В честь 27-го дня рождения Артёма Дзюбы представляем его жизненный и футбольный путь в формате азбуки.
Адилсон – в результате столкновения с полузащитником «Терека» Дзюба получил осколочный перелом носа. После этого они с Адилсоном обменялись взаимными претензиями в прессе (Артём уверял, что бразилец специально ударил его по лицу), и конфликт, вроде бы, был исчерпан.
Бэтмен – после того как Дзюба начал тренироваться в специальной маске (последствия того самого перелома носа), обнаружилось сходство с героем комиксов – сам же Артём его и озвучил, причём сделал это на первом занятии «Зенита». «Бэтмен вернулся!» — бросил довольный футболист по пути к тренировочному полю.
Вираж – с активными фанатами «Зенита» Дзюбе поначалу приписывали чуть ли не войну. Накануне первого матча в прессе писали о многочисленных акциях болельщиков и
готовящейся обструкции. Локальные выражения недовольства приходом экс-футболиста «Спартака», возможно, действительно были. В целом же всё прошло достаточно мирно и незаметно: «На улице встречаю болельщиков, потому что очень часто в парке гуляю. Пока все попадались очень адекватные и доброжелательные – никаких инцидентов не возникало», — признался футболист.
Главный тренер – профессия, которой Дзюба пока не овладел, но обязательно овладеет: «20 лет назад я начал играть в футбол. И почти сразу понял, что это именно то дело, которым я хочу заниматься и которое люблю больше всего. Мне очень нравится играть, тренироваться и, конечно, забивать голы. Думаю, что после окончания карьеры игрока я точно останусь в футболе. Очень хотелось бы стать тренером».
Джано – один из многих бывших партнёров Дзюбы, с которым у Артёма остались хорошие отношения. Оба неплохо общались ещё в карпиновском «Спартаке», затем вместе прошли через ростовскую аренду и тепло приветствовали друг друга, когда Дзюбу сослали в дубль за нежелание продлевать контракт. «Конечно, мы с ним друзья. И в «Спартаке» дружили, и сейчас везде вместе. Я очень рад, что в «Ростов» мы перешли вдвоём. Это помогло гораздо быстрей адаптироваться на новом месте», — признавался Джано.
Екатеринбург – именно в этом городе Дзюба впервые отличился за «Зенит». Причём сделал это довольно-таки эффектно – обработав роскошный пас от Олега Шатова, Артём аккуратно пробил в дальнюю девятку.
Журналист – к 27 годам Дзюба успевал попробовать себя не только в роли футболиста, но и исполнял репортёрские обязанности.
«Зенит» – «Один матч, и сразу титул! Выходит, не зря ушёл из «Спартака», — короткое интервью Дзюбы после победы в Суперкубке, пожалуй, красноречивее всего рассказывает о мотивах переезда футболиста из Москвы в Санкт-Петербург.
Игрочишка – именно так в шутку прозвали Дзюбу партнёры по «Зениту», а во время первого интервью Артёма в новом клубе настолько громко выкрикивали новое прозвище в сторону камер, что едва не сорвали общение новичка с журналистами.
Карпин – человек, с которым, по словам Артёма Дзюбы, ему лучше больше не пересекаться: «Нам действительно лучше не встречаться с Карпиным. Иначе для кого-то эта встреча плохо закончится...».
«Лилль» — команда, проявлявшая интерес к Дзюбе зимой, именно в тот период, когда Артём торговался со «Спартаком» и ещё не подписал контракт с «Зенитом». «Есть ли вероятность, что Дзюба уедет в Европу? Вряд ли. Насколько я знаю, «Лилль» его звал, но предложил примерно те же деньги, что у него есть в «Спартаке», — рассказывал «Чемпионату» известный агент Алексей Сафонов. С «Лиллем» в итоге, как вы понимаете, у Артёма не сложилось.
Похудел – первое, что, по мнению Геннадия Орлова, изменил в себе Артём Дзюба после трансфера в «Зенит». «Если в «Ростове» футболка его облегала, то теперь она на нём висит», – заметил комментатор.
