Елизавета Туктамышева стала победительницей финала Гран-при по фигурному катанию в Барселоне. Юлия Липницкая, занимавшая второе место после короткой программы, не справилась с прокатом и осталась за пределами пьедестала.
Из четырех российских участниц финала Гран-при по фигурному катанию лишь двум удалось откатать произвольную программу без ошибок. Одной из них стала Елена Радионова, блестяще выполнившая свой прокат со сложнейшим набором прыжковых элементов. Это позволило 15-летней фигуристке, проводящей свой первый полноценный взрослый сезон (прошлой зимой Лена еще не имела права в силу возраста участвовать в чемпионатах Европы и мира), впервые в карьере попасть на подиум взрослого финала Гран-при.
Анна Погорилая упала с заключительного прыжка в каскаде, не докрутив к тому же предыдущий элемент, а также дала арбитрам повод придраться к ребру при исполнении флипа. С учетом неудачи в короткой программе, где ученица Анна Царевой упала, показанное в финале Гран-при этого года дало Анне возможность подняться чуть выше прошлогоднего шестого места, но не более.
Куда более сокрушительной оказалась неудача Юлии Липницкой, откатавшую свою произвольную с двумя падениями, бабочкой на флипе, к тому же выполненном, по мнению арбитров, с неправильного ребра, без третьего каскада и с недокрученным акселем. По ходу соревнований фигуристка столько раз повторила, что не готова пока выкатывать произвольную программу целиком, что впору было задуматься: а не внушила ли она себе эту не самую продуктивную мысль? И дело не столько в неважной физической готовности, сколько в неверии в собственные силы. Бороться с которым чем дальше, тем сложнее.
— После короткой программы вы сказали, что даете себе право на ошибку. Но очевидно, что сейчас вы очень расстроены таким выступлением. И это еще мягко сказано, — спросили Липницкую после проката. — На ошибку, но не на 15 же!
— Что, на ваш взгляд, произошло? — В очередной раз отвалялась. Почему, не знаю.
— Не хватило физических сил? — Не чувствовала ни рук, ни ног, как обычно.
— Что вам дал этот финал Гран-при? Ведь плюсы можно найти в любой ситуации. — Нет тут плюсов.
— А опыт? — Он уже был у меня во Франции и в Китае. Так что это уже не опыт.
— Что делать дальше? — Пока не знаю. Я просто выхожу на лед и не могу ничего сделать.
— По сравнению с французским этапов вам по ощущениям было легче в этом финале? — В короткой программе да. В произвольной, по ощущениям, стало только хуже.
Так на третье место с последнего забралась непотопляемая американка Эшли Вагнер.
Предсказать подобный исход в случае, если российские девушки начнут массово ошибаться, на самом деле было довольно легко. В истории фигурного катания таких случаев было немало.
И пусть технический и образный арсенал американки беднее, чем у ее российских коллег, Вагнер обладает крайне ценным качеством выжимать из себя максимум в самый нужный момент. Единственной заметной ошибкой Эшли в произвольной программе стал недокрученный третий прыжок в каскаде. Дорогостоящая по новым правилам, но не самая значительная помарка.
Что касается победительницы, Елизавета Туктамышева в произвольной программе была великолепна и выиграла столь же безапелляционно, как несколькими часами ранее канадцы Мэган Дюамель и Эрик Редфорд. Между двумя первыми триумфаторами дня можно провести и еще одну параллель: впечатляющий технический арсенал Лизы включал в себя выполненные на плюсы тройной лутц — двойной тулуп — двойной ритбергер, тройные лутцы и флипы, каскад из трех тройных тулупов, два двойных акселя, одиночный и в каскаде, а также вращения и дорожки максимального, четвертого уровня сложности.
Перед финалом Гран-при фигуристка подхватила довольно сильную простуду, что негативно сказалось на ее форме. Однако ее катание как в короткой, так в произвольной программы было до такой степени уверенным, что упоминания о болезни при других обстоятельствах могли бы показаться кокетством. Вероятно, проблемы в подготовке просто сделали Лизу еще более сконцентрированной, открыв дополнительные внутренние резервы характера.
Из всех российских одиночниц именно Туктамышевой после двух неудачных сезонов, проблем с весом и непопадания в олимпийскую сборную нужно было доказывать больше остальных.
Но как представляется, не менее мотивированным был и тренер спортсменки Алексей Мишин. После всех историй с Евгением Плющенко и Артуром Гачинским, который несколько лет сражался с собой, а потом и вовсе уехал в Москву в поисках решения своих проблем, патриарх российского фигурного катания показал миру, что по-прежнему умеет делать результата: быстро, местами жестко (достаточно пересчитать, сколько стартов было у Туктамышевой в нынешнем сезоне), зато эффективно.
Выступление Туктамышевой в Барселоне стало лучшей иллюстрацией еще одного урока этого финала Гран-при. Каким бы тяжелым не был для тебя предыдущий сезон, в новом всегда может найтись тот, кому нужен будет успех здесь и сейчас. И кто будет грызть землю ради этого, без оглядки на то, что там происходит со всеми остальными.
Так происходит сейчас в парах и танцах, где не щадя живота своего сражаются сразу за освободившееся место лидеров несколько дуэтов.
Со временем что-то подобное наверняка случится и у мужчин, и выигрывать с падениями, несмотря на все волшебство своего катания, олимпийскому чемпиону Сочи Юдзуру Ханю будет все сложнее. Как это случилось в предыдущем олимпийском цикле с канадцем Патриком Чаном.
По ходу финала Туктамышеву спросили, насколько, с ее точки зрения, важны результаты финала Гран-при в свете грядущего чемпионата России и борьбы за три места в сборной.
— Разумеется, для федерации важны результаты на международных стартах, особенно таких крупных. Но и в Сочи нужно будет кататься чисто. Если падать, никого не будет волновать, даже если в Барселоне ты выиграла.