Новый президент Российского футбольного союза Николай Толстых на пресс-конференции, состоявшейся сразу после выборов, рассказал о первых шагах, которые планирует предпринять после своего назначения.
— Прежде всего хотел бы поблагодарить за доверие в выборах на пост президента Российского футбольного союза. Именно союза людей, которые любят футбол, преданы ему и готовы реализовывать программу развития. Помимо доверия это огромная ответственность. Постараюсь сделать всё возможное и от меня зависящее, чтобы и в дальнейшем российский футбол успешно развивался, радовал своими результатами многочисленных поклонников игры в разных уголках страны на всех уровнях соревнований — детском, клубном и национальных команд. Сделаю всё возможное, чтобы оправдать ваше доверие. РФС успешно решал свои уставные цели и задачи — пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей к спорту и досуг поклонников футбола. Глубоко уверен, что мы объединены любовью к футболу и удачно потрудимся на его благо и развитие. Особенно благодарю тех, кто в непростой для меня ситуации принял решение выдвинуть меня в качестве кандидата на пост президента РФС. Добра, благополучия и успехов.
— Как бы вы оценили работу ваших предшественников на посту президента РФС? — О работе Колоскова, Мутко и Фурсенко могу сказать только хорошее. В искренности их намерений я не сомневаюсь, они хотели сделать футбол лучше. Что-то получалось, что-то – нет. Ещё раз выражаю всем глубокую благодарность. Надеюсь, что нам удастся реализовать намеченные планы. Подготовку к чемпионату мира — 2018 нужно начинать уже сейчас. Есть очень большой круг задач, которые нам предстоит решать. Нужно создать серьёзную команду, способную достойно представить страну на чемпионате мира.
— Накануне выборов президента РФС организацию покинули сразу несколько членов исполкома: Сергей Степашин, Виктор Зубков, Алексей Миллер, Евгений Гинер и Сулейман Керимов. В чём, на ваш взгляд, причина этого решения? — Видимо, для выхода ряда членов исполкома были определённые причины. Сегодня я не могу прокомментировать это событие. Полагаю, в ближайшее время исполком продолжит работу в своём нынешнем составе. Состав исполкома будет скорректирован на очередной конференции РФС. В него должны войти лица, которые имеют желание работать в этом органе и способны принести ему пользу.
— В каком ключе организация под вашим руководством продолжит работу с болельщиками? — Футбол существует для болельщиков. Можно использовать разные определения — болельщики, поклонники, любители футбола, посетители стадионов. Я говорю о тех, кто приходит на стадион, чтобы получить удовольствие от игры. С глубоким уважением отношусь к болельщикам. Надеюсь, совместными усилиями мы выстроим отношения тех, кто приходит на матчи, с ответственными за порядок. Должна быть регулировка — речь не о законе о болельщиках, а о нормативно-правовом акте, регулирующем проведение спортивно-зрелищных мероприятий. Такие проекты разработаны и будут согласованы со всеми заинтересованными сторонами. Пока же обращаюсь к болельщикам с просьбой вести себя корректно и уважительно на стадионах. Что касается проблемы межнациональных отношений, то это очень важная тема. Она беспокоит не только спортивные организации, но и структуры, которые занимаются не только спортом — правоохранительные органы. Я постараюсь встретиться со всеми заинтересованными в решении этой проблемы сторонами и выработать комплекс мер по её оперативному устранению.
— Каким образом планируете рассчитаться с долгами, доставшимися вам в наследство от Сергея Фурсенко? — Как понимаю, все говорят о фигурировавших в СМИ суммах задолженностей РФС. Но я не знаком с документами, по которым можно было бы делать такие выводы. Нужно сначала разобраться в том, что есть на самом деле. Средства футбола должны остаться в футболе. И лица, которые эти задолженности образовали, либо должны будут отчитаться, либо, что лучше, снять вопрос, чтобы российский футбол не пострадал. Но нужно рассмотреть всё спокойно, с привлечением соответствующих специалистов.
— Как бы вы прокомментировали слова Тумаева и Лебедева о том, что в вашем выдвижении был задействован административный ресурс? — Я не могу это прокомментировать. У меня было не очень много времени на проведение предвыборной кампании из-за работы в ОКР. Я приезжал в регионы и доводил до сведения делегатов содержание своей программы, выслушивал их предложения. Комментировать заявления кандидатов я не могу, потому что у меня нет информации по этой теме. На сегодняшний день претензий по организации выборов высказано не было.
— Рассчитываете ли вы на финансовую поддержку РФС со стороны Министерства спорта? — Финансовая поддержка со стороны Министерства спорта – это нормальная практика. Все понимают значимость футбола, его социальную функцию. Перед нами стоит множество задач: строительство инфраструктуры, пропаганда здорового образа жизни, развитие футбола. Выстраивание стабильных отношений с властями федерального или регионального уровня мне кажется очень важным, если мы хотим ускорить развитие футбола, детских школ. Сегодня взаимоотношения с государством дают новые возможности региональным федерациям футбола. При подготовке к чемпионату мира -2018 определенные финансовые гарантии дает государство. Только вместе с руководством страны нам удастся выполнить все обязательства, которые мы взяли на себя в связи с проведением первенства мира — 2018.
