В первой половине сезона-2011 команда «Маруся-Верджин» не смогла добиться поставленной цели: регулярно проходить во второй сегмент квалификаций. Мы вспоминаем, как проходили гонки российской конюшни, разбирается в причинах неудач, а также отмечает, что в оставшихся Гран-при Тимо Глоку и Жерому Д’Амброзио будет очень сложно помочь коллективу выбраться с последнего места в Кубке конструкторов.
В начале февраля на презентации автомобиля «Верджин» MVR-02 Николай Фоменко, чья компания «Маруся» стала совладельцем команды, объявил о том, что базирующийся в Англии коллектив проведет свой второй год в «Формуле-1» по российской лицензии, а также обозначил цели на сезон.
«Стабильно второй сегмент квалификации и максимально близко к 10-й позиции. Главное – минимизировать количество сходов по техническим причинам», – заявил тогда Фоменко. Поводы для оптимизма у команды были – Wirth Research, компания компьютерными методами проектировавшая машины «Верджин», к началу сезона-2011 расширила техническую базу, втрое увеличив количество вычислительных машин. Кроме того, конюшня усилилась Пэтом Симондзом – один из творцов побед «Рено» в середине двухтысячных занял пост консультанта.
«Новая машина быстрее и лучше прошлогодней в каждом аспекте. Нас беспокоила надежность гидравлики и коробки передач, поэтому при подготовке к сезону мы сосредоточились именно на этом. Кроме того, мы планируем сделать шаг вперед в области аэродинамики. Не обещаю, что мы отыграем у лидеров три секунды, но добились мы многого. В этом сезоне мы будем подготовлены гораздо лучше», – рассказал на презентации технический директор Ник Уирт.
С небес на землю команду вернули предсезонные тесты. Во время сессий в Испании инженеры обнаружили, что аэродинамика, на которую так рассчитывал Уирт, оказалась далека от идеала, а конюшня в целом далека от поставленных задач. Более того, под вопросом оказалась способность новых машин проходить квалификацию.
К счастью, катастрофы не произошло, и на Гран-при Австралии обе машины все же прошли квалификацию, заняв 21 и 22 места, как и год назад, опередив лишь «Хиспанию». Но проблема была в том, что отставание от лучшего времени первого сегмента осталось практически на том же уровне: 4,6 секунды против 4,8 секунды в 2010 году. Гонку же Д’Амброзио закончил на последнем месте, а Глок, хоть и финишировал, классифицирован не был, потеряв слишком много времени из-за плохо закрепленного колеса и возникших вибраций.
В ответ на результаты первого этапа вся команда выразила надежду на обновления машины, готовящиеся к Гран-при Турции. «Моментом истины для нас станет гонка в Стамбуле. В Турции уже будет понятно, правильный ли мы выбрали путь при создании машины», – заявил Фоменко.
В Малайзии и Китае Глок и Д’Амброзио квалифицировались на одиннадцатом ряду стартовой решетки, при этом отставание Тимо от лучшего времени первого сегмента в Шанхае составило почти четыре секунды. «Мы зашли в тупик. Новые разработки, которые мы готовим к гонке в Турции, позволят нам устранить многие проблемы, но мы окажемся только на том уровне, которого ожидали к Гран-при Австралии», – заявил после трех первых гонок руководитель команды Джон Бут.
Обновления машины, привезенные на Гран-при Турции, достались только Глоку, но с некоторыми узлами возникли такие проблемы, что команде пришлось вернуть на автомобиль системы старой модификации. «Возникли трудности с выхлопной системой, из-за которой начался перегрев. Мы вернулись к старой версии», – заявил после свободных заездов Тимо Глок.
Благодаря проблемам Камуи Кобаяcи, Жером Д’Амброзио в квалификации Гран-при Турции занял 20 место, но до лучшего времени сегмента бельгийцу не хватило почти трех с половиной секунд. Для Глока cессия завершилась полным провалом – немец уступил напарнику почти четыре десятых секунды и оказался позади Витантонио Лиуцци.
Глок сослался на проблемы с мотором в 12-14-м поворотах, тогда как Николай Фоменко излучал оптимизм, заявив, что команде удалось отыграть 1,3 секунды. В гонке немцу стартовать вообще не удалось – возникли неполадки с коробкой передач, а Д’Амброзио финишировал двадцатым? в двух кругах от Феттеля, опередив только машины «Хиспании».
Несмотря на оптимизм руководителей, Тимо Глок критиковал в интервью и машину, и обновления. Сам MVR-02 не демонстрировал той скорости, на которую надеялась команда, а обновления только ухудшили управляемость. Перед «Маруся-Верджин» вновь замаячила перспектива бороться за попадание на старт, вместо заявленного зимой второго сегмента.
Накануне этапа в Барселоне коллектив провел аэродинамические тесты, но в квалификации команде это не помогло – Тимо Глок занял двадцатое место, тогда как отставание от лидеров приближалось уже к четырем с половиной секундам. В гонке у Глока вновь возникли вибрации, а Д’Амброзио столкнулся с проблемами на торможении, в результате чего пилоты заняли 19 и 20 места, уступив Ковалайнену на «Лотусе» один и два круга соответственно.
При этом вся команда отмечала, что довольна прошедшей гонкой. Учитывая предсезонные заявления, а также ощутимое отставание от «Лотусов», стало ясно, что конюшня столкнулась со структурными проблемами.
Стало очевидно, что команде не удалось решить проблем с надежностью, несмотря на тестовый километраж. Проблемы с аэродинамикой привели команду в тупик, так как ошибки были допущены в фундаментальных аспектах разработки машины. Исправить эти недочеты по ходу сезона, учитывая запрет на тесты, – непосильная задача для небольшого частного коллектива. Руководители команды начали задумываться о том, что бы провести испытания машины в аэродинамической трубе, и постепенно начали уходить от концепции компьютерного моделирования автомобиля.
