«Зенит» выиграл Лигу чемпионов – пока казанский и пока волейбольную. Празднуя это событие, мы рассказываем о том, как и почему такое случилось и чем волейбол отличается от футбола, выделяем главных героев финала и радуемся, что этой замечательной игрой руководит не Зепп Блаттер.
1. Казань взяла Лигу чемпионов во второй раз за 5 лет
Если мировой волейбол на уровне сборных сейчас чаще всего сводится к противостоянию России и Бразилии, то европейский клубный волейбол уже давно живет российско-итальянскими сшибками. До нынешнего сезона Лигу чемпионов рекордные три раза подряд выигрывал «Трентино», а в 2008-м на вершину впервые в собственной истории забрался клуб из Казани. Тогда он, правда, назывался «Динамо-Таттрансгаз» и это была совсем другая история.
В том же 2008-м «Динамо» стало «Зенитом», клуб оказался под крылом «Газпрома», привлек главного на тот момент (и на сегодняшний тоже) тренера сборной России Владимира Алекно и продолжил движение к российскому и европейскому господству. И если с российским проблем не возникало (Казань с тех пор взяла три чемпионства подряд, хоть последнее и не обошлось без скандала), то с Лигой чемпионов – возникало. Две холостых попытки сменились в прошлом году выходом в финал – и поражением от Тренто.
Нынешний сезон свел «Зенит» и «Трентино» уже в полуфинале «Финала четырех», и на этот раз все сложилось в пользу россиян. Проиграв первую партию, команда Алекно затем нейтрализовала лидеров итальянцев Казийски и Хуанторену и выиграла три других. Казань снова оказалась в финале, в Тренто вспомнили, что бывают в жизни поражения.
2. «Зенит» выиграл в финале в том стиле, в каком наши обычно проигрывают
В финале Казань попала на хозяев Ф4 польскую «СКРУ». Собственно финал начался с третьей партии: первые две соперники забрали друг у друга без особой борьбы. Третий сет казался решающим и был напичкан насквозь неприятными для нас знаками. Доигровщик Евгений Сивожелез, проведший полуфинал и первую партию финала на совершенно невероятном для себя запредельном уровне, подсел и на приеме, и в атаке, связующий Валерио Вермильо стал заметно уступать оппоненту Мигелю Фаласке, наш лидер Максим Михайлов – все чаще бить по аутам, а наш тренер Владимир Алекно – все чаще ругаться матом. В общем, и 3-я партия осталась за поляками.
В этот момент показалось, что момент упущен. Есть ощущение, что волейбол поляков интересует заметно больше, чем грядущий чемпионат Европы по футболу, потому переполненный зал уже начал праздновать победу. «СКРА», представляющая собой усиленный отсутствием тренерских заморочек и наличием испанца Мигеля Фаласки вариант сборной Польши, сломалась в самый неожиданный момент.
В концовке 4-го сета поляки имели матчбол, но проиграли 3 очка подряд, причем последний мяч свалился на их сторону площадки от троса. Обычно такие глупости в решающие моменты случаются исключительно с нами. На тай-бреке хозяева повели 5:2, но преимущество упустили, а в концовке пару раз ошиблись. 26:24 и 17:15 в 4-й и 5-й партии – что-то хорошее с нами еще иногда случается.
3. Центральные фигуры
MVP «Финала четырех» стал диагональный «СКРЫ» Мариуш Влажлы, лучшим бомбардиром – диагональный «Зенита» Максим Михайлов, но победу российской команде обеспечили наши центральные. Николай Апаликов и Александр Волков, на двоих набравшие 32 очка за матч (выдающиеся цифры для центральных блокирующих), подавали, блокировали и нападали в самые ответственные моменты.
Прогресс Апаликова за последние 2 сезона вообще одно из чудес волейбольного света. Ему скоро 30, он никогда не был звездой и его не очень звали в сборную. Тогда казалось, что в «Зените», который может себе позволить приобрести почти любого игрока, у Апаликова весьма туманные перспективы. Однако он совершенно неожиданно прибавил практически во всех компонентах: его стабильно убойной подачи боятся уже больше, чем подачи Михайлова, с его блоком не справляются лучшие нападающие мира, а размашистые атаки чаще всего не только эффективны, но и эффектны.
Отдельный абзац себе зарезервировал и Валерио Вермильо. 36-летний итальянский связующий первый сезон проводит в Казани, причем заменить ему пришлось самого Ллоя Болла. По ходу финала к Вермильо были претензии, однако окажись на его месте привычный Алекно Сергей Гранкин, победитель у Лиги чемпионов, вероятно, был бы другим. Валерио собрался по ходу матча, переосмыслил происходящее, успокоился сам и успокоил партнеров – и сумел 4-ю и 5-ю партии провести практически без ошибок. В общем, главная за последние годы победа российского волейбола над итальянским – в значительной степени заслуга итальянца.
4. «Зенит» – европейский суперклуб
Победу «Зенита» в Лиге чемпионов не стоит считать сенсацией. Волейбол немного не футбол, здесь крутятся совсем другие деньги, и российским командам гораздо проще бороться с теми, кто живет на заработанное самим собой. Наши клубы имеют возможность приглашать любых звезд практически со всего мира – в тот же «Зенит» из того же «Трентино», скажем, прямо сейчас едет Османи Хуанторена, один из лучших волейболистов мира.
Впрочем, российские финансовые возможности приобретать звезд сильно ограничиваются жесточайшим лимитом на легионеров: в заявку на внутренний российский сезон помещаются только два иностранца. Именно поэтому наши лучшие команды не очень похожи на сборные мира и именно поэтому европейский триумф «Зенита» мы вправе считать триумфом русского волейбола, а не нецелевого использования сверхдоходов от нефти и газа.
5. В «Финале четырех» использовались видеоповторы
Волейбол и не подозревает, как ему повезло: им руководит не Зепп Блаттер. И даже не Мишель Платини. Именно поэтому в правила самой игры периодически вносятся существенные изменения, и она больше не шарахается от технического прогресса. В «Финале четырех» Лиги чемпионов тестировалась система видеоповторов: каждая из команд по решению своего тренера или капитана два раза за партию могла попросить помощника главного арбитра посмотреть телевизор. Правда, проверять можно было не что угодно, а только 4 момента: попадание мяча в площадку (аут), касание блоком сетки, касание мячом антенны и заступ. Простор для судейского беспредела все равно остался (касание мячом блока, ошибка при передаче и игра на чужой стороне площадки вызывают споры значительно чаще), но Блаттеру это все равно лучше не показывать.