«Ростов» — команда, дважды приютившая Артёма у себя, и одновременно один из двух клубов, вместе с которым Дзюба завоёвывал титул – в данном случае Кубок России.
«Спартак» – родной клуб Дзюбы, расставание с которым, впрочем, всё равно оказалось не самым дружелюбным. И это мягко говоря. «Считаю, что со мной некрасиво поступили в «Спартаке». Даже руку уже не жали. Все акционеры, кроме Федуна, прошли, поздоровались со всеми, кроме меня. Тут речь даже о простом уважении уже не шла. Контракт заканчивался. Могли бы по-человечески подойти и поговорить, глядя в глаза. В итоге отправили в аренду без продления контракта. Даже разговоров на эту тему не было.
Но как только я вернулся и начал забивать, стали панику поднимать – подписывай контракт. Говорю: «Давайте зимой к этому придём. А пока буду спокойно играть». Мне отвечают: «Нет, сейчас». Прошу: «Давайте я подумаю». И меня сразу убрали в запас. Всё! А потом начались разговоры про деньги, ещё что-то. Честно: это было непорядочно и некрасиво. Пока не хочу говорить об этом подробнее. Но когда-нибудь расскажу полностью», — откровенничал Артём в интервью телеканалу «НТВ-Петербург».
«Томь» — ещё один особый клуб для Дзюбы. Клуб, который взял Артёма в аренду после известного конфликта с Владимиром Быстровым. Клуб, которому футболист забил свой первый гол в чемпионате России – дело было 15 апреля 2007 года: в том матче Артём вышел на замену вместо Дениса Бояринцева и на 72-й минуте поразил ворота «Томи».
Франция – с этой страной у Артёма также связаны особенные воспоминания. Не только потому, что зимой им интересовался «Лилль» — в 2007 году Дзюба забил свой первый гол в еврокубках. Случилось это в матче с «Тулузой», в котором «Спартак» уступил 1:2.
Эмери – он же главный тренер «Севильи». Он же двукратный победитель Лиги Европы. Он же трёхкратный обладатель бронзовых медалей чемпионата Испании. Он же, как выразился Дзюба, «тренеришка» — правда, о своих словах Артём с тех пор наверняка не раз пожалел.
Юмор – пожалуй, главная фишка Артёмы Дзюбы. В какой бы ситуации ни оказался футболист, он всегда излучает позитив. «Дзюба знает всего пару слов на испанском языке, но всё равно пытается шутить. Вообще, у нас очень хорошая обстановка в команде», — уверял Эсекьель Гарай в интервью каналу Piter TV.
Якин – завершим нашу азбуку финальным откровением Артёма в эфире телеканала «НТВ-Петербург». На этот раз речь пойдёт о ещё одном экс-тренере «Спартака»: «Поначалу у нас с Якином были потрясающие отношения. Он часто вызывал, разговаривал со мной. Были моменты, когда я действительно плохо играл. Но был и такой случай. В прошлом году один из тренеров — помощников Мурата Якина — меня «завалил». Подготавливал к игре. Вернее, восстанавливал, скажем так. Была небольшая травма. Он засунул меня восемь раз в ледяную воду и восемь раз — в тёплую. Я кричал ему: «Может, лучше не надо?!» На что тот отвечал: «Слушай меня: мы делаем правильно». Дело было перед игрой с «Амкаром». На следующий день я пришёл с температурой 39,2. Сказал: «Спасибо огромное». Мне ответили: «Ничего страшного – температуру собьём, ты нам нужен». Мурат Якин действительно попросил поехать в Пермь – Юра Мовсисян был травмирован, нападающих не было. Поехал с температурой. Всю ночь не спал. Антибиотики – да что только в меня не пичкали. Пытались поднять на ноги. На ватных при 37,5 отыграл. Проиграли 0:1. После этого просто не мог ходить и слёг».