Росси и Маркес продолжают стычки на трассе и вне её. Мы вспомнили яркие случаи, когда соперничество гонщиков перерастало в реальную вражду.
Упустив титул в сезоне-2015 MotoGP, Валентино Россипродолжает вести психологическую войну с Марком Маркесом, поскольку считает, что испанец внёс серьёзный вклад в победу Хорхе Лоренсо. Сам Маркес между тем опасается, как бы вражда не продолжилась уже в 2016 году. Нам ещё только предстоит узнать, получит ли противостояние Росси — Маркес продолжение (а с ним и статус культового). Пока же мы обратились к истории и выбрали самые известные случаи вражды в авто- и мотогонках.
Обращаем внимание: мы отобрали лишь те эпизоды, в которых речь идёт именно о ненависти, скандальном выяснении отношений, перебранках. Например, противостояние Шумахер — Хилл в 1994-1995 годах не потянет, поскольку той самой ненависти там не было даже после скандальной аварии в Аделаиде. Список, естественно, спорный – но разве могло быть по-другому? Во время работы над материалом дуэлянтов собралось так мало, что решили сделать две части: в одной будут противостояния в Формуле-1, в другой – все остальные. С остальных и начнём…
1979. NASCAR. Кэйл Ярборо vs Бобби и Донни Эллисоны
Кто-то говорит, что трёхкратный чемпион элитного дивизиона NASCAR Кэйл Ярборо исторически недолюбливал братьев Эллисонов Донни и Бобби (последний – чемпион серии 1983 года).
Другие утверждают, что совсем уж жуткой неприязни Ярборо и Эллисоны друг к другу никогда не испытывали. Так или иначе, просто невозможно пройти мимо эпизода, который помог NASCARобрести поистине всеамериканскую популярность.
В 1979 году американское телевидение впервые транслировало в полном объёме «Дайтону-500», и серия получила шанс по-настоящему себя пропиарить, тем более что из-за ужасной февральской погоды многие американцы вынуждены были остаться дома и смотреть «ящик». И не зря ведь смотрели!
Ярборо и Эллисоны сошлись в первый раз ещё на стартовой стадии гонки, вылетев на обочину, однако этот инцидент не привёл к сходу кого-либо из тройки. Более того, Донни Эллисон уже к середине гонки сумел выбиться в лидеры, а за восемь кругов до финиша позади него оказался Ярборо (Бобби уступал этой парочке почти два круга). На самом последнем круге Кэйл пошёл в атаку на прямой, Донни чуть дёрнулся в его сторону — в итоге Ярборо двумя колёсами зацепил грязную обочину, его автомобиль немного повело. В итоге два автомобиля несколько раз ударили друг друга, после чего замерли на обочине – два схода вместо двойного подиума!
Гонщики вылезли из автомобилей, предъявили друг другу претензии и уже собирались расходиться, когда на месте событий оказался Бобби, который беспокоился за здоровье брата и хотел подбросить его до боксов. Дальше версии разнятся: по словам Ярборо, Бобби начал на него орать, после чего началась драка с участием трёх гонщиков. Сам Бобби утверждает (и Донни его поддерживает), что это Ярборо заварил кашу, ударив его шлемом. Так или иначе, в прямом телеэфире была показана драка трёх пилотов – что может быть лучше для шоу!
NASCAR оштрафовала трио на $ 6 тыс. каждого, но впоследствии вернула деньги – признав, что в итоге произошедшее позволило серии существенно поднять популярность. Правда, Бобби жалуется, что в 1979-м две тысячи за него заплатила жена, и вот их серия так и не вернула! Так или иначе, драка в Дайтоне вышла в историю и до сих пор вспоминается поклонниками американского чемпионата.
1987-1993. AMA и MotoGP. Кевин Шванц vs Уэйн Рейни
Следующая история тоже имеет отношение к Америке. Мотогонщики Уэйн Рейни и Кевин Шванц начали борьбу друг с другом ещё в американском Супербайке — дело нередко заканчивалось столкновениями и взаимным недовольством. Для мотогонок это были романтичные – и бесстрашные времена — когда ради победы пилоты готовы были рисковать своим здоровьем даже тогда, когда разум просил: ну побереги же ты себя! В общем, навоевавшись в США, Рейни и Шванц дружно отправились в MotoGP — Уэйн подписал контракт с «Ямахой», Шванц оказался в «Сузуки». Соперничество двух гонщиков продолжалось и в основном складывалось в пользу Рейни: его техника всё же позволяла чуть больше, и в 1990-1992 годах Уэйн трижды подряд стал чемпионом серии. Шванц же иногда становился жертвой собственного подхода «победа любой ценой», приводившего к инцидентам и сходам. Тем не менее на его счету были серебро и бронза.
