов и сфотографироваться. На этот раз телефон не подвел;
– Мата – большой любитель искусства и литературы. Например, интервью для Гари Линекера и BBC записывалось в арт-галерее. В нем Хуан признался: «Мне нравится современное искусство и поп-арт в частности. Я восхищаюсь креативными людьми».
Привычку много читать Мата некогда перенял у Эстебана Гранеро. В числе любимых авторов он называет американского писателя Пола Остера. О, а что насчет стихов Чарльза Буковски? «Синюю птицу» Хуан как-то раз зачитал в телеэфире. Кроме того, ходили разговоры, будто Мата планировал выпустить сборник собственных сочинений. Ну, и раз уж мы говорим о чем-то подобном: его любимый фильм – «Полночь в Париже» Вуди Аллена;
– В конце 2014-го Мата попросил читателей своего блога подкинуть несколько исполнителей и названий песен из 60-70-х. А потом составил по рекомендациям плейлист и разместил на сервисе Spotify. Хороший повод переслушать «Gimme Shelter» роллингов, «Stand By Me» Бена Кинга, а также Боба Дилана, Джона Леннона, Дэвида Боуи и Боба Марли;
– «Каждый выходной я пытаюсь изучить новую часть города. Я запрыгиваю в метро или автобус, прогуливаюсь к различным музеям, галереям и значимым зданиям.
Еще я был на концертах Rolling Stones и Coldplay – проникаюсь английской музыкой», – говорил Мата, играя за «Челси» и живя в Лондоне. С переездом в Манчестер изменилось немногое – Хуан все так же готов отвлечься от футбола и застрять на несколько часов в парке. Локальная мечта Маты – выпить кофе с местным божеством, Эриком Кантона;
– О первых месяцах в Лондоне Мата рассказывал в формате видеодневника. На персональном YouTube-канале можно отыскать много футбольных челленджей – классические попадания в перекладину или штрафные с завязанными глазами. В последнее время Хуан притормозил как видеоблогер, но вы рискуете надолго зависнуть за просмотром ранее записанных роликов.
– Он постоянно участвует в благотворительных клубных программах. На Рождество Мата побывал в домах для детей из малоимущих семей, чтобы поговорить о футболе, подарить красно-белые шарфы и огромные мягкие игрушки («Нравится? Ха-ха, она больше меня»). Именно полузащитник заехал к ушедшему из клуба после 15 лет работы сотруднику и подарил бутылку вина с подписанной футболкой. Перед сезоном-2013/14 он же привез новую форму «Челси» прямо в офис болельщику, оформившему предзаказ.
Какой хороший парень.
***
В пятницу Мата выступил на Player’s Tribune. В его колонке нет острого жизненного преодоления или рассказа о лечении от кокаиновой зависимости – довольно частые сюжеты. Хуан вспоминает финал Лиги чемпионов в Мюнхене, отматывает время назад и рисует ту стоянку, на которой его отцу сообщили, что сына хочет подписать мадридский «Реал».
Еще Мата говорит про своего деда. Он не пропускал матчей внука. В последний раз они пообщались после февральской победы «МЮ» над «Сент-Этьеном». Тяжело больной дедушка слабым голосом отметил, какой замечательной была голевая передача на Мхитаряна. Вскоре он умер, и Мата погрузился в себя. Он взялся за переосмысление всего, что дали ему семья и футбол.
После этих размышлений Мата решил вывести помощь другим на иной уровень.
Он пообещал перечислять 1% своей зарплаты в фонд «Общая цель» (так же называется и сама колонка Маты), поддерживающий футбольные благотворительные программы в 80 странах мира.
Летом Мата съездил в Мумбаи и поиграл в футбол с детьми из трущоб. Он был подавлен условиями их жизни и дал себе слово что-то изменить. Хуан призывает подключиться к программе других футболистов, подразумевая, что для всех один процент – пустяк, но эти деньги, если участников будет все больше, могут повлиять на судьбы других.
«Я ищу в свою команду еще 10 человек – тренеров, игроков, женщин-футболисток, неважно откуда: Африки, Азии, Австралии. Это необязательно мои одноклубники, могут быть и те, против кого я играл, или же те, кто не выступает на высшем уровне. Да не только футболисты: менеджеры, президенты, клубы и даже федерации».
План Маты глобален, он не собирается на этом останавливаться и планирует изменить весь футбольный мир: «1 процент с каждой зарплаты, каждого контракта, каждого счета клуба, агента или федерации идет напрямую на соцпроекты».
Переход Неймара в «ПСЖ» в таких условиях принес бы больше двух миллионов фунтов.