Уходящий биатлонный год был богат на эмоции, претензии и публичные дискуссии. Мы вспомнили все самое интересное, о чем будут говорить еще долго: нервный срыв Чудова, онлайн-истерику Сорокиной в Facebook, телевизионный напор Зайцевой, беспомощность Барнашова, перемены Нойнер, перепалку Бьорндалена и Свенсена, танцы Мякяряйнен и признание в любви Максимова.
1. «Мне сказали, что результатов у меня нет – хотя я выполнял все задания, которые давали тренеры. В эстафетах я не подводил, а во многих и помогал. Было обидно не услышать себя в составе на чемпионате мира в Ханты-Мансийске. Не верят тренеры в меня, и это досадно» (Максим Чудов, 11 марта – о невключении в эстафету).
2. «Не надо падать духом, как сейчас делает наша команда. Они все ходят унылые, не улыбаются. Поставьте магнитофон, термос с чаем, самовар, соберите всех, устройте дискотеку» (Владимир Драчев, 7 марта).
3. «Мда... В этой жизни я, видимо, ничего не понимаю. Все печально. Всем дают реабилитироваться, только почему-то мной всегда жертвуют. Бог с ними, пускай делают, что хотят. И пускай Богалий бежит, уступлю. Надоело все уже. Анна никогда место свое не отдает, тем более – в эстафете. Да и есть кому словечко замолвить. Так и на Олимпиаде Анна меня подсидела, и ничего, пережила» (Наталья Сорокина, 12 марта – о невключении в эстафету).
4. «Не вам, журналистам, и не зрителям судить, что было не так в подготовке. И рассуждать тоже не ваше дело. Я, может, грубо сейчас говорю. Это мое дело и тренеров. Не вижу ничего плохого. Три серебряные медали. Люди, три медали! Это нормально» (Ольга Зайцева, 13 марта).
5. «Я не знаю ответа на вопрос, что творила Богалий. Должна была стрелять чисто, однозначно. Команда разобрана» (Владимир Барнашов, 13 марта – во время женской эстафеты).
6. «Когда будем бегать, как норвежцы? Мы в принципе и бегаем как норвежцы» (Михаил Ткаченко, 11 марта).
7. «Про увольнение я узнал от пресс-атташе Маши Байдиной. Пока был на трассе, мне никто ничего не сообщал. Не знаю, нормально это или нет. Может быть, так делают в других видах спорта – без всякого анализа» (Анатолий Хованцев, 13 марта).
8. «После этой зимы я больше не буду биатлонисткой. Для кого-то это известие стало большим сюрпризом, для кого-то это очень неприятная весть. Было непросто принять такое решение. Но теперь я уверена, что настало время перемен, и у меня будет новая, прекрасная жизнь после спорта» (Магдалена Нойнер, 6 декабря).
9. «Прыгала от счастья, но до потолка не достала – слишком высокий. Теперь цель – выигрывать Олимпиаду! До нее достаточно времени, чтобы успеть все, что мне нужно» (Екатерина Юрьева, 6 октября – об отмене дисквалификации на Олимпиаду в Сочи).
10. «Будет интересно наблюдать за выступлениями Бьорндалена, но лично я не думаю, что у него вновь получится стать лидером. Во всяком случае, я не могу позволить ему сделать это» (Эмиль Хегле Свенсен, 5 сентября).
11. «Еще одна моя слабость – машины. У меня нет автопарка, просто покупаю машину, езжу на ней, а потом вдруг появляется что-то, что очень хочется и я продаю предыдущую и пересаживаюсь на новую. За последние три года поменяла пять машин. Совсем недавно купила Mercedes-CLS. Я очень люблю скорость. Может попробовать себя в Формуле-1?» (Светлана Слепцова, 27 июля).
12. «Откровенно говоря, думаю, что все не без греха. Не употребляли всего этого, и результат стал другим. Как одна из причин прошлогодних результатов» (Анфиса Резцова, 3 ноября).
13. «Что касается вчерашней авиакатастрофы в Ярославле, то я нисколько не удивлен, учитывая мой опыт полетов российскими авиалиниями. Трагедия когда-нибудь должна была произойти» (Давид Экхольм, 8 сентября).
14. «Нам пока очень мешает работать существующая мифология. К сожалению, она доминирует в биатлонной семье. Одним из постулатов этой мифологии является убеждение, что наша школа – самая лучшая. Носителем и пропагандистом этой идеи является, к сожалению, один из самых ярких и выдающихся отечественных биатлонистов – Александр Тихонов. И у него много последователей» (Михаил Прохоров, 13 марта).
15. «Меня глубоко задевает, когда люди пишут про Тихонова ерунду. Кто оскорбляет его – могут идти в сад» (Дмитрий Губерниев, 29 ноября).
16. «Более подлого человека, чем Польховский, не встречал в своей жизни» (Александр Тихонов, 17 февраля).
17. «А в быту Пихлер нормальный мужик, компанейский. Шашлык-машлык, пожалуйста. Просто с виду он такой грозный» (Валерий Польховский, 11 мая).
18. «Вам будет сложно мне поверить, но у меня с командой не возникло никаких проблем. Был приятно удивлен, что российские спортсменки дисциплинированы, «от» и «до» выполняют любое задание. Считаю, эти тренировочные объемы адекватны поставленной цели – зимой быть в числе лидеров» (Вольфганг Пихлер, 14 июля).
19. «Под нагрузками Пихлера можно судить, кто талантлив, а кто ошибся с видом спорта» (Сергей Кущенко, 19 мая).
20. «Не очень приятно слышать такие слова от товарища по команде. Мы – команда, которая работает вместе на сборах и выступает в эстафетах. Но таков Свенсен» (Уле Эйнар Бьорндален, 26 октября).
21. «Все это очень неприятно. С точки зрения спорта, решение IBU по мне никак не ударит – я ведь все равно завершила карьеру. А вот если говорить о психологии... Самое обидное, что это была моя последняя гонка в карьере. Теперь нашу команду, скорее всего, лишат серебряной медали. Хотя продолжаю верить в лучшее» (Оксана Хвостенко, 12 августа – о дисквалификации и аннулировании результатов эстафеты на чемпионате мира).
22. «Мне жаль недоброжелателей, которые тратят свои нервы и силы на то, чтобы критиковать Ярошенко. Собачка лает – караван идет. Мне безразлично их мнение. Большинство людей все-таки болеют, верят, желают успехов. Их поддержка очень важна» (Дмитрий Ярошенко, 26 сентября).
23. «В сборной Норвегии опытные биатлонисты больше следят за своими словами в разговоре с журналистами. Мы же, молодые, практически были рождены без внутренних фильтров. Возможно, со временем ты учишься и начинаешь думать, что не такая уж и хорошая идея говорить о некоторых вещах» (Тарьей Бо, 13 сентября).
24. «После завершения Кубка мира в Осло танцевали на столах. Подошли скучные ребята, которые следят за порядком и сказали мне: «Кайса, давай-ка слезай». Но потом появился самый главный в заведении человек и сказал, что нам, как победителям, можно делать все, что захотим. Он разрешил танцевать на столах хоть до самого утра» (Кайса Мякяряйнен, 27 марта).
25. «Сегодня готов сойти с ума! Посвящаю победу своей любимой девушке (Альбине Ахатовой). Она сказала, что не будет смотреть, и, честно говоря, думаю, что обалдеет, когда узнает результат» (Максим Максимов, 8 марта).