— Как вы планируете выстраивать отношения с делегатами, на нынешних выборах проголосовавшими за Сергея Прядкина? — Я не чувствую антагонистического отношения по отношению к себе со стороны клубов. Думаю, что отчасти эта проблема искусственно создана. Я имел непосредственное отношение к созданию профессионального футбола к себе. Я поздравляю и себя, и клубы с тем, в чём мы начали борьбу 20 лет назад. Теперь клубам разрешили быть представленными в РФС. Мы боролись за это 20 лет, только представьте себе. Когда Мутко был сенатором, нам удалось внести поправки в закон о спорте, благодаря которым такое стало возможным, поэтому я бы не стал говорить о противостоянии с клубами. Позиции РФС и клубов могут быть разными, но компромисс, уверен, будет найден, и не возникнет конфликтных ситуаций.
— Планируете ли искать некий компромисс в плане перехода на систему "осень-весна"? — Решение принято, и скоропалительных, невыверенных шагов не будет. Но надо на основе анализа проведённых решений разобраться, на пользу ли это российскому футболу. Что касается системы "осень-весна", то, на мой взгляд, следует остаться на прежних позициях. Я не вижу очевидных преимуществ этой системы, но это не значит, что в этом отношении будут приняты невыверенные решения. Мы спокойно подойдём к ситуации в неконфликтной форме.
— Помимо выполнения программы по развитию футбола у РФС существует и глобальная задача успешного выступления на чемпионате мира – 2108, а соответственно, должна быть программа по реконструкции института национальных сборных. Есть ли у вас своё видение этой ситуации? — Надо проанализировать сегодняшнюю ситуацию в вертикали работы юношеских и молодёжной сборных команд, провести анализ итогов работы каждого из тренеров всех юношеских и молодёжных сборных. Необходимо послушать специалистов из РФС и специалистов, привлечённых извне. Мы проведём это мероприятие оперативно и сделаем корректировки в работе наших сборных команд. Вы справедливо заметили, что уже сегодня нужно думать о подготовке национальной сборной, которая будет выступать на ЧМ-2018, о создании конкурентоспособной команды. Это задача очень сложная, несомненно. Но я надеюсь, что мы разработаем планы и начнём их реализацию в ближайшее время.
— Каково будет ваше первое решение в качестве президента? — Начну с формирования в окончательном виде команды людей-единомышленников, которая будет ответственно и в полной мере выполнять задачи, стоящие перед РФС. Убеждён, что в аппарате РФС много специалистов, способных достойно эти функции продолжать. Но будут и определённые корректировки структуры аппарата РФС, в том числе и кадрового состава. Как и на предыдущих моих местах работы, это будет сделано спокойно, исходя из интересов футбола и задач, стоящих перед РФС. Всё, что полезно для улучшения имиджа российского футбола и РФС, будет спокойно работать на российский футбол. Всё, что неспособно это делать и мешает движению футбола, в рамках программ, решений и полномочий президента в российском футболе осуществлять деятельность не будет.
— О вашем крутом нраве в качестве руководителя известно многим, но люди, работавшие с вами, всегда отзывались о вас положительно. Насколько легко было отпустить вас из ОКР? Приняли ли ваш уход? — Приведя пример реакции сотрудников ОКР на мой уход в РФС, вы сами частично ответили на свой вопрос. Мне посчастливилось работать в ОКР, эта работа принесла мне богатый опыт в серьёзной спортивной организации. На ОКР лежала ответственность за ряд крупнейших мероприятий в нашей стране. У меня была возможность пообщаться с интересными руководителями и тренерами федераций, входящих в ОКР. Я посмотрел, как организованы федерации, как осуществляется рабочий процесс в других видах спорта, как достаются олимпийские награды. Синхронистки, многократные олимпийские чемпионы, работающие по 10 часов в день, спортсменки из художественной гимнастики, проводящие столько же времени в залах, дзюдоисты, принесшие золотые медали, борцы, боксёры – все они обогатили моё представление о жизни российского спорта. Я искренне им благодарен за год совместной работы. В ОКР меня приняли очень тепло. Футбол также входят в число олимпийских видов спорта. К сожалению, в последний раз этот вид спорта был представлен россиянами в программе Олимпийских игр в 1988 году. Ни женская, ни мужская футбольные сборные не были представлены в Лондоне. Но мы наладили добрые конструктивные отношения с Министерством спорта. За этот период у нас не было никаких разночтений в оценке происходивших событий вокруг подготовки Олимпиады и её проведения. Что однозначно, не было панических настроений. Я провёл в футболе 46 лет, а это немалый срок. В ОКР с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. Мне ещё предстоит встреча с Александром Жуковым. Это человек государственного подхода к развитию спорта. Как вы знаете, у него не было желания, чтобы я уходил, но он прекрасно понимает, что футбол мне гораздо ближе. Надеюсь, что мы найдём решение, чтобы не прервался планомерный решим работы в ОКР. Но важно подготовить сборную к матчам отборочного цикла чемпионата мира. Всё, что надлежит сделать в рамках РФС, я постараюсь сделать и войти в рабочий режим максимально быстро, с полной ответственностью.