В сезоне-93 Рейни вновь был близок к титулу, возглавляя чемпионат за три этапа до финиша и лидируя в итальянском Мизано. Увы, Уэйн на большой скорости упал, ударившись спиной об асфальт и бордюр, который — вот злая ирония судьбы — как раз должен повышать безопасность трассы. В итоге Рейни оказался парализован ниже груди. Его главный соперник Шванц стал-таки чемпионом, но травма оппонента серьёзно психологически повлияла на Кевина. Шванц провёл полный сезон-94, побив достижение Уэйна по победам в MotoGP, но в 1995-м прямо по ходу чемпионата — после разговора с Рейни — объявил об уходе из спорта.
2001-2005. Валентино Росси vs Макс Бьяджи
В сезоне-2001 – втором для себя в королевском классе — Валентино Росси впервые стал чемпионом мира. И заодно обрёл первого «долгосрочного» соперника — Макса Бьяджи. Два итальянца, бившиеся друг с другом ещё в младших сериях, окончательно рассорились на первом же Гран-при 2001 года. Росси пробовал обойти Бьяджи на стартовой прямой, Макс не оставил сопернику места, и Доктор на скорости далеко за 200 км/ч проехался по траве, рискуя свалиться.Спустя пару кругов Росси обошёл-таки соперника — и показал ему средний палец. После гонки Валентино с удовольствием повторил жест, когда об этом его попросили журналисты.
Дальше – больше. Видеосвидетельств нет, но все уверены: перед подиумной церемонией в Барселоне у победившего Росси и ставшего вторым Бьяджи дошло до рукоприкладства. Говорят, Макс начал предъявлять претензии менеджеру Валентино, после чего Росси хорошенько ударил оппонента по лицу. На послегоночной пресс-конференции на лице Бьяджи были заметны какие-то отметины, но сам Макс сказал: «Должно быть, это от укусов комаров». FIM со своей стороны вынесла бойцам суровое предупреждение.
С течением времени — и постепенным падением результатов Бьяджи — вражда двух итальянцев сошла на нет. По окончании сезона-2005 Макс ушёл в Мировой супербайк, и больше делить им было нечего. Сейчас у Росси и Бьяджи абсолютно нормальные отношения.
2002-2003. Курт Буш vs Джимми Спенсер
Напоследок вновь обратимся к NASCAR. При желании для этой серии можно было набрать пять или даже десять разнообразных противостояний, но мы выберем то, где дело дошло до физического контакта. Просим любить и жаловать — в главных ролях чемпион-2004 элитного дивизиона NASCAR Курт Буш и победитель двух гонок NASCAR Sprint Cup Джимми Спенсер.
Начало их вражды датируется 2001 годом, когда Спенсер чуть пихнул Буша в Финиксе, пытаясь совершить обгон. В 2002-м в Бристоле уже Буш подтолкнул лидера Спенсера и обошёл потерявшего скорость соперника — чтобы в итоге одержать свою первую серию в элитном дивизионе NASCAR. Спенсер предостерёг Курта на будущее, грозно заявив: «Джимми никогда ничего не забывает».
В том же сезоне в Индианаполисе соперники вновь схлестнулись. Буш довольно агрессивно обошёл Спенсера в борьбе за топ-10, и ничего не забывающий Джимми в ответ пихнул Курта, отправив его в отбойник. Пока на трассе сохранялся режим жёлтых флагов, стоявший у разбитого автомобиля Буш раз за разом грозил кулаком проезжающему мимо Спенсеру… После гонки Курт назвал обидчика дряхлым стариком, который то ли отжил своё, то ли вообще всегда был никаким. Спенсер в ответ порекомендовал Бушу научиться держать рот на замке.
Финальный акт противостояния пришёлся на Мичиган 2003 года. Спенсер сошёл после инцидента с Бушем и решил отыграться уже после финиша. Увидев медленно едущий по пит-лейну автомобиль обидчика, Джимми через окно ударил Курта. Буша отправили в больницу со сломанным носом, а Спенсера чуть не арестовали. Джимми не угодил за решётку лишь по тому, что организаторы NASCAR пообещали полиции самостоятельно принять меры к хулигану. В итоге Спенсер был дисквалифицирован на один этап и оштрафован на $ 35 тыс., плюс над ним висела условная дисквалификация до конца сезона.
Удивительно, но факт: спустя 10 лет Буш и Спенсер заявили, что уже не имеют ничего против друг друга и даже являются близкими друзьями! На самом деле, довольно типичная история для тех, кто прежде был врагом на трассе…