Президент Союза ММА России многократный чемпион мира по смешанным боевым единоборствам и боевому самбо Фёдор Емельяненко подвёл итоги прошедшего в Омске чемпионата России по ММА, оценив уровень бойцов, организации турнира, подвергнув критике участников финала в тяжёлом весе, дав оценку долгосрочной перспективе одного из самых быстроразвивающихся видов спорта. Отметим и тот факт, что все больше людей в России занимаются в секциях единоборств.
— Фёдор Владимирович, как ощущаете себя после проведённого чемпионата? — Уставший, но с чувством полного удовлетворения. Чемпионат России — это отбор лучших кандидатов в сборную страны, который проводится раз в году. Турнир получился интересным, конкурентоспособным.
— Омск сохранил высокую планку проведения чемпионата? — Всё было на высоком уровне. Каждая организация старается не уступить прошлогоднему чемпионату, с каждым годом турнир становится лучше и достойней. Радует такая самоотдача организаторов. Все спортсмены могут оценить высокий уровень прошедшего чемпионата и понять, насколько достигнут прогресс в сравнении с прошлым годом, а нас радует рост самих ребят.
— Введение весовой категории до 61 кг полностью себя оправдало? — Конечно, и сами ребята молодцы, проводили классные бои с первого круга чемпионата и до последнего. Я думаю, что введение новой весовой категории было оправданно. Меня порадовали выступления ребят.
— Как прокомментируете ситуацию, сложившуюся в тяжёлом весе, когда бойцы действовали пассивно? (Ризван Куниев и Амирхан Исагаджиев работали не в полную силу, чем вызвали недовольство публики и были наказаны судьями. ) — Я считаю, что это нехорошо. Если вы выходите в финал, то должны видеть по каждому бою, насколько сильна наша сборная, и не должны показывать свою слабость. Если вы друзья и братья, то бой можно вести по-другому. Например, мы с братом Александром выходили, и никто не понимал, настоящий у нас поединок или нет, хотя мы с Сашей никогда не бились и не показывали жёсткий бой, старались выйти и продемонстрировать красоту самбо. Так и тут: если вы большие друзья, то покажите красоту ММА. А толкать друг друга в живот пять минут, потом вторые пять минут изображать работу — это людям не нравится. Это не красит наш спорт, не нужно делать из этого цирк.
— Недавно вы присутствовали на чемпионате Азии. Можете сопоставить уровень его участников с уровнем наших ребят? Насколько, по-вашему, успешной будет сборная России на мировом уровне? — Я думаю, у нас отобрались лучшие. Ребята до тяжёлого веса все показали хороший уровень и красивые бои. Прошёл огромный отбор, многие пытались пробиться на чемпионат России, но немногие попали. Те, кто прошли отбор, достойно провели поединки. Меня порадовали и выступления в федеральных округах, и сам чемпионат России. Я думаю, что наша сборная будет лучшей на чемпионате мира и на чемпионате Европы. Посмотрим, конечно, ведь казахи наступают на пятки и другие сборные пытаются поравняться с нами. Когда проигрывает наш боец, наблюдается всеобщее ликование. Многие болеют против нас. Мы должны держать планку, которую мы сами подняли. Нам нужно соответствовать уровню.
— Насколько Союз ММА сумел прибавить за прошедший год в плане развития и охватов регионов? — Радует, что у нас появляются новые и новые регионы, есть инициативные люди, желающие развивать спорт и заниматься физическим воспитанием молодёжи. Сегодня на президиуме федерации мы приняли несколько новых членов — Бурятию, Камчатку, Курган — и в ближайшее время вступит Тыва, но их президент не смог приехать. Открываются новые клубы, мы лицензируем и аттестуем тренеров и судей, проводим семинары, мастер-классы. Работы очень много, радует, что идёт стабильный рост.
— Какие планы у Союза ММА на ближайшее, летнее время? — В турнирах будет небольшая пауза, но сборы для ребят будут продолжаться. Главный тренер сборной Геннадий Павлович Капшай проведёт работу вместе со старшим тренером Шамилем Алибатыровым. Мы со своей стороны тоже будем двигаться. У нас есть вопросы, которые нужно решить с Министерством спорта и Международной федерацией.
