Итоговый турнир 2017 года завершился триумфом болгарина Григора Димитрова, переигравшего в финале Давида Гоффена – 7:5, 4:6, 6:3. Рассказываем о главных событиях лондонской недели.
БОЛЬ НАДАЛЯ
Одна из главных интриг итогового турнира-2017 заключалась даже не в том, покорит ли Рафаэль Надаль впервые в карьере финал сезона, а в том, сможет ли он вообще сыграть в Лондоне в полную силу. Многострадальные колени омрачили первой ракетке мира конец блестящего года. Испанец прибыл в английскую столицу и вышел на корт – его стартовый матч был отложен на максимально поздний срок, до вечера понедельника, второго игрового дня. Против Давида Гоффена он сражался, как мог, отыграл четыре матчбола во втором сете, спас его на тай-брейке, но все же потерпел поражение – 6:7 (5:7), 7:6 (7:4), 4:6. При этом всем, включая соперника, было очевидно, что Надаль явно чувствовал себя не в своей тарелке и перемещался по корту совсем неидеально.
Первый матч стал для 31-летнего майоркинца последним. "Мой сезон завершен, – заявил Рафаэль на пресс-конференции. – У меня были обязательства перед этим турниром, этим городом и самим собой. Я очень старался. Делал все, чтобы оправиться от травмы. Но все же я не готов играть".
Испанец, заранее гарантировавший себе итоговое первое место в рейтинге, добавил также, что заслуживал бы более яркого окончания прекрасного сезона, но большой спорт таков, что никому ничего не гарантирует.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ЗВЕРЕВА
Выступление в Лондоне Александра Зверева представлялось наиболее любопытным. Ему 20, и он моложе многих из тех, кто неделей ранее выступал на молодежном итоговом турнире в Милане, но приехал на ATP Finals третьей ракеткой мира. Он имел в активе победу над Роджером Федерером – соперником по группе в O2 – в финале "Мастерса" в Монреале. И даже имел шанс обыграть его снова во втором матче на итоговом турнире.
У немца имелось 11 брейк-пойнтов, но 9 из них швейцарский маэстро отразил. Два из них были сетболами в первой партии, которую в итоге Федерер взял на тай-брейке. Зверев выстоял во второй, а в решающей самый юный участник элитной восьмерки сник и трижды отдал свою подачу. Саша, впрочем, тогда не был сильно расстроен – у него еще была возможность выйти в полуфинал. Для этого нужно было побеждать в очном противостоянии Джека Сока, в последний момент прыгнувшего в уходящий в Лондон поезд.
Тут-то и случилось непредвиденное. Зверев проиграл первый сет, но легко взял второй, повел с брейком, а его американский соперник уже так разнервничался, что получил предупреждение за неспортивное поведение. Казалось, победа была у третьего "сеяного" в кармане, но… он проиграл свой гейм, допустив две двойные ошибки, и позволил Соку вернуться в игру. Уступая 4:5, при счете 30:30, немец вновь дал двойную, восьмую за матч, а завершил трехсетовый поединок аутом по ширине. По окончании встречи Зверев-младший дал понять, что его не хватило физически.
"Я захлебнулся. Все, казалось, было так легко, а я захлебнулся", – констатировал он.
(НЕ)ПОЛНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ФЕДЕРЕРА
Роджер Федерер, считавшийся безоговорочным фаворитом итогового турнира, в соответствии со своим статусом прошел групповой этап без поражений. В поединках против Зверева и Марина Чилича швейцарцу приходилось играть по три сета, но и с учетом этого он был вполне доволен собой.
"Я играл очень хорошо, и мне нравится уровень тенниса, который я сейчас демонстрирую", – сказал он, оформив выход в полуфинал с первого места. Проигранные же партии он объяснил тем, что, возможно, слишком сильно рисковал в те моменты, когда стоило потерпеть.
Федерер побеждал на итоговых турнирах шесть раз, и сейчас мало кто сомневался, что главный приз из Лондона – при нынешнем уровне конкуренции – увезет именно он. Но вторую ракетку мира в полуфинале остановил раскованный Давид Гоффен. Он победил швейцарца впервые за семь встреч – 2:6, 6:3, 6:4.
"Он сыграл лучше, чем в предыдущие разы. Это был хороший план, – то ли в шутку, то ли всерьез сказал швейцарец. – Сам я разочарован, потому что мне нравятся эти корты. У меня были шансы, но я их не использовал. А соперник же к своим возможностям отнесся очень ответственно. В этом и вся разница".
