Президент РФС Сергей Фурсенко рассказал о перспективах российской команды на Евро, а также о принципах работы наставника сборной России Дика Адвоката.
Многие хотят найти ответ на вопрос: "как правильно делать ставки на футбол?". Конечно же, я тоже хотел бы знать это. С другой стороны, можно сказать, что у меня есть такие знания, ведь я неоднократно выигрывал различные конкурсы прогнозов по футболу, да и у букмекеров я хоть и в небольшом, но плюсе.
На самом деле, мой секрет успеха очень просто - тщательнейшая подгоотовка к каждой ставке. Если ты собираешься сделать ставку на матч условных команд А и Б, то тебе надо посмотреть историю взаимоотношений этих команд, как играли последние матчи обе команды, проштудировать новости на предмет выхода из строя ведущих футболистов этих команд накануне матча... В общем, необходимо собрать всю возможну. информацию, касающуюся этой встречи. После ее анализа можно уже делать ставку, помешать сыграть которой может лишь очень малая доля вероятности. По крайней мере, у меня такой подход к ставкам на футбол всегда срабатывал. А вот когда я начинал ленитьсч, когда делал ставки неподоготовлено, ориентируясь лишь на свои поверхностные знания о лидерах и аутсайдерах, в таких случаях довольно быстро наступала расплата в виде проигрыша. Так что, если вы хотите выигрывать, для этого придется немного поработать!
— Наставник российской сборной Дик Адвокат ранее заявлял, что у него уже есть костяк команды. Может ли он привлечь в сборную великолепно играющих в последнее время Тараса Бурлака и Максима Беляева из "Локомотива"? — Адвокат очень чётко формулирует свою позицию. По его мнению, играет тот, кто сильнее. Он говорил, что всякий раз за сборную выступал тот, кто сильнее своих конкурентов. Сейчас он очень внимательно смотрит за кандидатами, учитывая, что вскоре начнётся Евро-2012. Он смотрит за претендентами. Каждый уик-энд он приезжает в Россию, смотрит матчи, при этом у него есть возможность смотреть все игры в Голландии через "НТВ-Плюс". Дик — совершенно не закостенелый специалист. Он достаточно гибкий человек, но при этом прагматик до мозга костей. Естественно, ему удобнее те футболисты, которые уже наиграны.Это проще, чем работать на четырёхлетнюю перспективу. Вместе с тем молодые игроки также сыграли за сборную. Это и Кокорин, и Самедов. Того же Дзюбу приглашали. Роман Шишкин играет уже достаточное время.
— О дальней перспективе национальной команды вы уже думаете? — Об этом мы подумаем после Евро-2012, время будет.
— Но тем же Бурлаку и Беляеву участие в Евро-2012 многое даст, если их пригласят? — Понимаете, я не собираюсь влиять на решения тренерского штаба. Всё то, что сейчас происходит, меня радует. В прошедшей квалификации мы показали достойный футбол, у нас есть сыгранная хорошая сборная, которая имеет очень хорошие перспективы на Евро-2012. А что будет после Евро, увидим.
— На данный момент понятно, что работа Адвоката будет признана удовлетворительной. Но вы уже ищете преемника? — Во-первых, у нас есть действующий контракт Адвоката, с ним мы едем на Евро-2012. С точки зрения наших перспектив, вопрос обдумывается, решается; в любом случае выбранный вариант будет полезен нашей сборной.
— Несколько лет назад была полемика, суть которой состояла в том, что тренер сборной будет независим, он будет обладать свежестью взгляда, он не будет брать футболистов только из одного клуба… Насколько сейчас сильны ощущения, что нужен иностранец? — Главное, чтобы тренер был сильным. У нашей сборной всё прекрасно с организацией. Поверьте, есть с чем сравнить, я видел всё, что есть в Европе. У нас нормальная европейская команда, которая нас устраивает со всех точек зрения.
— Вам не кажется, что наши российские звёзды все капризны? — Да, ведь все звёзды капризны.
— Но журналисты хотят большего старания, хотят большей отдачи в товарищеских матчах... — Дело в том, что был период, когда игроки притирались друг к другу. По сути, строилась новая команда, которая не играла на Евро-2008. И эта новая команда по-другому строилась. Пускай мы неуверенно играли с Ираном, с Катаром, но с той же Данией был совершенно иного уровня матч. В этой встрече отменно сыграла вся команда — на пять баллов. Ребята играли с полной отдачей. Почему раньше не получалось нечто подобное? Всё это болезни роста.
