Сборная России стала второй на турнире World Team Trophy, командном чемпионате мира по фигурному катанию. Это первая российская медаль на подобных соревнованиях. В общем зачете от занявшей первое место сборной США нашу команду отделил всего один балл.
Главным событием третьего и заключительного дня World Team Trophy стала произвольная программа Елизаветы Туктамышевой с тройным акселем.
Сам сложнейший прыжок получился безупречным и с учетом всех надбавок принес своей исполнительнице 10,50 балла (это, на секундочку, базовая стоимость четверного сальхова – наиболее сложного многооборотного прыжка, который регулярно исполняют сегодня мужчины-фигуристы).
За Туктамышеву остается только порадоваться. Это была идеальная концовка сезона, абсолютный триумф перед самой благодарной публикой в мире. Лиза поставила жирный восклицательный знак в своем многомесячном победном шествии по турнирам, сделав то, что еще в январе, на чемпионате Европы, сама считала невозможным: выполнила тройной аксель в произвольной программе.
Конечно, это было авантюрой. Прекрасный аксель все же ударил по другим элементам программы. Но Туктамышева, маленький боец с бездной характера, глобально позволила себе расслабиться всего раз, сделав одинарный ритбергер вместо многооборотного.
А ведь надо понимать, что ради выполнения акселя спортсменке и ее тренеру пришлось фактически перекроить программу, поменять расстановку прыжков и их сочетания. Изменить месяцами накатываемый рисунок постановки. Можно представить себе уровень концентрации, который потребовался для того, чтобы удержать все эти нюансы под контролем. И то, сколько сил это отняло у Елизаветы.
Кое о чем можно было догадаться, когда фигуристка по окончании проката далеко не сразу нашла в себе силы просто улыбнуться. Хотя это было ее мгновение! Купайся – не хочу!
Сумма баллов Туктамышевой на самом деле оказалась не самой высокой. По технической оценке в произвольной программе она даже с акселем и вовсе проиграла японке Сатоко Мияхаре, допустившей пару весьма заметных ошибок. Что еще раз показало: в современном фигурном катании на одних только сверхсложных элементах далеко не уедешь. Именно на эти грабли весь сезон упорно наступает Максим Ковтун.
Но во-первых, на World Team Trophy важна не сумма баллов, а исключительно занятое место. А Лиза без всяких вопросов стала в произвольной программе первой. А во-вторых, где еще экспериментировать с новыми элементами, как не на коммерческом турнире с атмосферой капустника.
Российские девушки на World Team Trophy однозначно стали лучшими в команде и на льду, и вне его. Почин Туктамышевой поддержала Елена Радионова. Она тоже очень устала и наверняка хочет в отпуск. Недавно переболела прямо во время чемпионата мира. Но в Токио Елена все равно выжала из себя максимум, не позволив себе опуститься ниже определенного уровня.
В синхронном плавании есть такое понятие как «суша» — часть постановки, которую спортсменки выполняют на бортике бассейна еще до начала собственно программы.
На World Team Trophy тоже есть такая «суша» — командная работа в уголке слез и поцелуев. Она не оценивается, но на нее все обращают внимание. И здесь всегда очень хорошо видно: умеет ли человек вести себя на публике, играть по заданным правилам, давать шоу, наконец.
В сущности, все эти качества для современных спортсменов, если они хотят стать звездами, ничуть не менее важны, чем умение прыгать или скользить.
Так вот «сушу» в Токио Радионова отработала лучше всех: вышла после своей произвольной программы, надела очки со стеклами в форме звезд и станцевала. На протяжении всего турнира по количеству фото из командного уголка лидировали сборные США и Франции. Угадайте, скриншот какого эпизода составил им конкуренцию?
К моменту начала женских соревнований, последнего вида программы, казалось, что шансов на победу у России после двух не самых удачных дней уже нет. Но Туктамышева выиграла, Радионова стала второй. А американки Грейси Голд и Эшли Вагнер оказались только четвертой и пятой. И Россию от США в итоговой турнирной таблице отделил всего один балл.
Если бы чуть раньше Юко Кавагути и Александр Смирнов не проиграли произвольную программу американской паре Алексе Скимеке и Крису Книериму, все могло бы быть наоборот. Ученики Тамары Москвиной во второй день турнира выступили крайне неудачно и уступили своему лучшему результату сезона более 10 баллов. Смотреть это прокат было практически физически больно – и вовсе не из-за драматической темы «Манфреда».
Но бросаться помидорами в Кавагути и Смирнова хочется меньше всего. Если уж на то пошло, неудачное выступление в Токио российских мужчин вызвало куда большую досаду.
Куда интереснее было бы понять, что происходит с парой. Насколько это серьезно? Насколько это насовсем? По ходу нынешнего сезона в среде болельщиков и журналистов много говорилось о том, что Юко — моторчик и стержень этого дуэта — после стольких лет не самой простой карьеры, вероятно, просто устала. Оказалась внутренне опустошенной. Но глядя на то, какой счастливой выглядит русская японка в командном уголке слез и поцелуев, болея за товарищей по сборной, было крайне сложно поверить, что ей надоел спорт в принципе.
Возможно, просто разладились какие-то связи внутри их маленькой команды. В свое время пятикратный чемпион мира в парном катании Роберт Шолковы, вспоминая их с Аленой Савченко олимпийский сезон, рассказал, что далекий от желанного олимпийский результат в Сочи случился как раз по этой причине. И в таких обстоятельствах начинаешь гораздо чаще думать о том, что где-то там есть другая жизнь.
Если так, тренеру пары Тамаре Москвиной предстоит в межсезонье чинить забарахливший механизм. Хочется верить, что это возможно. Но ответ знают только трое.