Завтра в Валенсии стартует заключительный этап сезона 2010 года в Формуле-2, которая является одной из ступеней в лестнице на пути к королевским гонкам – Формуле-1. Каковы перспективы развития «младшей сестры» Ф-1? Какие возможности открываются перед гонщиками этой серии? Как складывается судьба российских участников Формулы-2? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в рассказе от prosportlive.ru.
Формула-2 вернулась на карту автогонок только в прошлом году после долгого перерыва. До 1984 года Формула-2 была главным поставщиком молодых гонщиков для королевы автоспорта – Формулы-1. В 1985 году серия была заменена на Формулу-3000, гоночную серию с более четкими техническими ограничениями. Однако Ф-3000 просуществовал, относительно, недолго: в 2005 году его заменили на GP2.
За всю историю Ф-3000 ни один чемпион этой серии не смог стать чемпионом Формулы-1. А победитель второго чемпионата GP2 (2006) Льюис Хэмилтон уже в 2008 году стал королем автогонок - чемпионом мира в Формуле-1. Большинство успешных участников GP2 становятся призовыми пилотами команд Формулы-1. Стоит заметить, что в GP2 болиды идентичны: единый производитель, поставщик двигателей и резины. Благодаря этому на первый план выходит мастерство гонщика. Поэтому серия пользуется успехом, и выполняет свою прямую обязанность: создаются идеальные условия для подготовки гонщика к «высшей лиге автоспорта» - Формуле-1.
Люди, мало разбирающиеся в автоспорте уже, наверное, успели запутаться в таком количестве различных классов автогонок. Может быть, именно для понятной иерархии гонок Международная автомобильная федерация (FIA) в 2008 году объявила о возвращении Формулы-2 в сезоне 2009. Если Формула-2 сумеет победить GP2, тогда будет видна четкая последовательная пирамида: из Формулы-3 пилоты переходят в Формулу-2, а из Формулы-2 в вершину автоспорта – Формулу-1.
Однако конкурировать с набравшей популярность GP2 будет очень не просто. Она уже успела зарекомендовать себя, как отличную школу перед Формулой-1. Тем не менее, в Формуле-2 можно найти много плюсов. В отличие от GP2 там нет команд. Организацией всех заездов занимается одно юридическое лицо. Все машины одинаковые по технологиям, и различаются только настройками. Это значит, что все зависит только от самого гонщика: хороший способ отсеять неспособных. В Формуле-1 многое зависит от машины. Создалось мнение, что там побеждают не пилоты, а болиды: кому достанется команда с самым лучшим болидом, тот и победит. Это мнение не совсем соответствует действительности: ведь чем лучше болид, тем сложнее им управлять, а зачем доверять хорошую машину плохому пилоту, который не справиться с управлением? Хороших пилотов от плохих позволяют отделить GP2 и Ф2.
И там, и там машины одинаковые, но все же в Ф2 от гонщика зависит больше. Если есть команда, это значит, что есть свои проверенные инженеры, свой персонал, свои люди.
А в Ф2 ничего этого нету: инженеры достаются гонщикам случайным образом, и меняются от этапа к этапу. Стоимость участия в сезоне Ф2 в 8 раз ниже чем в GP2. А ведь Формула-2 исчезла в 1984 году из автоспорта во многом из-за удорожания чемпионата.
К сожалению, несмотря на эти плюсы, после первого сезона-2009 никто из участников так и не смог занять место основного пилота в команде Формулы-1. Чемпион серии Энди Соучек некоторое время работал всего лишь тест-пилотом в новой команде Virgin. Многие другие довольствовались только понижением, и перешли в младшие чемпионаты, некоторые ушли в другие разновидности автогонок.
Результатов, по сравнению с GP2 никаких. И до уровня GP2 серии еще далеко. Сейчас гонщики воспринимают серию как промежуточный этап между GP3 и GP2. Формула-3 стоит в рейтинге еще ниже, чем GP3. Но, завершился всего один чемпионат Формулы-2 и сейчас проходит второй, который набирает обороты. Выводы делать рано, а тенденция к развитию чемпионата есть.
В сезоне 2009 года в чемпионате выступал молодой российский гонщик Михаил Алешин, и оставил от своего выступления хорошие впечатления. По итогам сезона он занял почетное третье место, и заработал суперлицензию FIA, дающую право выступать в «королевских гонках». В сезоне-2010 Михаил вернулся в Формулу Рено, и на данный момент занимает первое место в чемпионате. А чемпионский титул этой серии вкупе с прошлогодним успешным выступлением в Ф2 вполне может помочь Михаилу стать вторым россиянином в Формуле-1.
В сезоне-2010 представительство России в Ф2 расширилось. И в нем приняли участие двукратный чемпион России в классе Формула-1600 и вице-чемпион в классе Формула-3 москвич Иван Самарин, а так же серебряный призер Formula Master Сергей Афанасьев.
Уже скоро, 19 сентября, пройдет последняя гонка Формулы-2 в сезоне 2010 года.
Пока за звание сильнейшего борются два гонщика: британцы Дин Стоунмен и Джолион Палмер, набравшие 267 и 236 очков, соответственно. Преимущество в 31 очко очень внушительное, тем не менее, в двух последних гонках сезона можно заработать 50 очков, а это значит, что шанс у Палмера есть.
За третье место будут сражаться 5 гонщиков, которые идут плотной группой в турнирной таблице. Опережает всех сейчас россиянин Сергей Афанасьев, в активе которого 137 очков, следовательно, чтобы сохранить за собой третью строчку придется постараться, ведь преследователи наступают на пятки. А третье место заработать очень важно, ведь оно дает право получить от FIA суперлицензию для выступления в Формуле-1. Другой россиянин Иван Самарин занимает на данный момент 12-ю строчку в таблице, и имеет неплохие шансы на попадание в десятку лучших по итогам сезона.
Пожелаем нашим ребятам успеха перед заключительной гонкой сезона. Сложно предсказать, что будет с гонщиками после завершения сезона. В Формулу-1 им еще рано, но вполне логично продолжить карьеру в более престижной GP2. Ведь именно из этой серии попал в королеву автогонок единственный представитель России в Формуле-1 - Виталий Петров.