Исключительность Денисова, результативность Файзулина, самая прогрессивная футбольная схема и история про Месси – в интервью еженедельника «Футбол» с главным тренером сборной России.
И это был уже не холодный и расчетливый мистер Капелло с дипломатичными до зевоты ответами, которого мы привыкли слышать на пресс-конференциях. А настоящий Дон Фабио: тренер, который слегка обижается, когда его упрекают в прагматичной игре, и который готов отвечать за каждое из установленных им жестких правил на поле и вне его, итальянец, который зажигается сразу же, когда речь заходит о футболе. И человек, который в свои 66 лет безгранично увлечен своей работой.
Схема 9+1
– Все ваши команды, мистер Капелло, выходят на поле словно в строгом, но стильном костюме – ничего лишнего, и все застегнуто на все пуговицы. Такое впечатление, что в каждой из ваших команд в центре поля должен быть настоящий «терминатор», а впереди – только один выдвинутый форвард. В каждом вашем построении фланги должны думать прежде всего об обороне, а при переходе в атаку как минимум трое игроков должны оставаться на своей половине поля. Это те ваши знаменитые законы построения игры, которые и приносят вам результат?
– Как же вы, журналисты, любите стереотипы. То, что все мои команды играют в закрытый футбол, – самый главный штамп обо мне. Хотите, я расскажу, откуда он появился? Ему уже два десятка лет, и пошел он с тех времен, когда мы с «Миланом» как-то выиграли Серию А, но при этом забили не так много голов, как кому-то хотелось бы. У нас в обороне были такие мастера, как Костакурта и Мальдини, и мы, естественно, пропускали очень мало. И все, с тех пор началось – «команды Капелло играют в оборонительный футбол»! Но люди, которые видели мой «Ювентус», люди, которые знали мой «Реал» и другие мои команды, не говорят такого. Вы помните тот Мадрид? Рауль, Миятович, Шукер, Зеедорф… Вы думаете, такая команда могла бы играть в оборонительный футбол? Могла быть, как вы говорите, «застегнутой на все пуговицы»? А сборная Англии? Люди порой говорят, что мы играли 4+4+2, но на самом-то деле мы часто играли в четыре нападающих! У нас впереди действовали Руни и Дефо, а по краям были Джонсон и Уолкотт. Это еще не все. Посмотрите, что мы делаем в сборной России сейчас. Помните матч с Бразилией? Кто у нас начинал матч на краях? Кокорин и этот скоростной парень из «Зенита»… Да, Быстров. Разве их бы я ставил на фланги, если бы заботился только о том, как не пропустить?
– Вы несколько месяцев назад говорили, что собираетесь что-то менять в тактике сборной России. Мы уже привыкли, что раньше она действовала по схеме 4+3+3. Похоже, теперь ваша команда чаще играет 4+1+4+1. А под конец матча с той же Бразилией вы уже играли в двух опорных полузащитников – к Глушакову присоединился Файзулин. Это те два основных построения, которые будут на вооружении у нашей сборной?
– Если говорить приближенно – да, так и есть. Но забудьте о схемах. Сейчас в современном футболе есть только одна схема: 9+1. Если вы хотите не пропускать, то вся ваша команда должна в нужный момент откатываться к своим воротам, оставляя впереди разве что одного форварда. А если вы хотите еще и забивать, то вы должны идти вперед опять же большими силами. Сейчас нет таких команд, которые могут себе позволить играть с двумя чистыми форвардами, – таков современный футбол, и с этим ничего не поделаешь.
– Именно поэтому у вас не играет Дзагоев? Потому что вы видите его в амплуа второго форварда?
– Дзагоев – очень качественный игрок. Если честно, я его считаю одним из самых перспективных игроков России. Но он молод, ему нужно время, чтобы стать основным игроком сборной, и самое главное, что оно у него есть. Ему не стоит спешить, потому что, если подводить игрока к сборной поспешно, можно наделать много ошибок. Я вижу Дзагоева в средней линии, а на этой позиции у нас есть Файзулин и Жирков. Но на этом месте каждая ошибка в передаче или в выборе позиции может обернуться большими проблемами у наших ворот.
Сердце сборной
– Сердце нынешней сборной России, ее ключевая точка, находится в центре поля? Там, где играет Денисов?
– Хотите, я вас научу определять ключевую точку на поле? Это просто – она там, где мяч бывает чаще всего. И в этой точке вам надо иметь нечто очень-очень хорошее. Я думаю так: если у вас в этой точке есть по-настоящему классный полузащитник, тогда вы смело можете идти в атаку. А класс полузащитника определяется тем, что он и при обороне может выбрать верное решение, и при атаке. У нас в этом месте играет Денисов. И я вам скажу, он по-настоящему умный игрок для этой позиции. Если вы понаблюдаете за ним целый матч, то увидите, что он при атаках всегда выбирает единственно правильное место, где он должен находиться. В этом интеллект игрока на поле. И второе его качество – он потрясающий боец. Такого типа игроки – редкость, и они необходимы любой команде.
