Пока еще премьер-министр Владимир Путин объявил, что компания «Роснефть» вложит в хоккейный ЦСКА несколько сотен миллионов долларов. Схема добывания денег в профессиональном спорте в России не может не веселить...
Ключевое слово во всей этой истории с миллионами для ЦСКА – «заставить». Путин обронил его, комментируя возможность подключить «Роснефть» еще и к баскетбольному ЦСКА. Хотя «обронил» – это вряд ли. Он вообще не роняет слова, он ими стреляет – куда более подходящий глагол для армейского клуба.
Так вот из слов, что заставить «Роснефть» взять на себя еще и расходы баскетбольного клуба было бы чересчур, можно сделать вывод, что деньги для хоккейного тоже выделяются не добровольно. Как тут не вспомнить множество других историй, вроде футбольных «Томи» или «Крыльев Советов» с их «Ростехнологиями». Там тоже любовь была по принуждению. И мы уже знаем, чем это закончилось. Но у ЦСКА с «Роснефтью» все только начинается. Так что, может быть, еще стерпится – слюбится.
Все-таки удивительно, что подобные истории у нас происходят постоянно. «Это государственная задача – сохранить «Луч» в премьер-лиге». «Томь» – одна из ведущих команд в стране, нужно поработать с компаниями, которые трудятся в регионе». «Нужно срочно помочь ЦСКА, потому что у него заканчивается финансирование». Понятно, что это все политические акции, но какова их отдача? Чем может быть полезна в политическом смысле помощь команде, на которую ходят чуть больше трех тысяч человек? Команде, которая занимает в КХЛ третье место с конца по посещаемости? Кого, кроме нескольких тысяч болельщиков и нескольких человек в руководстве клуба, интересует благополучие этого клуба сегодня?
Совершенно понятна логика тех, кто просит. От этих политических денег зависит их финансовое благополучие. Меньше понятна логика тех, кто дает. Точнее заставляет давать. Кто-то, конечно, будет благодарен, и это найдет свое отражение в лояльности и голосах. Но, кажется, сегодня такие акции вызывают куда больше раздражения, чем благодарности.
ЦСКА – большой спортивный бренд, легенда не только отечественного – мирового хоккея. Совершенно очевидно, что под такой бренд найти деньги куда проще, чем под «Автомобилист» или «Ладу». Футбольный клуб, например, как-то справляется. А хоккейному нужно идти на поклон к премьер-министру, приравнивая – еще раз – мировой хоккейный бренд к провинциальной «Томи».
Ясно, что в России без поддержки власти и/или крупного бизнеса любой профессиональный клуб обречен. В КХЛ, например, за каждым успешным клубом стоит губернатор или президент республики. Есть еще глава большого металлургического комбината, который команду, по сути, сам и создавал, так что это совсем другая история. И есть СКА и «Газпром» – это тоже не пример, потому что «один город – одна команда». Пусть даже и две, все равно случай особый. В столице же слишком много клубов, чтобы можно было рассчитывать на мэра. Мэр столько не потянет. То ли дело премьер-министр.
По словам Путина, «Роснефть» станет не просто спонсором, а главным акционером клуба. Как следует из истории футбольных «Крыльев Советов» и «Ростехнологий» – это еще не гарантия благополучия. Но все же какое-то обещание более или менее долгого будущего. Сотни миллионов долларов, новый дворец – все это звучит пышно и здорово. Другое дело, что не обещает непременного успеха. Во всяком случае, пока клубом руководит Вячеслав Фетисов. Ведь денег никогда не бывает слишком много, и потратить бестолку можно сколько угодно. Даже при скромных возможностях, которые были у ЦСКА до вчерашнего дня, результаты команды при Фетисове удручали.
Конечно, можно порадоваться за армейцев, за КХЛ. Появление еще одной мощной команды только на пользу лиге. И, что ни говорите, сильный клуб в Москве – это хорошо для КХЛ. Большой и практически не освоенный хоккеем рынок. Плохо только, что происходит все это вот так, с подачки премьер-министра.