Для игроков НБА настали времена смуты. Локаут затягивается, и сейчас самое главное – правильно распорядиться своими накоплениями и не вылететь в трубу. Мы предостерегаем игроков, которые любят жить на широкую ногу, и вспоминаем самые известные случаи, когда баскетболисты объявляли себя банкротами.
Напугали всех профессиональных спортсменов еще в 2008-м. Специальная финансовая комиссия выяснила, что 60 процентов игроков НБА уже через пять лет после завершения карьеры не может свести концы с концами. Многие звезды, спохватившись, стали бизнесменами, но, по оценкам экспертов, сейчас дела обстоят еще хуже. Большинство проектов, которые игроки пытались воплотить в жизнь, были заранее обречены на неудачу, а остатки средств доедали предприимчивый агент и дальновидная жена, подавшая на развод.
С недавних пор в США объявлять себя банкротом стало модно – зачастую предприниматель только на бумаге является неплатежеспособным, в то время как его бизнес проходит перерегистрацию. Тем более с «униженного и оскорбленного» снимаются все обязательства и долги, утянувшие его на дно. Вот только когда на мель выбрасывает бывших профессиональных спортсменов, о раздутых зарплатах которых говорят на каждом углу, случай становится достоянием общественности.
отя, если задуматься и краем глаза зацепить выпуск светских новостей, то многое становится понятным. «По домам» ходить не надо, чтобы знать о том, что в распоряжении игроков находится целый гараж, в котором томятся самые навороченные мустанги. Чем больше у игроков денег, тем больше они их тратят, и машинами дело не ограничивается. Ежедневно с их счетов списываются тысячи долларов за обслуживание, уборку и оплату услуг.
Покопавшись в платежной ведомости Шакила О’Нила, можно, к примеру, обнаружить, что в месяц на обслуживание гаража он тратит 156 тысяч долларов, еще 40 тысяч «Дизель» платит за уборку в своих домах. На этом фоне чек за кабельное телевидение в размере 2 тысяч долларов выглядит сущим пустяком – мелочью в заднем кармане. Но это Шак, который каждый год получал по 20 миллионов, постоянно снимался в рекламе и вообще был славным малым.
А что делать, если половину твоего состояния получила бывшая жена, а суд обязал выплачивать ежемесячные алименты? Как выкрутиться, если ты вложил все деньги в бизнес, а он прогорел? И что поделать, если еще в колледже пиявкой прицепился агент, который выкачивает из тебя миллионы? ЛеБрон Джеймс уже принял все необходимые меры, а вот парни из списка ниже на своей шкуре почувствовали, что значит «вылететь в трубу».
Двукратный чемпион НБА в составе «Буллс» в 2007 году был задержан полицией на границе штата Алабамы. Джейсона Кэффи обвиняли в уклонении от уплаты алиментов сразу восемь женщин. В качестве веских доказательств бывшие девушки игрока притащили на слушание десять детей, которые ревели с ними в унисон, требуя возмездия. На беду Кэффи судьей в Атланте была женщина. Она с чистой совестью отклонила требования Кэффи признать его банкротом и выписала ордер на арест игрока за уклонение от уплаты пособий в размере двухсот тысяч долларов. Кэффи после этого произнес что-то вроде «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!».
Первая мысль – да не мог он столько денег спустить на пончики! Конечно, все гораздо серьезней. Карри погряз в карточных долгах, брал в кредит, ежемесячно тратил по 30 тысяч долларов на персонал и уборку своего особняка, который он впоследствии благополучно заложил. После этого толстяк совсем расстроился и поехал в Лас-Вегас, где на успокоение души ушло еще полтора миллиона. Деньги получали агенты, которые пытались найти для центрового новую команду, близкие родственники, подружки, дети (в количестве семи штук) и различные фонды по «борьбе с чем-то». Карри успел сменить несколько машин, купил яхту, но не потратил ни цента на толкового диетолога.
Одного взгляда на список команд хватит для того, чтобы предположить – здесь замешан агент. Но Андерсон уверяет, что в банкротстве виноват только он сам. Локаут в 1998 году был для него как манна небесная – практически целый год его первая жена Акбар не получала от игрока денежных отчислений. До этого предприимчивая бизнесменка отсудила половину состояния Андерсона, а также игрока обязали выплачивать по 9 тысяч долларов ежемесячно на содержание ребенка. Детей у баскетболиста было девять, бывших жен – три. Не просто приходилось парню. Он чуть ли не каждый год менял команду для того, чтобы выгадать лишних 200-300 тысяч долларов и хоть как-то расплатиться с долгами. 60 миллионов не такая большая сумма, если у тебя восемь машин, пятикомнатный особняк на Беверли Хиллс, а дело, которое ты затеваешь, прогорает. Дольше всего не унималась первая жена. Получив целое состояние (около 6 миллионов долларов), она сменила номерные знаки на своей новой машине и теперь там красуется надпись «HISCASH» (Его деньги). Так получается, что регистрация банкротства в 2005 году стала одним из самых счастливых событий в жизни Андерсона. На тот момент он был повязан и ежемесячно выплачивал более 40 тысяч долларов своим кредиторам.