– Но при этом в отсутствие Денисова у вас на ключевой позиции против Бразилии вышел Глушаков, а не, например, Широков. Для вас Широков – атакующий игрок?
– Я жду от Широкова той же игры, исполнения той же роли, что и в «Зените». Он универсален: он и обороняется, и атакует. А когда ты идешь вперед, определяющим становится качество последнего паса: он должен быть острым, точным и не нести опасности своим воротам. Что же касается Глушакова, то я до Бразилии пробовал его в товарищеских матчах, он сыграл так себе – не могу сказать, что плохо, но ничего особенного. И тут он выходит против Бразилии и выдает потрясающий матч. Все, что я его просил, он исполнил фантастически! Я им был очень доволен. Спокойствие тренера заключается в том, чтобы на каждую травму, на каждый форс-мажор у вас был запасной надежный вариант. Теперь я знаю, что Глушаков – надежный игрок.
– Лучший бомбардир сборной России при вас – Файзулин. Он забивает практически в каждом матче. У вас есть этому объяснение?
– Есть такие игроки, которые носом чувствуют запах гола. Широков и Файзулин – это те игроки, у которых есть это чутье. Этому невозможно научить, это генетическое, от природы. Давным-давно, когда мне было 17 лет, мой тренер говорил мне: Фабио, если ты хочешь забивать голы, ты должен идти в ту точку, где они рождаются, – перед воротами. Не надо там находиться все сто процентов игрового времени, но в нужный момент ты должен оказаться там, в районе 11-метровой отметки. Как раз с этой точки и забивается большая часть голов – из-за штрафной забивается всего 10 процентов мячей. Я то же самое говорил Руни. И когда он стал настойчиво идти к чужим воротам, он стал забивать очень часто. Он, кстати, тоже из числа тех игроков, у которых есть это чувство от природы. Такие и становятся бомбардирами, и не важно, полузащитники они или нападающие.
Сделка на 2 млн евро
– При этом Файзулин, становясь лидером сборной, не всегда проходил в состав «Зенита». Вы спрашивали Лучано Спаллетти почему?
– Нет-нет-нет! Сборная – это сборная, клуб – это клуб. Клубные тренеры работают с футболистами каждый день, у них свои соображения, свое видение, своя психология. Они все видят, и они все знают об игроках получше меня. Да, я иногда приезжаю на матч, чтобы посмотреть на кандидатов в сборную, и не вижу их на поле, и развожу руками. Но никогда, слышите, никогда я не подойду к клубному тренеру с вопросами или советами. На любой такой вопрос он имеет полное право ответить мне: Фабио, это не твое дело. И я его пойму, потому что сам, когда тренировал клубные команды, отвечал бы так же.
– Давным-давно мы про вас говорили с Сергеем Гуренко – если помните, у вас в «Роме» был такой защитник. Он рассказывал, что вы лучший тренер в его карьере, потому что умеете объяснять сложные вещи простыми словами. Мы понимаем: все, что происходит и говорится в раздевалке, – личное дело тренеров и игроков, но все-таки о чем и, главное, как вы говорите с футболистами перед матчем?
– Я помню Гуренко, мне приятно, что он так думает. Он хороший парень и был хорошим игроком. Если говорить о подготовке перед матчем, я могу сказать только одно: для меня каждая тренировка всегда так же важна, как и игра. Когда я был игроком, один из моих тренеров говорил мне простую вещь: если ты хочешь стать хорошим футболистом, ты должен не только прогрессировать от игры к игре, ты должен стараться быть лучше от тренировки к тренировке. И только тогда ты будешь готов физически и ментально к каждому матчу. Что же касается установок перед игрой и разговоров в раздевалке, то это для меня сакральные вещи. У меня есть закон: перед матчем в раздевалке должны быть только игроки, я и мои помощники – физиотерапевт, доктор, технический персонал, и все, больше ни единой души. Если президент РФС или министр что-то должны сказать перед игрой, то все очень быстро: два слова – и мы снова остаемся в раздевалке одни. Все игроки должны быть сфокусированы на предстоящем матче, никаких лишних разговоров. Никаких мобильных телефонов! Это тоже закон. Если даже у тебя в этот момент горит биржа и срывается сделка на два миллиона евро! Ты должен заранее выбрать: либо матч – и он с нами, либо сделка и какие-то еще вещи – тогда его не должно быть в раздевалке. Это, если хотите, мой стиль. Есть разные тренеры. Бразильцы, например, или испанцы могут перед игрой рассказывать о чем угодно, у них такой менталитет, что в раздевалке постоянно «бла-бла-бла». У меня – нет. Но я такой, какой есть.
