Наверняка вы хоть раз задумывались о том, как было бы здорово внезапно намутить несколько миллионов, уехать жить на Карибы, стать хозяином футбольной команды... Пока поток сознания не отправил вас слишком далеко, мы рассказываем о том, как 58-летний безработный выиграл джек-пот в лотерею, купил любимый футбольный клуб и вернул его в профессиональный футбол. А вы могли бы разбогатеть, делая футбольные ставки.
Английская Футбольная Лига, похоже, никогда не останется без команд из Уэльса. Как только «Кардифф» примкнул к «Суонси» в элитной компании, на место единственной валлийской команды в низших профессиональных дивизионах вырвался из плотных зарослей Конференции «Ньюпорт Каунти».
Более того – «Ньюпорт» начал сезон с условного первого места в Лиге 2 после стартового тура (победа 4:1 над «Аккрингтон Стэнли») и сотворил главную сенсацию первого раунда Кубка Лиги. «Брайтон» на его поле почти не обыгрывают и соперники по Чемпионшипу, не говоря о новичках Лиги 2. При всём этом такой удачный старт – пока не более, чем повод рассказать о киношной истории возвращения некогда четвертьфиналиста Кубка Кубков в профессиональный футбол и лично о Лесе Скэддинге, человеке с дикой удачливостью и широкой душой.
В перечне владельцев клубов Лиги 2 данные по «Ньюпорту», на первый взгляд, самые типичные. Местный локальный богач с состоянием в несколько десятков миллионов фунтов – ничего особенного. Однако строчка «источник богатства» в профайле Скэддинга вас непременно шокирует. Это не инвестиции, не торговля и не промышленность – это лотерея Euromillion. Ноябрьским вечером 2009 года 58-летний безработный Лес Скэддинг вернулся домой из магазина и узнал, что только что выиграл джек-пот. Европейские джек-поты не в пример российским, так что на семью Скэддингов обрушилось счастье размером в 45,5 миллионов фунтов.
Что характерно, Скэддингу и до этого удавалось с подачи судьбы выбираться из трудных жизненных ситуаций. После развода с бывшей супругой скромный водитель с окраины переехал из Бристоля в валлийский Ньюпорт и умудрился добиться там признания женщины на двадцать лет моложе с собственным, пусть и не самым доходным, маркетинговым бизнесом впридачу. Спустя несколько лет от Леса чудесным образом отступил обнаружённый рак. Так что, даже безуспешно проведя почти год в поисках работы, мужчина не унывал и продолжал каждую неделю покупать лотерейные билеты. Счастливый попался, само собой, именно в тот момент, когда на банковском счету Скэддинга совсем закончились деньги, и семейный бюджет окончательно слился с бюджетом жены Саманты.
Что бы сделали вы, оказавшись наедине с самым большим выигрышем в истории Британии? На этом месте можно помечтать и составить свой to-do-list, а вот что сделал сам Лес. Первым делом навсегда забыл о том, что когда-то работал механиком и водителем танкеров с бензином, да и вообще о любой работе (как и жена, бросившая осточертевший бизнес). После этого зажил классической жизнью свежеиспечённого богача: покупка Rolls-Royce Phantom в ограниченной комплектации, вилла на Барбадосе по соседству с Уэйном Руни и Гари Линекером и прочие мелкие радости в стиле лакшэри. Впрочем, дух простого английского работяги богатство сломить не в силах: Скэддинг продолжает ходить по недорогим магазинам, остаётся верен старым друзьям и, что главное для нас, всё так же любит футбол и с придыханием рассказывает о случайном знакомстве с Руни в барбадосском баре. Любовь к ставшему за 14 лет жизни в Уэльсе совсем родным «Ньюпорт Каунти» и подарила приятный способ для вложения денег, а заодно и работу. В отличие от жены, глава семьи Скэддингов за четыре года безделья соскучился по дисциплине и ранним пробуждениям. Так что с воодушевлением прибежал на зов «Ньюпорта», перед началом сезона 2012/13 объявившего о поиске инвесторов и уходе действующего гендиректора. Недолгие переговоры – и недавний отчаявшийся безработный возглавляет начальство любимого футбольного клуба. «Жить роскошно, играть в гольф – это всё хорошо, но, поверьте, быстро надоедает. Теперь у меня появилась цель – просыпаться утром, делать то, что я хочу, быть вовлечённым во что-то. У меня есть куча времени и свобода выбора. Думаю, это мечта каждого парня».
