Шестикратный олимпийский чемпион Уле Эйнар Бьорндален в интервью Sport1.de – о секретном позитивном напитке «41C», предательском вирусе, отвернувшейся фортуне, доминации Норвегии в Кубке мира, прогрессе Германии и России, а также новой тенденции современного биатлона – быстрой стрельбе, которая берет верх над здравым смыслом.
— Уле Эйнар, начало сезона получилось для вас отличным – победа и два вторых места. Но затем вы не смогли бороться за попадание на пьедестал из-за проблем со здоровьем. Тем не менее, вы довольны тем, как протекает сезон?
— Перед Рождеством все шло хорошо. Во время каникул я много тренировался и в январе собирался атаковать, но меня поразило вирусное заболевание. С тех пор все пошло вкривь и вкось. Если ты физически не на самом высоком уровне, у тебя нет шансов. Сейчас вирус побежден, я пробежал две гонки в Антхольце. Мой ход не был оптимальным, но я снова здоров, и организм нужным образом реагирует на обычные тренировки. На чемпионат мира я возлагаю большие надежды.
— Это означает, что все трудности позади?
— Я хорошо себя чувствую, анализ крови показывает то же самое. Это самое главное.
— Из-за болезни вам пришлось изменить цели, которые вы ставили для себя на сезон?
— Моей главной целью была победа в общем зачете Кубка мира. С ней пришлось распрощаться. Если ты заболеваешь, шансов на победу нет. Я должен был пропустить совсем немного гонок, иначе очень сложно заработать преимущество. У Тарьея и Эмиля огромное превосходство, они оба все еще находятся в прекрасной форме. Поэтому моей целью стал чемпионат мира в России.
— Вас нет в предварительной заявке на этафету лыжного чемпионата мира в Холменколлене. Существует какой-нибудь шанс, что вы сможете принять участие в домашнем чемпионате?
— Это сложная тема. Мне нужно было показывать хорошую скорость в биатлонных гонках, но из-за болезни я не смог доказать, что могу быть достаточно быстрым. Все повернулось совсем не так, как я себе представлял.
— Вы хотите сказать, что тема Холменколлена уже закрыта?
— Думаю, что еще нет. Все зависит от того, как я проявлю себя дальше. Если я снова обрету свою суперформу и смогу продемонстрировать ее в соревнованиях, то все возможно. Но в настоящий момент сложно что-либо прогнозировать.
— Вы уже упоминали хорошую форму Бе и Свенсена. Норвежцы доминируют в индивидуальных соревнованиях: выиграли 9 гонок из 16. Что делает норвежцев сильнее других?
— Во время подготовительного периода мы очень много и хорошо тренировались. У нас потрясающая команда с великими талантами и отличными тренерами. Уже к началу сезона мы были далеко впереди. Для этого, конечно, нужно иметь еще и удачу. Но сейчас подтянулись и остальные сборные – русские, немцы, французы и шведы уже очень сильны. Нас ждет действительно захватывающий чемпионат.
— Немецкая команда показала отличные результаты в двух последних эстафетах. Как вы думаете, получится у нее закрепить успех в Ханты-Мансийске?
— В немецкой команде – суперспортсмены, они могут достичь всего, в том числе выиграть эстафету и личные гонки. Грайс и Пайффер постоянно добавляют, они показали очень хороший ход. Тенденция роста налицо.
— В последние годы быстрая стрельба берет верх над здравым смыслом. Как вы это объсните?
— Чтобы выступать на высоком уровне, нужно в первую очередь очень быстро бежать. Но на простых трассах – как, например, в Антхольце – время прохождения дистанции у лидеров почти не отличается. Рупольдинг и Обрехоф гораздо сложнее, там «бегунки» получают какое-то преимущество. Но на стрельбе можно быстро отыграть важные секунды. Каждый пытается это сделать, и поэтому уровень соревнований возрастает от раза к разу.
— Это значит, что со временем скорость стрельбы будет расти еще больше?
— Да. Еще в начале сезона она была ниже, чем сейчас. Но скорость стрельбы изменяется по волнообразному принципу. Не знаю, что здесь влияет, но каким-то образом это происходит. Когда другие спортсмены начинают стрелять быстрее, ты делаешь то же самое.
— На вашей винтовке написано «41C». Это ваша любимая температура во время летнего отдыха?
— Ну, это было бы, пожалуй, жарковато! На самом деле, это наименование моего спортивного напитка. У меня позитивный опыт его использования на тренировках и соревнованиях. За его разработкой стоит множество исследований, и я очень доволен тем, что получилось.
— И все же, по окончании сезона вы стремитесь тут же оказаться в тепле, вдали от снега?
— По-разному. Иногда я сразу еду куда-нибудь на юг, но это не всегда получается. Обычно сначала приходится принять участие в нескольких мероприятиях.