Обращение к Премьер-лиге
– Говорят, что русские очень похожи на итальянцев: и мы, и вы очень ленивые. Но при этом если итальянский игрок ленив, то он играет в обороне и не ходит вперед, а если русский игрок ленивый, то он, наоборот, бежит в атаку и не возвращается назад. Вам часто попадались и в Италии, и в России ленивые игроки?
– О, вы снова о стереотипах. Я уже рассказывал про «9+1». Только такой футбол существует в современном мире. Все обороняются, и все атакуют. Если вы понимаете, что нужно постоянно бегать, помогать партнерам и не давать себе поблажек, что надо работать на команду, значит, вы футболист, значит, вы можете играть и побеждать в современном мире. Если нет – то извините, и тут паспорт не играет никакой роли.
– В Италии вас трижды признавали лучшим тренером страны. Насколько для вас признание коллег является мотивирующим фактором?
– Однажды я был признан и лучшим в мире. Что я могу сказать: я был счастлив. Потому что мы много работали. Награды доставляют истинное наслаждение, когда им предшествует большая работа. И, да, уважение других тренеров довольно много значит для меня.
– Не могу не спросить про перенесенный матч отборочного цикла с Северной Ирландией. 14 августа – это лучшая дата для этой игры?
– Сейчас я хочу сказать очень важную для нас вещь и обратиться к руководителям клубов и Премьер-лиги. Если вы заглянете в календарь, вы увидите, что 14 августа – это среда. Мы же обычно играем матчи сборных в пятницу. То есть в этот раз у нас после очередного тура чемпионата России будет не пять дней для подготовки, а всего два. Для нас очень важно, если бы клубы согласились перенести свои матчи с субботы и воскресенья на пару дней пораньше. Тогда у нас будет больше времени на подготовку, и это действительно необходимо для всех нас.
Месси в «Ювентусе»
– До этого нам играть с Португалией. Часто людей спрашивают, кто лучше – Криштиану Роналду или Месси. Вы, как тренер, кого предпочитаете увидеть на противоположной половине поля в качества соперника – Роналду или Месси?
– Ни того ни другого! Я серьезно. Они оба слишком хороши, они оба потрясающе умеют забивать голы. Месси – это больше воображение, это импровизация. Роналду – этом мощь и штрафные удары. И когда ваша команда играет против него, вы постоянно должны держать это в уме. Кстати, хотите историю, как я едва не купил Месси? Это было в то время, когда я с «Ювентусом» приехал играть против «Барселоны» на Кубок Гампера. Дайте секунду – да, 2005 год. И против нас тогда играл Месси, и было тогда ему лет 17. Тогда у него еще не было испанского паспорта, и он не всегда проходил по лимиту на легионеров не из стран ЕС. А «Барселону» тогда тренировал Райкард. И после матча я к нему подхожу и говорю: «Франк, отдай мне этого игрока хотя бы на год, он все равно не может пока у вас играть». Вы бы видели, какими глазами он посмотрел на меня. Но потом рассмеялся: «Нет, Фабио, проси кого угодно, только не его. А проблему с паспортом мы решим очень быстро». Вот так сорвалась сделка века.
– Сейчас мы находимся в Доме футбола. Насколько вы погружены в его атмосферу, насколько вы детально знаете, что происходит за стенами вашего кабинета, о финансах и о прочем?
– Я стараюсь быть в курсе, что-то читаю, но это политика, и это не мои вопросы. У вас за спиной кабинет президента РФС, и это его работа. А я тренер сборной России, моя работа – на футбольном поле. Так что для меня все просто, и я этим счастлив.
– Мы начали с костюмов. Теперь у сборной новые настоящие костюмы, и на матч с Бразилией наша команда приезжала очень модной и стильной. Это еще одно новое правило от Фабио Капелло?
– Да! Мы сборная России, национальная команда большой и сильной страны. И это должно быть понятно уже по нашему внешнему виду. Никаких спортивных костюмов, джинсов и свитеров. Только стиль и классика. Вы видели, как на игры приезжал «Манчестер Юнайтед» Алекса Фергюсона? Стильные, уверенные в себе парни, и это уже видно, когда они еще только выходят из автобуса. Сборная России должна быть столь же уверенной и на поле, и за его пределами. А вообще мне кажется, что с сэром Алексом мы во многом похожи, мы из одного поколения, и уж точно у нас одинаковое представление о стиле.