В Монако, где аэродинамика играет ключевую роль, гонщики «Маруся-Верджин» вернулись в полном составе на одиннадцатую линию стартовой решетки, но финишировать удалось не всем – Глок вынужден был прекратить борьбу из-за поломки задней подвески его
Терпение лопнуло к началу лета – 2 июня было объявлено о прекращении отношений с Ником Уиртом и его компанией Wirth Research. Идея разработки машины «Формулы-1» исключительно методами вычислительной гидродинамики себя не оправдала, а внедряемые новинки не всегда работали так, как предполагалось. Команда официально сменила курс, заявив о том, что впредь будет комбинировать компьютерные симуляции и испытания в аэродинамической трубе.
Это было лишь одно решение из ряда мер, предпринятых командой. С этого момента конюшня сосредоточилась на будущем сезоне, так как отыграть нынешнее отставание по ходу сезона не представлялось возможным. В рамках перестройки коллектива был запущен проект планирования новой базы в Великобритании. Кроме того, технический департамент занялся поиском подходящей аэродинамической трубы. Было также объявлено о том, что машина следующего сезона будет построена силами самой команды, а не сторонних подрядчиков.
Монреальская квалификация ознаменовалась новым фиаско – Глок проиграл Лиуцци, а Д’Амброзио уступил Картикеяну и не преодолел барьер в 107 процентов, хотя и был допущен на старт. Хаотичная дождевая гонка завершилась 15-м и 16-м местами, но гонщики «Хиспании» в полном составе опередили пилотов «Верджин», в результате чего коллектив Джона Бута и Николая Фоменко опустился на последнюю позицию Кубка конструкторов.
Накануне Гран-при Европы в Валенсии Тимо Глок заявил, что опасается «Хиспании», которая, по его словам, сделала огромный шаг вперед. Но в квалификации немец на секунду опередил Лиуцци, а в гонке оба пилота российской команды опередили подопечных Колина Коллеса, финишировав 21-м и 22-м.
В начале июля команда объявила о покупке подразделения Wirth Research, с которым сотрудничала еще месяц назад, и подписании партнерского соглашения с «Маклареном», в рамках которого «Маруся-Верджин» получит доступ к ресурсам гиганта «Формулы-1».
Однако не стоит считать, что подопечные Бута и Фоменко решили скопировать модель развития команды «Форс-Индия», чей прогресс начался с аналогичного соглашения с «Маклареном». Индийская команда получила от ветеранов из Уокинга коробки передач, электронику и двигатели «Мерседес» в нагрузку, тогда как «Маруся-Верджин» продолжит сама готовить свою машину, пользуясь опытом и знаниями «старших товарищей».
Речь идет о том, что коллектив Николая Фоменко сохранит независимость от Уокинга, а также получит полный контроль над созданием машины к следующему сезону. Об этом также свидетельствует тот момент, что команда получит доступ к базе данных поставщиков «Макларена», а значит, сама сможет выбирать компании для подписания партнерских контрактов и заказа тех или иных деталей.
Между тем, Гран-при Великобритании вновь не принес хороших результатов: в квалификации отставание Тимо Глока от лучшего времени первого сегмента превысило три с половиной секунды секунды, а в гонке позади остались только гонщики «Хиспании». Тем не менее, по ходу этапа на «Нюрбургринге» Глок продлил контракт с командой до 2014 года. Сам этап закончился 17-й позицией немца и 18-м результатом Д’Амброзио.
В квалификации на «Хунгароринге», крайне требовательном к аэродинамике, Глоку лишь на 29 тысячных секунды удалось опередить Витантонио Лиуцци, тогда как Д’Амброзио уступил не только итальянцу, но и дебютанту «Хиспании» Даниэлю Риккардо.
Безусловно, команда не только не выполнила поставленных перед сезоном задач. Более того, «Верджин» не только не приблизился к лидерам, но и отстал от них – разница во времени Тимо Глока и лучшим результатом в первом сегменте квалификации Гран-при Венгрии по сравнению с прошлым годом выросла на секунду.
При этом команду нельзя оправдать нехваткой средств. Дело не только в финансовых вливаниях компании «Маруся», ведь по ходу чемпионата представители конюшни делали заявления о подписании контрактов с теми или иными спонсорами, пусть и небольшими.
Разрыв отношений с Уиртом свидетельствует о том, что коллектив предпринимает шаги по борьбе с кризисом, а покупка подразделения Wirth Research и соглашение с «Маклареном» – о нежелании команды рубить сплеча и долгосрочном подходе.
В такой ситуации очень сложно ждать от «Маруся-Верджина» серьезного улучшения результатов в оставшейся части сезона. Более того, регулярно выходить во вторую часть квалификации может не получиться и в следующем году, ведь работы по созданию будущей машины начались еще при Уирте, а в данный момент у конюшни нет технического директора. Значит, преемник Уирта просто не успеет выстроить работу департамента «под себя» и не сможет работать с максимальной производительностью.
Следовательно, команде предстоит набраться терпения и оптимизма, поводы для которого есть уже сейчас – имеющаяся материально-техническая база может позволить коллективу развиваться в течение следующих двух-трех лет, конюшня продлила контракт с Тимо Глоком, и это дает всем сотрудникам возможность работать в условиях стабильности.
Руководителям коллектива остается лишь окончательно расставить приоритеты в работе, найти технического директора и организовать эффективное взаимодействие всех департаментов. А в данный момент необходимо, сжав зубы, продолжать бороться на трассе за каждую тысячную секунды, и хочется надеяться, что Бут и Фоменко были готовы к такой борьбе, когда приходили в «Формулу-1».