У каждого из нас — свой Виктор Васильевич Тихонов.
Когда он в 1977-м принимал главные в истории отечественного хоккея команды, ЦСКА и сборную СССР, в армию уходил мой отец.
Когда в 1981-м он брал единственный в истории отечественного хоккея Кубок Канады, многих из нашего поколения еще и в проекте, как говорится, не было.
Когда в 1992-м завоевывал последнее пока в истории отечественного хоккея олимпийское золото, мы были нормальными, бузящими на переменках и рисующими прямо в букварях первоклашками.
Казалось, при таких «вводных» легендарный Виктор Васильевич должен моим поколением восприниматься чем-то далеким. Из преданий старины глубокой, из времен Очакова и первого покорения Крыма. Тем более что и шанс влюбить в себя молодого болельщика ему выпал только один. Если бы тогда, в 2004-м, на проводившемся в Чехии чемпионате мира генерал Тихонов устроил всем соперникам Кузькину мать и взял со сборной России золотые медали, в стране он стал бы узнаваем не хуже нынешних Ковальчука и Овечкина. К сожалению, у тренера-мэтра не получилось. Проклятие с любимой сборной снимал уже его ученик Вячеслав Быков.
Но даже тот Тихонов, у которого не получилось, не был чем-то отдаленным или малознакомым. Виктор Васильевич был близкий. Наш. Непобедимый и легендарный.
Причин тому, что имя Тихонова — не пустой звук даже для самого молодого поколения, вижу две.
Первое — голод, поселившийся в душах людей от двадцати до тридцати. Голод по гордости, по большим победам, по ощущению «впереди планеты». Голод по временам, когда за родную державу не обидно, а радостно. В 90-е гордиться можно было только глыбами прошлого. Символами прежних парадов и баталий. Когда от американцев, канадцев и всяких чехословаков клочки летели по закоулочкам всех площадок. В том числе и площадок ледовых.
Живым символом той русской несокрушимости был Виктор Васильевич. Помогавший не забывать, надеяться на перемены к лучшему. Заставлявший вспомнить, что самый темный ночной час именно тот, что предшествует рассвету. Переживший безвременье с миллионами других bстосковавшихся по победам душ. Смогли бы без таких людей дотерпеть от 1992-го до 2014-го, когда четвертое за семь лет золото ЧМ вновь стали нашим? Спасибо вам за моральное вдохновение, маршал Тихонов!
И причина номер два — в том, что мы видели: Виктор Васильевич и в свои восемьдесят с лишним не ушел в отставку. Да, тренером он не работал с того самого ЧМ-2004. Но это вовсе не означало «отошел от хоккея». Тихонов до последнего дня был «в самой буче, боевой-кипучей». Жил делами, происходящими внутри любимого вида спорта.
Он постоянно брал слово во всех дискуссиях, ведущихся вокруг узловых моментов русской хоккейной жизни. Он пропускал через себя все успехи и неудачи наследников по работе в сборной. Он не стеснялся по-отечески журить Вячеслава Быкова с Зинэтулой Билялетдиновым. Не боялся рубить правду о проблемах текущего момента. Причем озвучивал ее как на самом верху, так и для массового болельщика.
Он не замкнулся в своих регалиях и делах прошлого. Он был с нами — и потому был нашим Виктором Васильевичем.
Без Тихонова его родной ЦСКА вряд ли начал бы возвращать себе статус суперклуба. Легендарный президент в последние годы был для армейцев как родной отец. Сначала обеспечил «ребенку» безбедное существование, решив вопрос с приходом едва ли не лучшего из всех возможных спонсоров. А потом твердой рукой вернул потерявшее ценностную ориентацию детище к жизни по принятым в «семье» стандартам. Американизацию-то клуба в прошедшее межсезонье остановил именно Виктор Васильевич. Выравнивание курса обернулось большим скачком в качестве и превращением в одного из главных фаворитов сезона. В том, что ЦСКА нынче лидирует, заслуга в первую очередь Тихонова.
Он просто не мог уйти, не вернув армейцам невиданной со своих советских времен первой строчки турнирной таблицы.
И как же обидно, что Виктор Васильевич ушел в день самого для него интересного матча сезона! В день, когда в гости к ЦСКА приехала команда внука. Виктора Васильевича-младшего. Сегодня Тихонову-деду полагалось бы быть в VIP-ложе арены на Ленинградке. Теперь его кресло осиротело. Потеряв владельца навсегда.
А Россия, на секундочку, после смерти патриарха осталась вообще без тренеров, которые выигрывали олимпийское золото. Именно поэтому внук и наследник Тихонова в компании Овечкина-Малкина через четыре года будет биться за чемпионство на Белых Играх с особым рвением. Чтобы дед, вернувший воскресшему отечественному хоккею ЦСКА, смотрел с небес и улыбался возвращению олимпийской славы. Чтобы порадовался тому, чему не успел при жизни. Чего не увидел в февральском Сочи.
Они выиграют Олимпиаду для вас, Виктор Васильевич! А мы вас никогда не забудем.