– Решён ли вопрос с суммой премиальных футболистам сборной России за финальный турнир Евро-2012? – Мы ещё будем разговаривать на эту тему. Хотя там простая схема. УЕФА платит премиальные за игру сборной, и в рамках этой суммы будут выплачены премиальные игрокам нашей команды.
– Как строится переговорный процесс вокруг премиальных? Кто в нём участвует: капитан, вице-капитаны? – Разные лица. Всё зависит от доверия команды к тем людям, которые участвуют в переговорном процессе. Не думаю, что тут будут проблемы. Я готов беседовать на эту тему как с отдельными игроками, так и со всей командой в целом.
— Озвучить эти суммы можно? Отдельные федерации это делают. – В хорошем обществе не совсем прилично рассказывать, сколько ты получаешь. Пусть тогда журналисты раскроют все свои доходы. Это некорректно. Если озвучивать все эти суммы, хорошего не будет. Деньги тогда начнут заслонять собой всё остальное.
– От темы денег в любом случае не уйти. Много вопросов вызывает билетная программа на Евро-2012. Фанатские движения "Спартака" и ЦСКА уже высказали своё недовольство по этому поводу. Какой здесь подход? Кто управляет ситуацией? – Подход очень простой. С самого начала речь шла о квоте в 6 тысяч билетов. 2 тысячи распределяет УЕФА, 2 тысячи уходят фанатским движениям, ещё 2 – так называемой "футбольной семье". В неё входят представители клубов Премьер-Лиги, первого дивизиона, второго… Администрация, тренеры, игроки и их семьи. Теперь о квоте организованных фанатских движений. Сюда мы не лезем. Это вопрос договорённостей ВОБа и отдельных фанатских групп. Эти договорённости не были реализованы до конца по одной простой причине: потому что не были выполнены основные правила. Необходимо было элементарно сдать паспорта. При этом на один паспорт можно было взять четыре билета. А фанатские движения ЦСКА и "Спартака" не предоставили вовремя эти паспорта, ссылаясь потом на то, что им об этом никто не сказал. Но на нашем сайте эта информация висела с декабря! За три месяца-то можно было организоваться. Потом этим фанатским группам дали дополнительное время, чтобы они выполнили требования. Тем более что эта не наша идея, а требования УЕФА. Но потом эти квоты стало невозможно реализовать уже чисто технологически. Тогда фанатам ЦСКА и "Спартака" сказали, что число билетов, которое им выдадут, будет меньше. В ответ последовал ультиматум: мол, если мы получим хотя бы на один билет меньше, то вообще откажемся от них. Ультиматумы, конечно, можно ставить, но это абсолютно неконструктивно. Я в этой ситуации постарался сделать максимум того, что мог.
Если я не ошибаюсь, на Евро-2008 фанаты "Спартака" получали по 300 билетов на каждый матч, ЦСКА – 250, "Зенита" — 150, "Локомотива" и "Динамо" — по 200. Порядок цифр был примерно такой. И ещё примерно 600 билетов получал ВОБ (а это все регионы и так далее). Сейчас ЦСКА и "Спартаку" предложено по 400 билетов, то есть больше, чем тогда! А они всё равно недовольны. Меня эта позиция удивляет. Сдали бы они паспорта вовремя, получили бы по 500 билетов. В общем, мне эта ситуация абсолютно непонятна. Мне бы хотелось, чтобы болельщики ЦСКА и "Спартака" были на Евро, ведь это наши главные клубы. Одни из главных.
— Ещё один вопрос по билетам. Насколько оправданным было проведение лотереи через Интернет? – Это опять же не наши правила, а правила УЕФА.
– Мы изучили билетные программы всех 16 стран. Большинство из них не проводило лотерей. — Поймите одну простую вещь: мы абсолютно нейтральны в этой теме. Главное – обеспечить непредвзятость в этом распределении. Но главный наш интерес только в одном: чтобы все билеты были реализованы. И жребий – не худший вариант. Он предполагает одинаковые возможности для всех. Главная проблема, которую я вижу при другом варианте, – это спекуляция. И мы постарались сделать все возможные шаги, чтобы её не было. Может быть, что-то и проявится. Но при той системе выдачи билетов, что мы организовали, спекуляция будет минимальной.
— Вы подчёркивали, что считаете важным диалог с фанатами. Однако сейчас вы отметили, что РФС по сути дистанцируется от билетной темы, предоставляя прерогативу разбираться в этом вопросе ВОБу. — Не совсем так. Там в одной комнате были собраны как представители ВОБа, так и отдельных клубов. И они заседали часов пять. Это их тема. Вмешиваться в вопросы, кому больше, а кому меньше, я просто не имею права.