— Что говорят наверху о перспективах ММА и возможности включения в Олимпийские игры как одного из самых динамичных видов спорта?
— Сейчас Вадим Филькенштейн занимается переговорами со «СпортАккордом» на международном уровне. Принятие нас в «СпортАккорд» будет первой ступенькой. Дальше будем ставить планки выше. Осенью у нас пройдёт чемпионат мира и чемпионат Европы, а зимой – Суперкубок. Сейчас наша цель — больше уделять внимания Сибири, Уралу и Дальнему Востоку. Если говорить о поддержке ММА, то на наш вид спорта реагируют по-разному. Есть главы регионов и чиновники, которые помогают, чтобы наш вид спорта развивался, а есть те, которые пытаются заниматься самопиаром на фоне нашего спорта. Обещают много, но ничего не делают. Бывает, что помощь приходит оттуда, откуда её не ждёшь.
— Сейчас вы стали лучше чувствовать себя в общении с чиновниками, чем год назад? Насколько хорошо вы сумели адаптироваться к новой для себя стезе? — Неправильно говорить исключительно о себе в данном случае, потому что со мной работает команда, которая чувствует ответственность за свои действия. За мной стоят друзья, помощники, главы федераций, которые чувствуют поддержку регионов. Нам ещё есть над чем работать. Мы исключаем членов, которые недостойно себя показали, стараемся стимулировать тех, кто хорошо работает. Радует, что подобрался замечательный коллектив, и все мы делаем своё дело, выкладываемся на все сто.
— В мае в Челябинске вы посетили чемпионат мира по тхэквондо и открыли в УралГУФКе факультет ММА. Планируете ли делать что-то подобное в других вузах? — Конечно, Союз ММА России заинтересован в том, чтобы у нас были кадры и тренеры. Мы очень благодарны УралГУФКу за помощь и поддержку нашего вида спорта. Университет охватит не только Челябинск, но и прилежащие области и округа.
— Перед открытием чемпионата вы сыграли с командой «Омск спортивный» в футбол. Как часто выходите на поле и чего не хватило для победы? — Наверное, сыгранности. У нас в союзе хорошая, сыгранная команда, но в командных видах спорта нам нечасто удаётся играть, а когда удаётся, речь идёт о силовых видах спорта. В футбол мы старались играть мягко и технично, но команда «Омск спортивный» действовала слаженнее. Видно, что ребята играют между собой и имеют сыгранную команду.
— Что можете сказать по поводу ситуации с Александром Шлеменко, которого обвиняют в употреблении допинга? — Я старался поддержать Александра. Верю, что в ближайшее время эта ситуация разрешится. Я верю Александру, не понимаю, почему не оглашается препарат, который якобы нашли. Многие нюансы не укладываются в голове. Дай бог, Александру выступать ещё много лет. Мы посетили его зал, который является мечтой для любого единоборца. Видно, что ребята смотрят на него с воодушевлением и благодарностью как на тренера и вдохновителя.
— У вас разбитые костяшки, как часто заходите в зал? — Где-то зацепился, наверное, когда из машины выходил (смеётся). В зале иногда бываю каждый день, иногда не получается. Например, во время недавнего визита в Таджикистан не смог найти время. В Омске тоже настолько плотный график, что потренироваться невозможно. В Москве после работы у меня есть возможность тренироваться.
— Бои не снятся? — Слава богу, нет. Армия иногда снится, а бои нет.
— Что у вас за изображение на телефоне? (Чехол телефона стилизован под военную тематику, с изображением участника ВОВ. ) — Это мой дедушка. Он воевал, а год назад ушёл из жизни. Его звали Фёдор Николаевич, а мама назвала меня в его честь. Фёдор тогда было очень редкое имя. В детстве мне казалось, что на всей земле есть всего два Феди — мой дедушка и я. Сейчас доходит до смешного, что на улице слышу имя Феденька, поворачиваюсь и вижу какого-то малыша.
— Сейчас вы не думаете о пополнении в семье? — Как бог даст.