36-летний Роджер не смог завершить свой 2017-й триумфом. Седьмой кубок ATP Finals отлично подытожил бы прекрасный сезон суперветерана, в котором он потерпел лишь пять (с учетом субботнего) поражений и добавил к своему послужному списку два турнира "Большого шлема", доведя их общее число до феноменальных 19, три "Мастерса" и еще два скромных титула в Халле и Базеле.
В воскресенье же ему достались только индивидуальные призы от ATP – за лучшее возвращение-2017 и, в который уже раз, награда имени Стефана Эдберга за преданность теннису.
ЧУДО ГОФФЕНА
Сезон Давида Гоффена едва не вылетел в трубу из-за нелепой травмы, полученной на Roland Garros, когда он повредил лодыжку, запутавшись в полотне, которым накрывают корт. После нескольких недель на костылях и пропущенного Уимблдона он вернулся, да так, что смог впервые в карьере "официально" отобраться на итоговый турнир (в прошлом году он сыграл один матч как запасной).
Уже в Лондоне бельгиец вписал свое имя в историю – он стал лишь шестым теннисистом, обыгравшим на одном турнире и Надаля, и Федерера. Прежде это удавалось в том числе (и тоже на итоговом турнире), и россиянину Николаю Давыденко, а в последний раз – Новаку Джоковичу два года назад.
Другое дело, что настроиться на новый матч после таких побед бывает непросто. И Гоффен прочувствовал это на себе. Отправив домой Надаля, бельгиец смог взять лишь два гейма у Григора Димитрова (6:0, 6:2). По иронии судьбы, с ним же пришлось играть и после полуфинала с Федерером.
Финал, крупнейший в карьере для обоих, получился что надо – с эффектными розыгрышами, обоюдными шансами на успех и солидной долей драматизма. Но более высокий класс Димитрова все-таки сказался. Гоффен в блестящем стиле отыграл три матчбола подряд на своей подаче, а потом еще один, но с пятой попытки его соперник все же завершил поединок в свою пользу – 7:5, 4:6, 6:3. На церемонии награждения герой недели, покидавший корт проигравшим, едва сдерживал слезы.
СТРАХ И ТРИУМФ ДИМИТРОВА
Удивительно, но Григор Димитров, полуфиналист Australian Open-2017 и победитель "Мастерса" в Цинциннати, отобрался на итоговый турнир в первый раз в карьере. Приехав в Лондон, он не только сам попробовал себя в роли интервьюера – задавал вопросы коллегам на всех предстартовых мероприятиях, но и признался журналистам, что так рад быть в элитной восьмерке, что никак не может перестать улыбаться.
Радости стало еще больше, когда в непростом первом матче болгарин переиграл Доминика Тима – потенциально главного конкурента в борьбе за путевку в полуфинал. А уж потом были разгромлены Гоффен и запасной Карреньо Буста. Ни одному из них не досталось больше двух геймов.
Полуфинал против Джека Сока Димитров проводил, уже зная, что Федерер выбыл из борьбы и он, фактически, стал главным фаворитом в борьбе за титул. 26-летнего теннисиста лихорадило: он чередовал шикарные филигранные удары, каких в его арсенале множество, с досадными ошибками, явно вызванными большим желанием победить. Впрочем, проиграв первый сет, болгарин взял 11 из 14 геймов, заставил понервничать, подавая при 5:3, но все же вырвал путевку в финал.
А в титульной встрече было примерно то же самое – Григора психологически зажимало. Но уж когда он позволял себе расслабиться, охотно демонстрировал все то, за что его на протяжении последнего десятилетия называли самым талантливым игроком поколения. Ему прочили огромные успехи, но в последние годы огромный потенциал, который болгарину все никак не удавалось раскрыть все чаще вызывал лишь вздохи сожаления.
Выстояв и против Гоффена, который явно не собирался сдаваться без боя, и в психологической борьбе с самим собой, Димитров все же отпраздновал победу – самую большую пока и главную в карьере. Казалось, что, даже получив кубок, он не до конца верил в реальность происходящего. Ни в то, что завоевал главный приз на итоговом турнире года, не потерпев ни одного поражения (за что полагается солидный бонус), ни в то, что в понедельник станет третьей ракеткой мира. Однако в новом сезоне на него теперь будут смотреть как на Григора, готового к большим свершениям.