Телекомментатор Роман Трушечкин вспоминает анекдот Валерия Газзаева и рассказывает несколько историй о виртуальных и реальных достоинствах грядущего Объединенного чемпионата.
Помните, как ЦСКА под командованием Валерия Газзаева приехал на матч Лиги чемпионов с «Арсеналом», и тренер на пресс-конференции рассказал анекдот? В нем виртуальный миллион (или миллиард?) выставил в неприглядном свете реальных братьев и сестер.
на Луркоморье изложен принцип «русского перевертыша» (Russian reversal), который превращает жизнь в смешное зазеркалье. Так вот, в русском футболе анекдоты сами смеются над рассказчиками. Пара слов о реальном и виртуальном.
1. Виртуально в той самой Лиге чемпионов, куда охотно ездил директор, реформаторы хотели бы сложения русской и украинской квот, то есть (2+2) + (4+4).
Реально не будет, конечно, ни так, как это представляет себе Александр Дюков. И даже не так, как есть сейчас, с поправкой на две страны – т.е. 2+4, за которые станут бороться клубы России и Украины вместе. А будет, скорее всего, вот как: путевки в Лигу чемпионов и Лигу Европы УЕФА с подачи РФС и ФФУ со своей бюрократической неумолимостью отдаст победителям национальных турниров, имеющих всероссийский и всеукраинский статус. Иначе говоря, вот прямо сейчас в Лигу чемпионов от России идут «Томь» (в групповой турнир) и «Урал» (через квалификацию), а в Лигу Европы – «СКА-Энергия», «Нефтехимик», «Сибирь» и «Балтика». Можно сказать и больше: поскольку значительное число упомянутых клубов расположены сильно восточнее даже самой Восточной Европы, футбольные бюрократы УЕФА смогут поступить гораздо радикальнее и, сославшись на хаос в системе управления российским футболом, просто отстранить наши клубы от участия в еврокубках на сезон-другой. То же самое касается Украины.
2. Виртуально имеется миллиард. Причем, как уточнил Газзаев, – миллиард евро.
Реально очень хочется понять даже не то, откуда он возьмется. А то, зачем проект затеян в принципе: чтобы много зарабатывать или, напротив, неограниченно тратить? Честно, я запутался. Нам говорят, что российский футбол в тупике, бизнес уперся в потолок. Бизнес, поправьте, если ошибаюсь, – это когда ты вкладываешь, пусть и очень много, но рассчитываешь на отдачу. Я понимаю, как они потратят: империя «Газпрома» – от дюковской «Газпромнефти» до фурсенковского «Газомоторного топлива», компании Сулеймана Керимова (включая любимый пермяками «Уралкалий»), фирмы, близкие к Евгению Гинеру, – в общем, пул инвесторов, без сомнения, сложится. Но я про отдачу: а кто покупатель-то в этой сделке? Не получится ли так, что приобретателями коммерческих и телевизионных прав станут те же самые компании, просто переставленные в другом порядке?
3. Кстати, о потолке бизнеса. Виртуально мы в него уже уперлись.
Реально же автор сайта Александр Вишневский, недавно приехав в Москву, целый день бегал по городу, чтобы купить на заказ от испанского приятеля такую редкую вещь, как адидасовская майка «Динамо» синего цвета и размера L с фамилией «Кокорин» на спине. Тут два варианта: либо футбольный бизнес в своей отрасли «мерчендайзинг» действительно перерос нашу страну, и все болельщики настолько обеспечены сувениркой, что ее просто уже нет смысла производить. Либо, что мне кажется более реальным, вариант номер два: этим делом особенно никто и не заморочился.
4. Виртуально уровень нового турнира будет выше, ведь куда интереснее смотреть матч «Спартак» – «Динамо» (К), а не «Мордовия» – «Волга».
Реально есть два соображения: во-первых, они правда думают, что ни у кого не вызывает возражений, когда они сравнивают «теплое» с «мягким»? Что никого не смущает лобовая подмена понятий, в которой, безусловно, пара «сильный-сильный» всегда будет смотреться выигрышней пары «слабый-слабый»? И, во-вторых: а к какому типу этих пар мы бы еще лет шесть-семь назад отнесли матч «Анжи» – «Рубин», который сегодня, безусловно – «сильный-сильный»? Мы живем в такой динамичной футбольной стране, где вчерашний старожил пердива – двукратный чемпион России, а позавчерашняя команда республиканской категории играет на одном трансферном поле с европейскими топ-клубами. Это можно назвать «шансом нувориша», и отказывать в нем Саранску или Нижнему – как-то недальновидно, по-моему. Кроме того, вызывает сомнение сама по себе выигрышность идеи закольцованной элиты. Отмена будней в футболе не произвела заметного эффекта в нашем переходном сезоне, потому что матчи со «слабыми» нужны «сильным» так же, как и матчи с равными себе: перегруппировать силы, дать отдых лидерам, ввести в состав молодежь, поэкспериментировать тактически. Не все же Верещагину обедать черной икрой – порой хочется и ржаного хлебушка.
5. Виртуально клубы новой лиги будут играть на современных стадионах.
Реально же главный инициатор проекта делает все возможное, чтобы сильно не вкладываться в инфраструктуру. Все потешаются над удорожанием стройки на Крестовском острове, а в «Газпроме» хранят молчание. Или кратко перенаправляют: стадион, мол, строит город. Дедушка тоже выкраивает из пенсии хорошо зарабатывающему внуку, это нормально. И все-таки было бы честно, если бы коммерческая лига озаботилась тем, чтобы ее участники сперва построили себе стадионы и базы, взяли бы на себя бремя их эксплуатационных и налоговых издержек, а уже потом играли на них в свои игры. Кстати, Сергей Прядкин подхватил одну из любимых тем Сергея Фурсенко – про рекламу пива на футболе. То есть они продолжают лоббировать либо отмену федерального закона, либо такие поправки к нему, по которому стадионы объединенной лиги превратятся в особенные, неподзаконные спортсооружения.
6. Виртуально эти современные стадионы заполнятся, ведь лига будет настолько богата, что шанс купить Месси перестанет быть виртуальным.
Реально количество дорогих и сверходаренных игроков в лиге уже давно не кореллирует с количеством болельщиков. Если условный Месси или Криштиану потенциально собирают полные «Лужники», а круче этих двоих на планете просто никого нет, то условный Виллиан, который по уровню идет сразу за ними, должен заполнить «Лужники» хотя бы процентов на 80. Вы верите в это? Подход «ну кого вам еще привезти, чтобы вы сделали аншлаг?» – не имеет отношения к жизни. К тому же, как соотносится гарантированная выплата 22 млн евро за участие с подготовкой собственных резервов в лиге, где не будет лимита на легионеров? Очень просто: своих игроков будут, скрепя сердце, воспитывать только те клубы, которые и сегодня этим занимаются. Остальные займутся купечеством.