В "Стратегии развития футбола до 2030 года", которая будет рассмотрена на конференции РФС 8 апреля, предусмотрено сокращение числа команд премьер-лиги. Об этом сказал глава РФПЛ Сергей Прядкин.
– Сокращение премьер-лиги – это не цель, а механизм. Целью является повышение общего уровня лиги – финансового, материального и инфраструктурного, – заявил Прядкин. – Возможно предстоит переходный период, когда надо будет сократиться – к примеру, до 14 команд, чтобы окрепнуть. А потом вернемся к предыдущему формату.
14 клубов в чемпионате самой большой страны планеты – необычное предложение. Особенно оно удивляет накануне домашнего для нас чемпионата мира, когда в крупнейших городах России откроют огромные современные стадионы.
С момента создания премьер-лиги в 2001 году наш футбол, пыхтя и надрываясь, тратя колоссальные средства и меняя разные методы, пытался догнать ведущие европейские державы. Мы изменили схему на "осень – весна", чтобы жить по зарубежному календарю, мы бились за место в таблице коэффициентов УЕФА, чтобы массово участвовать в лучших турнирах, наши команды худо-бедно стали играть на приличных полях. Всю дорогу мы думали над тем, чтобы расширить состав лиги – сделать хотя бы 18 клубов, как в высших дивизионах Голландии и Португалии.
И вдруг теперь нам говорят: 16 – это много, нужно 14. И этот сценарий, кажется, готовы воплотить совсем скоро. Были, как Швеция, Норвегия и Чехия, а станем, как Кипр, Израиль и Люксембург.
Возникает ряд резонных вопросов.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ И ГЛАВНЫЙ: ЗАЧЕМ?
"Мы хотим сделать это для того, чтобы клубы полностью соответствовали регламентным нормам", – говорит Прядкин.
При этом совершенно непонятно, как именно банальная арифметика "минус два" приведет клубы в соответствие этим нормам. Допустим, сейчас беспокоит "Томь", которая без денег идет на последнем месте и проводит домашние матчи как гостевые. Неужели если отсечем ее и еще кого-то со дна таблицы – избавимся от всех проблем? Пару лет назад в похожей ситуации был "Ростов" (у него и сейчас не все гладко), немалые сложности со стадионом когда-то испытывала "Уфа", а сейчас оба клуба борются за попадание в еврокубки.
Сократив состав чемпионата, премьер-лига не решит стратегических проблем, а просто упростит себе работу. Меньше команд – меньше мороки.
ВОПРОС ВТОРОЙ: КАК ПЕРЕЙТИ НА НОВЫЙ ФОРМАТ?
Вопрос технический, но оттого не менее важный. В какой-то сезон из премьер-лиги вылетят два клуба, а из первого дивизиона не добавится ни один? Или вылетают четверо, а добавляются два? Или "3-1"? В зависимости от того, на каком из вариантов остановятся архитекторы преобразования, будут появляться новые вопросы и претензии.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: ПО КАКОЙ СХЕМЕ БУДЕМ ИГРАТЬ?
Одна из проблем российского футбола – не самый насыщенный в сравнении с большой Европой календарь. Нетрудно сосчитать, что сокращение числа участников чемпионата при сохранении системы в два круга ограничит сезон 26 турами. Люксембургу этого достаточно, Дании – нет. У датчан первая шестерка разыгрывает титул и места в еврокубках между собой. По похожей схеме действуют и в других лигах с 14 клубами. Система, честно говоря, сложная и громоздкая. Но у нас, как известно, легких путей не ищут.
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ СО СТАДИОНАМИ?
И сейчас есть опасения, что после чемпионата мира многие арены будут пустовать (привет, Саранск, Сочи, Волгоград, Калининград). Сокращение же забьет гвоздь еще глубже – шансы сделать наследие ЧМ-2018 работающим и эффективным станут совсем мизерными.
ВОПРОС ПЯТЫЙ: ПОЛУЧИМ ЧЕМПИОНАТ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА?
Ведь все идет к тому, что наполовину чемпионат России будет состоять из клубов Москвы и Петербурга. В следующем сезоне в премьер-лигу, очевидно, возвращается "Динамо" и впервые попадает "Тосно" – Москва и Ленинградская область, если кто забыл. Вместе с теми, кто есть сейчас, это шесть команд. Даже для чемпионата из 16 клубов – серьезная доля. А для 14 – почти половина. Как это соотносится с развитием футбола в регионах – расскажут на конференции РФС.
В конце отметим, что даже если отбросить эмоции и забыть об уязвленном самолюбии, сокращение все равно трудно объяснить логически. Как мы уже сказали, идея кардинально противоречит пути, по которому лига шла последние пятнадцать лет. Кроме того, этот шаг не отвечает ни на один из вызовов, которые сейчас стоят перед чемпионатом. Вместо готовых ответов реформа предлагает лишь новые вопросы.