Представляем десятку лучших матчей 2011 года. Из этих десяти матчей шесть – мужские, и в каждом засветился Новак Джокович или Роджер Федерер, или оба сразу, а два из этих матчей они сыграли друг с другом.
Тринадцатая встреча между теннисистками (Кузнецова вела в серии 8-4, без малейших проблем выиграв предыдущие пять очных матчей на открытом харде) подарила зрителям потрясающий спектакль – Маю и Изнер нервно курят в сторонке, а истории тенниса – новый рекорд. Никогда прежде женщины на турнирах «Большого шлема» не разыгрывали матч продолжительностью 4 часа 44 минуты. Кузнецова, в предыдущем раунде выбившая из турнира Жюстин Энен, действовала порой слишком пассивно, позволяя Скьявоне использовать весь ее тактический репертуар. На стороне 30-летней итальянки была и физика – Кузнецова призналась, что порой от усталости и напряжения забывала счет и очередность подачи. Пожалуй, жесткости и не хватило россиянке, чтобы довести до победы матч, в котором она имела шесть матчболов. Но какова была Ческа?! В тридцатом гейме, уступая на подаче 0:30, она с бесстрашием льва начала прорываться к сетке и выиграла с лета все нужные ей очки. Наградой ей стал первый и, вероятно, последний четвертьфинал на Australian Open, сил на который у Франчески, увы, не осталось, хотя в этом матче против первой ракетки мира Каролин Возняцки она вела с сетом и брейком.
На последнем грунтовом «Мастерсе» в Риме Джокович был, кажется, еще лучше, чем в первые месяцы сезона. В четвертьфинале серб отправил Робина Содерлинга – двукратного, между прочим, финалиста «Ролан Гаррос» – домой с тремя геймами, и после первого сета матча против Маррея казалось, что сопротивление шотландца будет сломлено так же непринужденно, тем более, что их финал в Мельбурне, где британца не хватило даже до конца первой партии, был еще свеж в памяти. Но с начала второй партии чаши весов качнулись. Маррей, к тому времени только-только выползавший из своего весеннего спада, воспользовался моментальным провалом в игре серба и сумел затянуть его в болото, из которого тот выбрался только в решающем тай-брейке. К концу матча забитый до отказа стадион был на ногах до последнего человека. Новак, который имел за плечами серию уже из 37 побед подряд, был близок к поражению как никогда до этого, но Маррей подавая на матч сделал 2 двойные ошибки подряд, и серия Джоковича продлилась до 38 победных матчей.
Из всех матчей, сыгранных Джоковичем и Надалем в этом сезоне, финал Рима был, наверное, самым лучшим по качеству игры. Накануне практически все эксперты соглашались, что эпичного поединка наподобие финала Майами, не будет: Джокович-де слишком устал, и условия слишком подходят Надалю. Его действительно не получилось, хотя совсем по другим причинам – Джокович, чувствуя, что на долгую борьбу его не хватит, решил не тянуть кота за хвост и закончить дело как можно быстрее. Если недельной давности финал в Мадриде, где Новак также сокрушил Надаля в финале, был пособием по атакам с бэкхенда, то в этот раз Новак пробивал защитные порядки Надаля ударами справа. Это был, наверное, лучший матч Джоковича за весь сезон, причем очень хорош был и Надаль, и то, что дело закончилось с таким рутинным счетом, демонстрирует только космический уровень игры серба. После этого матча первый номер рейтинга стал для серба вопросом времени.
Два полуфинала мэйджоров, сыгранные Федерером и Джоковичем в этом сезоне (вообще-то они сыграли три, но про матч в Австралии как-то забывают), возглавляют практически все рейтинги лучших матчей года. То, в каком порядке они располагаются, зависит от того, каким критериям отдают предпочтение составители. Матч на «Ролан Гаррос», несомненно, превосходил качеством встречу на US Open – темп игры был потрясающий, и порой целые геймы можно было переносить в ролики «лучшее из..», не вырезав ни одного розыгрыша. Федерер, по собственному признанию, сыграл один из лучших матчей в карьере на грунте – и прервал победную серию Джоковича на цифре 43. Мы не будем предполагать, что, если бы не проигрыш в Париже, Джокович смог бы стать автором «Большого шлема», но за свой десятый мэйджор Рафаэль Надаль может благодарить своего старого друга-соперника Федерера.
До того дня Федерер за карьеру выиграл 178 матчей на турнирах «Большого шлема» ведя 2:0 по сетам и не проиграл ни одного. Мало кто предполагал, что в этой встрече будет положено начало. Мало кто предполагал, когда швейцарец конвертировал брейк-пойнт в первом сете, что это будет его первая и последняя возможность взять подачу соперника в этот день. Для шестикратного чемпиона «Уимблдон» постепенно становится самым неудачным из турниров «Большого шлема» – уже второй год подряд Федерер не проходит дальше четвертьфинала. Но в этот раз сложно обвинить его в расслабленности или потере концентрации – просто Тсонга заиграл так, как он может играть короткими периодами, когда его несет. Это был лучший матч Тсонги в сезоне – можно сказать, что Федереру просто не повезло.
