Процент реализации: с игры (50.8/48.3), из-за дуги (42.9/44.4), с линии штрафных (66.7/72.2).
07 сентября 2015, понедельник. 16:00 МСК. Монпелье (Франция). Арена.
Как и на словенском Евробаскете двухлетней давности, поединок с финнами превратился для России в решающий. Поражение, конечно, не лишило дружину Евгения Пашутина теоретических шансов на выход из группы — обыграв Францию с Боснией после дня отдыха, сборная сможет рассчитывать на попадание в 1/8 финала. Но, во-первых, надо быть реалистами и понимать, что тягаться с «трёхцветными» можно будет только в том случае, если они совершенно потеряют мотивацию (что в родных стенах невозможно в принципе), а команда Душко Ивановича для кого-то, может быть, и скромная, но явно не для коллектива, имеющего в пассиве три поражения в трёх стартовых матчах турнира. Разбираемся, как россияне загнали себя в яму, выбраться из которой можно разве что чудом.
Отсутствие нокаутирующего удара
Любители бокса без труда назовут целый ряд атлетов, стать звёздами мирового масштаба которым помешала неспособность нанести решающий удар. Они могут быть сколь угодно быстрыми, техничными и грамотными с тактической точки зрения, вести по очкам в течение всего боя, но раз пропустить — и покинуть ринг на щите. Так же и сборная России: ещё в первой половине встречи было заметно, что «Сусьенги», по отношению к которым организаторы Евробаскета поступили по-хамски, сокращая время на восстановление между матчами изо дня в день (в субботу финны начинали в 22:00, в воскресенье — в 18:30, а сегодня и вовсе в 16:00), не готовы умирать на площадке в течение 40 минут. Подопечные Хенрика Деттмана допускали уйму простых ошибок — 6-0 по перехватам к большому перерыву в пользу россиян говорят сами за себя, — не успевали разбирать игроков после высокого «пик-н-ролла» и очень много фолили. По итогам двух стартовых четвертей по три фола в пассиве имели оба основных игрока передней линии команды,Джеральд Ли и Эрик Мерфи, чем кровь из носу нужно было пользоваться. Но за финальные 20 минут Дмитрий Хвостов сотоварищи вынудили соперника перейти грань всего девять раз, и абсолютное большинство из этих нарушений состоялось из тактических соображений.
Более того — если по итогам двух предыдущих поединков России на чемпионате Европы много говорилось об отсутствии у команды лидера, то поднимать этот вопрос после того шоу, что выдал Виталий Фридзон в третьей четверти, было бы неуместным. За одну смену (!) снайпер ЦСКА отгрузил в кольцо соперника 17 очков, поймав самый настоящий кураж и, казалось бы, переломив ход встречи в пользу своей команды. Но Пашутин… снял защитника с игры едва ли не сразу же после его третьего попадания с дальней дистанции — и добытое с колоссальным трудом преимущество в пять очков было растеряно всего за полторы минуты. Финны были очень близки к тому, чтобы упасть, причём далеко не один раз. Но им всякий раз позволялось устоять на ногах.
Провальная игра в обороне
0/3 в турнирной таблице неудивительны ещё и по той простой причине, что на своей половине площадки команда, которая, казалось бы, просто обязана плясать от печки в силу практически полного отсутствия стабильных атакующих опций, действует неорганизованно и подчас даже безалаберно. Спору нет, пару-тройку действительно сложных бросков через руки финны забили — например, Вилле Каунисто, чья «трёха» из угла (к слову, первая и пока единственная на чемпионате) оказалась очень важной с психологической точки зрения. Но будем откровенны: едва ли не половину из двух десятков атак с дальней дистанции «Сусьенги» выполняли без малейшего сопротивления. Чего же тогда удивляться, что 51 % попыток с игры и 43 % трёхочковых они реализовали?
По большому счёту, всё, за что оборону команды можно похвалить, — это нейтрализацияДжамара Уилсона. Деттман, создалось впечатление, и вовсе не выпускал бы натурализованного американца на площадку, была бы его скамейка запасных чуть глубже и войди в игру номинально третий разыгрывающий Роопе Ахонен, ведь любая попытка «малыша» обострить заканчивалась сдваиванием на нём и, как следствие, пробежкой. А вот объяснить, например, применение данного трюка по отношению к суперветерану Туукке Котти, трудно. Насколько это решение оказалось неудачным, вам лучше всего скажут четыре результативные передачи в исполнении тяжёлого форварда — столько же, к примеру, совершил и Фридзон.
Недооценка угрозы со стороны Копонена
Один из ключевых исполнителей «Химок» сразу же показал, что инициативу в завершении атак брать на себя не будет. Неудивительно — вчерашний поединок с Израилем он провалил, выдав кошмарные 1 из 10 с игры, а потому и решил сосредоточить усилия на действиях в подыгрыше, проходя мимо бросков, которые при прочих равных условиях он бы исполнил. Окончательно приспал бдительность опекунов Петтери, совершив три промаха в одном владении при равном счёте за минуту с небольшим до финальной сирены (именно так Россия, выигравшая щит у израильтян и поляков, сегодня на подборе была бита). Но в заключительном владении финнов Копонен сделал всё очень просто и со вкусом: воспользовавшись заслоном, создал себе возможность для комфортной атаки со средней дистанции, а Андрей Воронцевич накрыть бросок защитника не успевал.
На спасение у Пашутина оставалось немногим более трёх секунд, и при "-2" в тайм-ауте наставник сборной решил играть на победу, нарисовав комбинацию с выводом Фридзона на трёхочковый из угла. Забей Виталий, и правильность такого шага никто бы даже не подумал обсуждать. Но к заключительной минуте он давно уже «остыл»…