Впору вернуться к разговору о самом клубе. Таким самобытным членом английской футбольной системы «Ньюпорт» оказался поневоле. Начав свою жизнь в начале 20 века, команда долго-долго влачила весьма стандартное существование – хаотичные прыжки между вторым и четвёртым дивизионами, редкие праздники в виде кубковых встреч с грандами и тогдашний традиционный валлийский бонус – игры в еврокубках в случае победы в Кубке Уэльса (и даже четвертьфинал Кубка Кубков сезона 1980/81).
Но внезапное банкротство и ликвидация в 1989 году определили новый образ – вместо борьбы с «Кардиффом» и «Суонси» за публику юга Уэльса – ориентация только на самых преданных (собственно, группа из 400 фэнов во главе с нынешней легендой клуба и его почётным президентом Дэвидом Хэндо и перезапустила «Ньюпорт»), а вместо старого рабочекрестьянского «the ironsides» команда получила своё романтичное современное прозвище «изгнанники» (долгое время возрождённый клуб играл на чужих стадионах, где была подешевле аренда). С момента реинкарнации команде сопутствует куда более насыщенная, позитивная и символичная судьба.
Перед приходом Скэддинга «Ньюпорт» прошёл четыре дивизионные ступени и упёрся в потолок своей системы финансирования трастом болельщиков – середину таблицы Конференции. Деньги удачливого фана и его на удивление оказавшиеся недурными организаторские способности позволили переехать с маленького и по природе легкоатлетического стадиона Ньюпорта на более вместительный и хотя бы уже регбийный «Родни Пэрад» и доукомплектовать слабые места в составе.
С первых дней в клубе Скэддинг без тени сумасбродства, необычайно рассудительно в его-то ситуации подчёркивает необходимость расти постепенно: «Надеюсь, болельщики не ждут, что я выложу всё из своего кармана, и понимают, что это было бы нездоровой ситуацией для клуба нон-лиги. Также не знаю, как они отреагируют на моё назначение, но думаю, все понимают, что я такой же обычный парень, только с большой удачей». Непосредственно на трансферы команда не тратит ничего, набирая свободных игроков, не прижившихся в лигах повыше, либо отказавшихся продлять контракты звёзд самых затерянных дивизионов. Как результат – сходу завоёванное место в Лиге 2 после победы в плей-офф, где вновь не обошлось без везения владельца. В импровизированной схватке за звание полупрофессионального лидера Уэльса, то бишь в финальном матче против «Рексхэма» команда отважно сводила матч к овертайму и вдруг громыхнула двумя голевыми контратаками за последнюю пятиминутку. Один из главных соперников, который, кстати, полное владение болельщиками сохранил, остался с третьим подряд проигранным плей-офф. А история «изгнанников» пополнилась красивым возвращением спустя 25 лет в профессиональную лигу.
Принципы селекции с переходом в Лигу 2 остались прежними, топ-приобретением стал выловленный из шестого дивизиона бомбардир по имени Крис Зеброски (уже забивший два гола в первом туре), а главным завоеванием межсезонья резонно владелец резонно называет удержание в клубе главного тренера – 43-летнего бывшего защитника «Тоттенхэма» Джастина Эдинбурга.
Однако планы Скэддинга уже более серьёзны. Перед майским финалом плей-офф он обмолвился, что мечтает поднять над головой кубок, сказать «спасибо» фанатам и повесить фото этого момента на стене в своей комнате для снукера. Теперь перед стартом чемпионата из уст Скэддинга прозвучало: «Суонси» играет в лучший футбол в премьер-лиге, и посмотрите, где они были ещё 10 лет назад – в той же лиге, что и мы сейчас. В футболе вы должны оставаться оптимистом и жадно мыслить». Что ж, мечты этого человека имеют свойство действительно сбываться.