Сборная России заняла на Кубке Карьяла третье место. Два поражения, одна победа. Результат – не ахти, как и игра. Мы расскажем о "пути Билялетдинова" и о том, почему, даже если бы сборная России проиграла в Турку все три матча с разгромным счетом, переживать о результате не стоило бы.
Разочарование и где-то даже злость болельщиков понятны. Критика тренерского штаба объяснима. Наша общественность привыкла к победам. Ее приучили. Отдельные этапы Евротура и весь турнир целиком при Вячеславе Быкове выигрывались часто, подчас за явным преимуществом.
Да, уже больше года главный тренер сборной – Зинэтула Билялетдинов. Он не выиграл Евротур, что, впрочем, памятуя о результате чемпионата мира, не так важно. Выиграть последний, конечно, куда важнее. Но и требования к команде повышаются.
В 1990-е и в начале 2000-х сборную за поражения в четвертьфинале критиковали мало, а порой и не критиковали вообще. В силу того что привыкли к провалам и не только победы, но даже и медалей в преддверии любого турнира не ждали, "серебро" же Олимпиады в Нагано стало едва ли не сенсацией (особенно после Кубка Мира-1996 и многочисленных отказов энхаэловцев играть за сборную). Провалом считался невыход в плей-офф, что случалось дважды.
Однако после выигрыша двух чемпионатов мира подряд ситуация изменилась. Критиков много, даже если сборная в медалях, но не с золотыми. Если без медалей – полнейший провал, без каких-либо "если". А подчас и "золото" облагают матюгами.
Масса хочет видеть сборную сильной
Болельщики ждут игр сборной. Большинству неважны истинные цели, преследуемые тренерами на турнире. Таких, кому важны – мало. Масса банально хочет побед. Потому что живет в России и хочет видеть страну первой. К тому же массу составляют люди, от тонкостей хоккея далекие. У них все просто: проиграли – негодяи, выиграли – молодцы. Так будет всегда.
Для массы не имеет значения и состав. Она просто хочет, чтобы Россия выиграла. Это естественно. К тому же хоккейная сборная играет лишь пять раз в год, не считая товарищеских матчей перед чемпионатами мира и Олимпиады. Масса хочет видеть сборную сильной. Масса хочет праздник. И если Россия, столько выигравшая в последнее время, проигрывает, значит, будет критика, недовольство. Это тоже естественно.
Выступят известные, но безработные специалисты. Разберут причины неудачи. Назначат виновных.
На другой стороне медали написано то, что Евротур – цикл товарищеских матчей. Ну, проиграли два матча из трех, и что? Даже если бы проиграли три из трех с общей разницей шайб 1:15, то что? Материального ничего не проиграли. Только лишь мифические очки в никому не нужную "копилку" так называемого "неофициального первенства Европы". Конечно, престиж сборной, а, соответственно, и страны такой результат понизит. Но не намного. Все-таки Евротур не чемпионат мира и тем более не Олимпиада.
В общем, если и все три матча этапа Евротура разгромно проиграть, ничего страшного не случится. Масса же пусть не мешает тренерам работать так, как они считают нужным. Готовиться к Олимпиаде.
Быков в свое время работал на удовлетворение масс. Всегда собирал практически всех сильнейших и практически всегда выигрывал. Он имел на это право, потому что являлся главным тренером. Но существуют люди, которые выше него. Они считали, что Быков не работает на перспективу. Главного тренера сменили, стоило ему провалиться – не привезти медали с чемпионата мира. Устроили обструкцию. Едва ли не врагом народа назвали. Прокляли тот путь, которым он шел, и свернули на другую дорожку.
Путь Билялетдинова
Соответственно, новый главный тренер должен был являться в плане фундаментального подхода к работе противоположностью Быкова. Он был призван делать акцент не на массы. Идти вторым путем. Об этом, разумеется, не говорилось официально. Но это лежало на поверхности. Главное отличие – принесение результата на Евротуре в жертву обкатке на международном уровне в массовом порядке игроков молодых и среднего возраста.
Конечно, это не исключает выигрышей. Но вероятность побед с заранее, намеренно более слабым составом, само собой, ниже.
Однако решения самых высоких задач на крупных турнирах с Билялетдинова не снимали. На сегодняшний день в активе тренера суперуверенная победа на чемпионате мира. Правда, с суперсильнейшим составом. Значит, на сегодняшний день тренер делает все правильно. Планомерно готовит сборную к Олимпиаде, пропуская через нее заведомо более слабых игроков, чем те, которые могли бы быть в идеале, вливая и вливая в команду новую кровь. Предоставляя игрокам, во-первых, возможность сыграть на международном уровне, во-вторых, придавая им импульс к дальнейшему совершенствованию, в-третьих, демонстрируя, что сборная – реально открытая для всех команда, призванная выводить игроков, в том числе сейчас средних, на новый уровень. Что сборная – не секта.
Сборная – живой организм. Ей необходима циркуляция. Необходима новая кровь. На ком-то все перечисленное выше не отразится никак. А на ком-то – пусть таковых и будет немного, пусть два-три человека – отразится решающим образом, выведет карьеру на новый этап. И чем больше игроков будет пропущено через сборную, тем больше вероятность того, что таковых окажется больше. Значит, будет и больший выбор игроков. Не сейчас. И не завтра. Но послезавтра.
У сборной будет резерв, которого сейчас, по сути, нет. Есть один состав. Сильный, способный выиграть любой турнир. Но известно, что та же Канада может собрать три равноценных состава, если не все пять. Стремиться к подобному – значит мыслить глобально, смотреть в будущее, стратегически. Те же канадцы ради циркуляции, заботясь о качественном воспроизводстве уходящих игроков, не гнушаются приносить в жертву даже чемпионаты мира.
Это и есть ответ на часто задаваемый сейчас вопрос: почему состав сборной России на Кубке Карьяла был такой?
На Кубке Карьяла в игре сборной России отметить что-либо позитивное сложно, помимо того, что "ребята бились, действовали с большой самоотдачей" и тому подобное.
Единственный выигранный матч – у Швеции – на самом деле был по игре проигран вчистую, сборная России доехала до ворот соперника считанное количество раз. В первом периоде четыре броска и два гола. Всего бросков набралось чуть больше десятка. Столь слабой игры не приходилось видеть давно. Та победа основана только на удаче и ни на чем больше. Так в хоккее иногда случается.
И в этом нет ничего страшного, если помнить, что сборная идет по такому пути сознательно. Его избрал не Билялетдинов. Его избрали десятки руководителей на исполкоме Федерации хоккея России, когда убирали Быкова и назначали Билялетдинова.
Промежуточный итог решения положителен. Но конечный станет известен только после Олимпиады в Сочи. Ведь именно необходимостью подготовки к ней обусловлено то, что происходит со сборной сегодня.