Честно сказать, это был далеко не лучший матч Винус. Работа ее ног и общие физические кондиции производили столь же плачевное впечатление, как ее дизайнерский наряд собственного производства, и стали предвестниками четвертьфинального конфуза против Цветаны Пиронковой. Но в тот день под крышей центрального корта Уильямс и Дате-Крумм устроили винтажный мастер-класс по игре с лета и полулета – за матч теннисистки вышли к сетке почти сто раз. Первый сет поймавшая кураж Кимико должна была выигрывать в одну калитку, но дрогнула – и как же хорошо, что это случилось! Не будь таких перепадов в игре, не увидели бы мы длиннющей, нервной, переполненной невероятными виннерсами партии, завершившейся столь же длинным и переменчивым тай-брейком. Исход всего потивостояния, впрочем, вряд ли вызывал сомнения. Без намека на подачу, обладая даже самыми умелыми руками, топ-игроков не победить, но уважение и восхищение заслужить можно. Во всяком случае, 31-летняя Винус после матча назвала свою 40-летнюю соперницу «примером для подражания».
Свежеиспеченной чемпионке «Ролан Гаррос» откровенно не повезло со жребием – оправившаяся от очередной тяжелой травмы Лисицки еще в Бирмингеме начала крушить все на своем пути. Да и на последнем своем «Уимблдоне» в 2009 году Лисицки уже побеждала действующую чемпионку Франции (то была Кузнецова). Стартовую партию Ли На провела безупречно, чеканя первую подачу и длинные, парализующие удары, не оставлявшие Лисицки времени на ответные атаки. Но продолжить в том же духе китаянка не смогла. По отложенной инерции она добралась до критического лидерства в третьей партии и даже имела двойной матчбол, но тут Сабин обрушила на соперницу шквал мощнейших первых подач, скорость каждой из которых превышала 190 км/час. Оглушенная такой канонадой Ли так и не пришла в себя до конца встречи. А Лисицки, записав на свой счет 17 эйсов, продолжила свое самое успешное выступление на турнирах «Большого шлема» (вдобавок к полуфиналу в одиночке, она добралась до финала в паре).
Как в обоих предыдущих полуфиналах, сыгранных Джоковичем и Федерером в этом сезоне, первый сет этого матча закончился тай-брейком, но в этот раз, в отличие от Мельбурна и Парижа, победитель первого сета не выиграл встречу. Этот матч заслужил свое место не столько качеством игры (как и ровно год назад, оба соперника играли хорошо одновременно только в первой и последней партии), сколько несравненной драмой и невероятным вывертом судьбы. Два года подряд на одном и том же корте, на одной и той же стадии турнира Джокович обыграл Федерера в пяти сетах, отыграв два матчбола и закончив две последних партии со счетом 6:2, 7:5. Эйс, которым Федерер закончил полуфинал в Париже, несомненно, пригодился бы ему и в Нью-Йорке, но вышло то, что вышло. Прием навылет на первом матчболе, который сразу же после матча стали называть просто «Удар» (the Shot) теннисный мир запомнит навечно.
Кому-то покажется странным видеть в этом списке матч, в котором и борьба-то была лишь в одной партии. Но в этом вся его, матча, прелесть. Для начала Серена, приехавшая в Нью-Йорк с двумя свеженькими титулами в кармане, провела свой лучший сет лет эдак за восемь. Не со зла, но играючи, она буквально уничтожила Викторию, ничего плохого на корте не делавшую. Зато во второй партии, вместо того чтобы мирно капитулировать, Азаренко сумела завязать потрясающее сражение. Зрители увидели, вероятно, самые качественные и интенсивные бейслайновые розыгрыши в сезоне, и – что самое удивительное – добрую половину из них Виктория выигрывала. Впервые за карьеру Азаренко показала, что она может держать удар в противостоянии с хардхиттером экстра-класса, находящимся в хорошей форме. Опыт, характер и немножко везения помогли Серене избежать третьего сета, но на победу она вынуждена была затратить столько сил, что остаток турнира провела по нисходящей.
Матч, в котором Федерер выиграл рекордный, 6-й титул на итоговом турнире, был седьмой встречей Федерера с Тсонгой в прошедшем сезоне, и пятой, выигранной швейцарцем. Это мог бы быть уимблдонский четвертьфинал в минатюре – проигрывая сет и брейк, Тсонга сумел найти дорогу назад, отыграл матчбол при счете 4:5 и выиграл последовавший за этим тай-брейк. Его подача стала неберущейся, а форхенд в прыжке летел со скоростью, на которую Федерер не мог реагировать. Но окончательного камбэка не получилось – корты арены О2 медленнее уимблдонских, и Федерер чувствует себя на них, как рыба в воде. В решающем сете он сумел удержать игру в руках, сумел вернуть на ту сторону сетки достаточно подач, и стал самым успешным игроком в истории на итоговом турнире Восьмерки, где бы он ни проводился.