В первом старте чемпионата мира Россия впервые за последние девять лет поднялась на подиум смешанной эстафеты – за бронзой. Золото досталось Германии, серебро – Франции. Гонка ознаменовалась неприятным инцидентом между АлександромЛогиновым и Мартеном Фуркадом в зоне передаче эстафеты
Иногда, чтобы погасить чрезмерный стресс и не дать ему перерасти в истерику, опытные люди рекомендуют шоковую терапию: дать человеку пощечину, выплеснуть ему в лицо стакан холодной воды. Такой шоковой терапией в первый день чемпионата для ничего не подозревающих журналистов стало совершенно экстраординарное мероприятие – пресс-конференция австрийской криминальной полиции. Произошло это за час с небольшим до старта смешанной эстафеты и, разумеется, мгновенно пресекло обычную предстартовую суету с прогнозами, копанием в интернете и периодическими заходами в местную кофейню.
Тема мероприятия оказалась невеселой: под допинговые подозрения в полном составе попала сборная Казахстана. Накануне – аккурат в те часы, что на главной площади Хохфильцена шла официальная церемония открытия – три десятка полицейских обыскали дом, где расположилась казахстанская команда. Поводом для столь радикальных мер стал январский анонимный донос: на одной из бензозаправок восточного Тироля обнаружился свидетель того, как пассажиры нескольких микроавтобусов выбрасывали коробки с использованными одноразовыми шприцами, системами для переливания крови и пустыми ампулами. В тех же коробках были найдены аккредитации, в связи с чем полицейские и установили "национальную принадлежность" груза. И начали следственные действия, кульминацией которых стал проведенный в среду обыск.
ПЕЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ
На стартовый состав смешанной эстафеты полицейский аврал не повлиял: казахстанским биатлонистам было дозволено выйти на старт, поскольку формальных оснований для отстранения команды от участия в мировом первенствеIBUне нашел. Не исключено, что история получит продолжение: по распоряжению руководства Международного союза биатлонистов все без исключения казахстанские спортсмены были подвергнуты в среду допинг-контролю, но на момент начала первой гонки результатов исследования еще не было.
Похожая история в Европе уже случалась – с австрийцами. Десять лет назад на Олимпийских играх в Турине вся австрийская команда лыжников и биатлонистов стала объектом внимания итальянской полиции, внезапно нагрянувшей с обыском в расположение сборной. В результате этой операции и дальнейшего расследования полтора десятка спортсменов, а также спортивный директор Федерации лыжных гонок и биатлона Вальтер Майер были пожизненно дисквалифицированы. Рикошетом задело тогда и австрийскую заявку на проведение в Зальцбурге Олимпийских игр-2014.
Вот на такой ноте в четверг стартовал чемпионат мира. Радоваться оставалось разве что погоде – очень солнечной и почти безветренной. Ну и тому, что эту гонку Россия начала без потерь: после первой стрельбы Ольга Подчуфарова проигрывала всего пять секунд немке Ванессе Хинц.
ЖЕНЩИНЫ ДОТЯНУЛИ ДО ПЯТОГО МЕСТА Смешанная эстафета никогда особо не радовала российских болельщиков на чемпионатах мира. Год назад в Холменколлене команда осталась седьмой – во многом благодаря штрафному кругу Екатерины Шумиловой на первом этапе, в 2015-м в Контиолахти олимпийский чемпион Антон Шипулин финишировал лишь десятым, при том, что стрелковый результат был у россиян вполне пристойным – всего четыре дополнительных патрона. В Нове-Место в 2013-м итогом выступлений стало шестое место, годом ранее в Рупольдинге – пятое.
Стартовый состав российские тренеры подбирали тщательно. Оттого на первом этапе и оказалась Подчуфарова – спортсменка, имеющая по ходу сезона наиболее предпочтительную эстафетную статистику. К сожалению, функциональное состояние Ольги на момент начала чемпионата оставляло желать лучшего. Сначала это были всего лишь подозрения, основанные на том, что тренеры приняли решение не заявлять спортсменку на спринт, а дать ей возможность максимально (то есть полных пять дней) отдохнуть перед индивидуальной гонкой. Первый этап подозрения подтвердил: отставание Подчуфаровой от лидера увеличилось после второй безупречной стрельбы до 17,2, а на передаче эстафеты Татьяне Акимовой составило 36,3.По участию в эстафете Акимовой вопросов не было: "ногами" Татьяна продолжала показывать в сравнении с остальными российскими девушками наиболее высокие скорости. Не случись одного промаха на ее первой стрельбе, она бы подтянулась к лидерам более основательно, а так удалось отыграть всего четыре секунды.
Впрочем, жаловаться было грех: при том, что против россиянки шли на этом этапе такие "зубры", как Доротея Вирер, Мари Дорен-Абер, Лаура Дальмайер и Кайса Мякяряйнен, Татьяна сумела отыграть на круге еще десяток секунд, а после второго рубежа ушла уже четвертой, проигрывая Вирер всего 11,1 – вся первая четверка, карауля друг друга, заработала на "стойке" по два промаха, потеряв кучу времени. Впрочем, восстановить статус-кво финке удалось довольно быстро: на передаче эстафеты она вновь была впереди Акимовой, так что на свой первый в жизни забег мирового первенства Александр Логинов отправился пятым – на расстоянии двадцати двух секунд от Арнда Пайффера.
ФУРКАД – ЛОГИНОВ. ЕСТЬ КОНТАКТ!
Продержалась эта видимая идиллия недолго: два промаха дебютанта на своем втором рубеже и слишком медленная для такого уровня конкуренции стрельба увеличили отставание российского спортсмена при выходе на завершающий круг почти до одной минуты. Эстафету Логинов тем не менее передал четвертым – всего с секундным отставанием от французов. Вперед на достаточно безопасном от всех расстоянии уже умчались Симон Шемп и Доминик Виндиш, но русско-французский сюжет выглядел не менее увлекательно: Мартен Фуркад против Антона Шипулина. Кто кого?
Фуркаду стоило посочувствовать: вместо того, чтобы, как и год назад, сражаться за золото, он что есть силы разгребал грехи Фийона Майе, заработавшего в "стойке" штрафной круг. В этом французы оказались не одиноки: в части количества заходов на штрафную петлю эстафета била все рекорды: два у Норвегии, два у Чехии и США, четыре – у Белоруссии. В общей сложности на круги зашли 12 команд, и этот факт вполне можно было считать некой отдельной достопримечательностью гонки, правда, не единственной. Куда больше интереса вызвала все-таки состоявшаяся стычка Фуркада и Логинова на передаче эстафеты: оказавшись рядом с уже закончившим этап Александром, Мартен не отказал себе в удовольствии пнуть соперника, сбив его с ног.
Финиш Шипулин проиграл. Он так долго сидел на пятках у Фуркада на финишном круге, так явственно сдерживал себя, чтобы не укатить вперед соперника на спусках, что, казалось, серебро уже почти в кармане у России: в аналогичных ситуациях тот, кто сидит за спиной, почти гарантированно вырывается на финише вперед без особых проблем. Но против Фуркада эта тактика не сработала.