Сегодня практически у всех клубов российской Премьер-Лиги есть титульные спонсоры — компании, готовые выкладывать большие деньги, лишь бы их названия красовались на самом видном месте футболок. Не только футбольным клубам, но и их болельщикам необходим надежный источник финансирования.
«АЛАНИЯ»
Выступавшая в прошлом году в первом дивизионе владикавказская «Алания» после возвращения в элиту обрела и нового генерального спонсора. Им стала крупнейшая российская гидроэнергетическая компания «РусГидро». Точная сумма сделки не была озвучена, но, надо полагать, она будет соответствовать уровню амбиций нового руководства «Алании» во главе с президентом Валерием Газзаевым. Кроме того, «РусГидро» должен стать главным акционером клуба, выкупив контрольный пакет акций. Заключение столь серьёзного спонсорского соглашения во многом стало возможно благодаря Владимиру Путину, который по просьбе республиканских властей вмешался в процесс поиска спонсора для «Алании». Для клуба, который с 2005 года полностью финансировался из бюджета, это самая что ни на есть «вода на мельницу».
«АМКАР»
В прошлом сезоне пермский «Амкар» был одним из двух клубов РФПЛ (наряду с «Ростовом»), не имеющих титульного спонсора. Да и со спонсорами вообще у пермяков дело всегда обстояло туговато. Наиболее существенную материальную поддержку команде оказывает администрация Пермского края, но это всё же больше бюджетная помощь. До недавнего времени в «Амкаре» не называли клубных спонсоров, но в июле было объявлено о том, что спонсором команды стала компания «Уралкалий», занимающаяся производством, как ни странно, калия. Была также озвучена сумма, которую клуб получит от спонсора — 100 млн рублей. Учитывая, что общий бюджет «Амкара» составляет 600 млн рублей, степень спонсорского участия можно определить даже без калькулятора.
«АНЖИ»
О спонсорах махачкалинского «Анжи» можно, с одной стороны, говорить долго, а с другой — просто ограничиться именем и фамилией. Поэтому, когда говорим о таких спонсорах «Анжи», как «Нафта-Москва» или всё тот же «Уралкалий» (привет от «Амкара»), то подразумеваем, конечно, Сулеймана Керимова, имеющего непосредственное отношение к двум этим компаниям. Очевидно, что махачкалинский клуб не испытывает острой нужды в титульном спонсоре, оттого и на футболках «Анжи» располагается не какой-то бренд, а благотворительный фонд «Подари жизнь», являющийся официальным партнёром команды. Словом, всё как в «Барселоне».
«ВОЛГА»
Нижегородская «Волга», выигравшая в прошлом сезоне борьбу за выживание (во всех смыслах) у «Нижнего Новгорода» и сохранившая прописку в Премьер-Лиге, теперь главная футбольная команда региона. Как это часто бывает в случае с провинциальными клубами, основной источник финансирования «Волги» — областной бюджет, а главный спонсор — местная администрация. Кроме того, нижегородские власти договорились о спонсорской поддержке клуба с «Газпромом» и энергетической компанией МСРК Центра. Она и выступает титульным спонсором клуба, как и в прошлом году. Опять же, точные суммы не называются; известно лишь, что годовой бюджет «Волги» составит около 1 млрд рублей.
«ДИНАМО»
Генеральным спонсором московского «Динамо» с 2008 года является банк ВТБ. Он же является титульным спонсором бело-голубых, а с 2009 года — и его фактическим владельцем. В прошлом году ходили слухи, что банк намерен отказаться от титульного спонсорства команды, но они были опровергнуты руководством ВТБ. В настоящий момент ВТБ серьёзно вкладывается не только в текущее финансирование клуба, но и в строительство «ВТБ-Арены» — проекта, который предполагает реконструкцию стадиона «Динамо», строительство академии спорта «Динамо», а также многофункционального центра с гостиницей и офисами на Ленинградском проспекте. Для реализации этого проекта ВТБ планирует привлечь € 506 млн. Весь комплекс должен быть готов к чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России. Ещё одним спонсором «Динамо» является компания «Крокус», название которой также присутствует на форме бело-голубых. Стороны начали сотрудничество ещё в 2010 году и, судя по всему, вполне им довольны.
«ЗЕНИТ»
За те семь лет, что сотрудничают «Зенит» и «Газпром», все уже настолько свыклись с их союзом, что нет нужды лишний раз напоминать, кто является титульным спонсором питерского клуба. А вот о финансовой стороне грех не рассказать. Сумма рекламного контракта «дочки» газового гиганта «Газпром нефти» с «Зенитом» на 2012 год составила 565 млн рублей ($ 19 млн). При этом в прошлом году эта цифра равнялась 531 млн рублей. Много? Как бы не так. Хоккейному СКА «Газпром» в нынешнем году выделил и вовсе 1 млрд рублей. Хотя этого даже на зарплату Радулову не хватило. Курам на смех!
«КРАСНОДАР»
Титульным спонсором «Краснодара» является банк «Хоум Кредит», однако фактически команда живёт за счёт средств своего владельца — бизнесмена Сергея Галицкого, которому принадлежит сеть магазинов «Магнит». По словам самого президента клуба, в нынешнем сезоне расходы «Краснодара» составят $ 100 млн, из них половина уйдёт на футбольную академию. Строительство нового стадиона обойдётся ещё в € 200 млн. По сравнению с другими провинциальными клубами, можно сказать, что «Краснодар», будучи в частных руках, не бедствует, а то и вовсе шикует.
«КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ»
Болельщики (в особенности самарские) прекрасно помнят, как ещё пару лет назад «Крылья» находились на грани банкротства и прекращения своего существования. К счастью для волжан, общими усилиями (и вновь при вмешательстве Владимира Путина) самобытный самарский клуб удалось сохранить. И в последнее время дела у «Крыльев» начали более-менее налаживаться: в 2011 году клуб обрёл нового титульного спонсора — им стала одна из крупнейших строительных компаний региона «Волгоспецстрой». Однако в новом сезоне название предприятия исчезло с футболок «Крыльев». А команду под своё крыло вновь взяла администрация Самарской области. Ещё одним спонсором клуба стала компания «Ренова», которая выделит «Крыльям» за год $ 10 млн. Это наибольший вклад в клубный бюджет среди всех спонсоров.