УЕФА устала ждать у моря погоды в проблеме с так называемой "третьей стороной" в вопросах собственности игроков и собирается ввести свои правила по этому вопросу без согласования с ФИФА.
Уже в следующем сезоне в придачу к кое-как работающим сейчас правила "финансового фейр-плей" может добавиться система штрафов и дисквалификаций за использование игроков с раздельными правами владения и привлечением так называемой "третьей стороны". Нарушители, в конечном счёте, могут столкнуться с запретами на трансферы, а также исключением таких игроков из Лиги чемпионов.
Подобная практика владения правами на футболистов перенеслась в Европу из Южной Америки, где сложно найти игрока, полноценно принадлежащего клубу, в котором он играет. Сейчас она повсеместно распространена в первую очередь в Португалии, Испании, а также некоторых странах Восточной Европы, в особенности – в Сербии и Хорватии. Исследование показало, что сейчас в европейском футболе есть множество футболистов, права на которых в объеме как минимум 50% принадлежат третьим лицам – агентам, агентствам, оффшорным фондам. Общая стоимость таких игроков – 1,1 миллиарда евро!
Одним из наиболее влиятельных агентов в европейском футболе, построившим свой бизнес на владении частью прав на игроков является португалец Жорже Мендеш, ведущий дела практически всех мало-мальски звёздных игроков, выходцев из португальского чемпионата. Криштиану Роналду, Анхель ди Мария, Радамель Фалькао, Хамес Родригес, Жозе Моуриньо – вот перечень только тех клиентов Мендеша, которых можно считать звёздами первой величины.
Подобная практика по мнению чиновников УЕФА становится все большей угрозой европейскому футболу: "Это угрожает целостности спортивных соревнований, повреждает контрактную систему, подрывает отношения доверия между игроком и клубом, создает конфликт интересов, а это значит, что у игроков становится всё меньше контроля над развитием их собственной карьеры, а клубы, которые делают ставку на таких исполнителей попадают в порочный круг долгов и зависимости, повреждая общий имидж футбола". Это слова Джанни Инфантино, генерального секретаря УЕФА.
"Кроме того мало кто сомневается, что сторонние инвесторы влияют на трансферную политику клубов, хотя правила ФИФА и запрещают это. Это на самом деле результаты собственного подробного исследования ФИФА. Мы считаем, что пришло время действовать и если ФИФА не рассмотрит эту проблему, то за дело возьмётся УЕФА".
Зепп Блаттер обещал заняться этим вопросом ещё в 2007 году, когда возник скандал с "делом Тевеса", но с тех пор утекло много воды, но ничего не изменилось. Главной проблемой для ФИФА принято считать то, что система разделенных прав владения игроками настолько укоренилась в Бразилии и Аргентине, что ведение любых санкций приведёт к развалу всей трансферной системы в этих странах, остановке чемпионата и другим неприятным последствиям.
В Европе уже несколько стран запретили приобретать игроков с раздельными правами собственности – в первую очередь этим моментом обеспокоилась Англия, позже к ней присоединились Франция и Польша. Теперь любой клуб АПЛ, который решил приобрести "проблемного игрока" наподобие ещё одного клиента Жорже Мендеша Эльякима Мангала должен действовать в связке со специальной комиссией, которая щепетильно изучает контракт футболиста на предмет наличия в нём различных бонусов и процентов "третьей стороны".
Сторонники раздельного владения игроками говорят о том, что такая практика позволяет бедным клубам получить игроков, которых при прочих условиях они не могли бы себе позволить, но исследование показало, что наоборот – такие сделки приводят клуб в круг "задолженности и зависимости". Кроме того – очень сложно полностью доверять игроку, который управляется агентом и не подчиняется клубному руководству. Здесь может пойти речь и о договорных матчах и о том, что у клуба нет решающего слова при проведении трансферных сделок.
Для борьбы с этой проблемой УЕФА намерен создать специальный департамент наподобие того, что был создан для отслеживания нарушителей "финансовой справедливой игры", а также разработать кодекс с которым и будет работать новый орган. Практически все новые правила проходят апробацию и в первые годы внедрения их могут быть пересмотрены, но злостным нарушителям, среди которых сейчас числятся все португальские гранды будет очень сложно перестроиться даже за 2-3 года.