94-я по счету многодневка "Джиро д Италия" подошла к своему экватору, и, казалось бы впору было рассуждать в очередной раз о мастерстве Альберто Контадора, и, как это делает Томас Лёвквист, его вероятной дисквалификации, о битвах Кэвендиша и Петакки, а также о том, что эти славные спринтеры будут испытывать в горах ближе к выходным, но все меркнет по сравнению с той трагедией, что случилась на 3-м этапе.
9 дней назад оборвалась жизнь талантливого бельгийского гонщика Воутера Вейландта. Ему было всего 26, и карьера по большому счету лишь начиналась в тот момент, как резко и неминуемо оборвалась. Вместе с жизнью. Воутер оставил подругу Софи, которая в сентябре должна будет родить ему сына, любящих родителей и друзей, а также страничку в фейсбуке, которую теперь с завидной частотой посещают болельщики со всего мира. Вейландт не сказал многого в велоспорте, но еще раз напомнил о том, насколько этот спорт опасен и непредсказуем.
Будьте уверены, спустя годы вы едва ли вспомните победителя этой гонки, будь то Контадор, Нибали или Родригес. Недаром ведь тысячи любителей велогонок с новостью о смерти Вейландта вспомнили о Фабио Казартелли и его кончине на "Тур де Франс". И не один лишь уроженец Комо , оказавшись выбитым из седла больше, не поднимался...
Проблема безопасности в велогонках всегда была очень актуальной. В начале ХХ века при проведении соревнований движение на дорогах не останавливалось, от чего пострадало немало гонщиков. Лишь в первое десятилетие погиб по меньшей мере 21 гонщик.
С тех пор велоспорт двигался вместе с прогрессом, улучшались условия и для спортсменов, но оградиться опасных ситуаций совершенно организаторы не могут и по сей день. Даже введенное в 2005 году обязательное ношение шлемов не спасло спустя год Исаака Лопеса Гальвеса, который после столкновения с другим гонщиком больше не дышал...
Злой рок не жалеет и чемпионов. Вспомним Антонина Манье, действующего на тот момент чемпиона "Тур де Франс", которого сбила машина при на перевале Телеграф, или лучшего португальского гонщика в истории Жоакима Агостинью, который в 1984 году после столкновения с собакой повредил голову, и впал в кому, из которой так и не вышел. 1995 — год смерти упомянутого уже Фабио Казартелли, который погиб на 25-м году жизни, врезавшись в дерево.
В этом списке после 2011 года появится новые имя и фамилия — Воутер Вейландтт. За 7 лет, проведенные в профессиональных велогонках, он, быть может, и не добился успехов своего легендарного соотечественника Эдди Меркса, о которых мечтает любой бельгиец, но заработал славу отменного бойца, и гонщика в первую очередь командного. Не зря ведь братья Шлеки позвали его в "Leopard Trek" — команду, претендующую на самые высокие места. А Вейландт вплоть до того злощасного спуска благодарил свою команду за доверие, став вторым штатным спринтером после Даниэле Беннатти.
Год назад, ещё будучи гонщиком "Quick Step" Вейландт праздновал первую в своей карьере победу на этапе Гранд Тура. Символично, что выиграл бельгиец как раз третий этап "Джиро". 9 мая 2011 года, пока в России праздновали день победы, уроженец Гента проиграл свою битву за жизнь. По мнению врачей, смерть наступила сразу же после падения гонщика. Вейландт не справился с управлением, и сейчас сложно сказать, мог ли он спастись на скорости под 70 км/ч. Гонщик пытался избежать падения, заведомо рискуя при входе в вираж.
Экс-глава Федерации велоспорта России Александр Гусятников так описывает случившееся: "В той ситуации, в которой оказался Вейландт, ему нужно было принимать решение как можно быстрее. Гонщик должен сориентироваться, сколько ему - до скалы, сколько - до стены, сколько - до автомобиля, в которые он может врезаться и, по возможности, упасть намеренно раньше. Не лучше ли свалиться самому и ободрать себе бедро, локоть, зато кости останутся целы, все будет нормально?! "
Впрочем, сейчас уже поздно рассуждать на эту тему. Ведь едва ли кто-то поспорит, что реально было спастись и Казартелли, и Кивелеву, и многим другим жертвам велоспорта. Смерть Вейландта стала 4-й в истории "Джиро" и безусловно омрачила не только этот тур, но и весь сезон. Команда бельгийца снялась с гонки, дружным рядом финишировав на 4-м этапе, также покинул Италию и лучший друг Воутера — американский спринтер Тайлер Фаррар, который попросту не сумел справиться с эмоциями. В 2009 году, когда во сне умер другой гонщик, хороший друг Вейландта — Фредерик Нолф, Воутер добыл несколько побед, посвятив их товарищу. Ждём новых побед и от Фаррара....
Такие трагедии сильно сплачивают всю общественность, и гонщики, быть может сделают выводы, в следующий раз сумев избежать риска.