Помимо долгов у Коулмэна были и другие проблемы – с наркотиками, выпивкой, лишним весом. Про травмы игрока вспоминают редко, про сравнения с Чарльзом Баркли – слишком часто.
В 2010 году перед домом Коулмэна выстроилась целая очередь из кредиторов. Сто различных частных лиц и фирм, среди которых «American Express» и «Verizon». Возглавлял эту процессию мэр Детройта и бывший игрок НБА Дэйв Бинг. Долг Коулмэна на момент «оформления» банкротства составлял больше 5 миллионов долларов. Но бывший игрок не считает себя бедняком и при первом удобном случае показывает свои шубы, хвастает коллекцией ролексов (до 40 наименований), козыряет «Бентли» 1997 года выпуска, «Новой» из 70-х и «Лотус Элиз». О том, что в 2009 году у него конфисковали дом в Нью-Джерси за неуплату долгов, Коулмэн обычно умалчивает.
То, что этот парень не задумывается о последствиях, все узнали еще в 1997 году. На тренировке «Уорриорз» Спрюэлл вцепился в горло Пи Джей Карлисимо, и тренера еле оттащили от обезумевшего игрока. Тогда Дэвид Стерн устроил показательную порку и дисквалифицировал игрока на 68 матчей.
Этот инцидент не помешал Спрюэлу сколотить весьма успешную карьеру, заработать целую кучу денег и за пару лет все спустить. А когда «Миннесота» предложила ему новый контракт на 21 миллион долларов, игрок разразился тирадой в адрес владельца команды Глена Тэйлора: «У меня же семья! Мне ее нужно кормить. Денег нужно больше, потому что иначе через несколько лет вы увидите моего ребенка в рекламе, где предлагают сделать пожертвования в пользу малоимущих». Через три года сюжет стал приобретать реальные очертания. Вначале федеральные агенты конфисковали яхту, затем Спрюэлла лишили прав на дом, а тут еще одна из бывших подружек с ребенком подала иск на 200 миллионов долларов. Это она так, для начала. Сейчас Спрюэлл – враг номер один в Висконсине. Его долг перед штатом составляет больше трех миллионов долларов.
Уокер прошелся по всему списку – теперь его не пускают в казино, бывшие жены разговаривают с ним только через адвоката, недвижимость в Чикаго и Майами конфискована, а сам игрок пылит в D-лиге. Ему еще нужно выплатить кредиторам 4 миллиона долларов, поэтому до тех пор пока соперники покупаются на его финты, а мяч залетает в кольцо, Уокер будет радовать нас своей игрой хоть в Пуэрто-Рико. Зато у Антуана остались воспоминания – о том, как за ним ходила свита из 60 человек, о том, как он сидел за игровым столом с самим Майклом Джорданом.
Мы запомним его как баскетболиста, выигравшего чемпионат НБА и Олимпийское золото в один год. Как игрока, который умел на площадке все и лишал подобной прерогативы других. Как настоящую звезду, которой было суждено томиться в тени Майкла Джордана, но даже в этом мы найдем свой необъяснимый шарм.
Мы с радостью забудем Пиппена в форме финских и шведских команд и его сомнительное достижение, которое занесено в Инвестопедию. На протяжении 17 лет своей карьеры он думал о будущем, вкладывал деньги в бизнес, но неизменно терпел неудачи, потеряв в общей сложности более 100 миллионов на различных проектах вроде самолета «Гольфстрим».
Мы все забудем, просто немного обидно, что список неудачников возглавляет один из лучших игроков в истории лиги.
***
Смотришь на этот круговорот миллионов в природе, и становится немного страшно. Страшно за Лэндри Филдса. Новичок за прошлый сезон в «Нью-Йорке» заработал 473 тысячи долларов – это минимальный контракт в НБА. Федеральный налог, который составляет 35 процента «съел» 165 тысяч от этой суммы. Сборы штата составляют 8 процентов – это еще 37 тысяч долларов. Последними «дань» собирают власти города – минус 17 тысяч от первоначальных чисел. Итого получается, что Лэндри Филдс получил за сезон 254 тысячи долларов, и тут грянул локаут. Уважаемая НБА, этот парень не будет покупать себе восемь машин, он учился в «Стэнфорде» четыре года и знает, как планировать бюджет. Ради таких игроков сейчас стоит идти на уступки.