— Вопрос немного в другом. Насколько ВОБ вообще заслуживает данных этой организации преференций? В эту организацию, насколько известно, не входят представители ведущих клубов России – ЦСКА, "Спартака", "Зенита" и "Анжи". Таким образом, ВОБ априори не может представлять интересы всех болельщиков. – ВОБ был организован задолго до того, как я стал президентом РФС. Представитель ВОБа был избран в исполком РФС. Кроме всего прочего, эта организация представляет интересы не только клубов Премьер-Лиги, но и других лиг. У нас очень большая страна. Недавно была конференция ВОБ, на которую съехались представители со всей России. Они проголосовали за руководителя этой организации. Поэтому я не имею права брать под сомнение легитимность ВОБа.
Если "Зенит", ЦСКА и "Спартак" решили стоять отдельно от остальных, это их право. Но я как президент РФС общаюсь с организованной структурой, которой является ВОБ. Решит кто-то ещё создать какое-то объединение – милости просим. Будем общаться. Что же касается ВОБа, его представители, насколько я знаю, болеют не только за футбол, но и за другие виды спорта.
– Ещё одна важная тема – договорные матчи. В этом сезоны были игры, которые заставили усомниться в честной борьбе на поле? – Если говорить о соревнованиях восьмёрок, я там таких матчей не увидел. Там очень конкурентная среда. Она минимизирует саму возможность такого рода матчей. Вы сами видите: "Кубань" находится на 8-м месте, но она чуть-чуть не обыграла "Зенит".
Мне кажется, что в нашем футболе надо вводить механизмы, которые лишают основания для договора.
– Переходные матчи – один из таких механизмов? – Конечно. Сейчас, например, абсолютно непонятно, кто займёт 13-е и 14-е места. А раньше было большое болото. Этим клубам было всё равно, как завершится для них чемпионат – они не могли существенно подняться наверх и серьёзно опуститься вниз. А в нынешнем чемпионате я не вижу даже оснований для договорных матчей. Хотя мы очень зорко следим за всеми играми, в том числе в первом и втором дивизионах. Но это непубличная работа. Футбольные люди советуют, на какие матчи обратить внимание, а дальше в дело включаются правоохранительные органы.
– Могут ли букмекеры, отвечая своим рублём, быть главными советчиками в этом деле? – Они могут быть и советчиками, и источниками договорных матчей. В мире много таких матчей играется как раз потому, что ставки очень высоки. Зепп Блаттер и Мишель Платини активно пытаются бороться с ситуациями, при которых именно букмекерские компании подталкивают футбольных людей на действия такого рода.
Что же касается оповещений букмекеров перед матчами, когда ставки или перестают приниматься, или становятся слишком высоки, это требования необходимые, но при этом недостаточные. Это не означает, что матч на 100 процентов является договорным. Какие-то подозрения могут привести к скачку ставок, но всё равно все эти моменты надо проверять. Изменение ставок не может быть единственным свидетельством договорного матча.
– Но как-то ловить нарушителей надо? – А мы стараемся их ловить.
– Что делается конкретно? – Мы ужесточили наши регламенты. При обнаружении договорного матча последует серьёзный штраф – 50 миллионов рублей — и пожизненная дисквалификация причастных должностных лиц, а также вылет во вторую лигу проштрафившихся команд. Параллельно мы работаем над тем, чтобы были ужесточены нормы уголовного права. Сегодня правоохранительные органы даже не могут возбуждать дела в этой части. В будущем это возможно – и не только по футболу, но и по остальным видам спорта. По крайней мере, такая работа ведётся. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим её плоды.
— Смежная тема с договорными матчами – качество судейства. Как оцениваете работу Роберто Розетти на своём посту? – Положительно. Качество судейства стало гораздо лучше. Стало появляться больше молодых судей. Об этом мы говорили в РФС, и теперь это реализуется на практике. Да, молодым свойственны ошибки. Но это лучше, чем предвзятость. В общем, сделан большой шаг вперёд. Розетти работает очень активно, не жалея себя. Отмечу и свою заслугу – она в том, что и судейский, и другие юрисдикционные органы стали независимыми. Ни я, ни кто-то ещё не вмешивается в их работу. Если Сергей Александрович или нет его – они должны работать при любой погоде и совершенно непредвзято.
– При этом у некоторых есть большое недовольство работой того же КДК, чьи решения иногда идут вразрез с решениями апелляционного комитета… По делу Кураньи, например. – Я лично стараюсь дистанцироваться от всех этих решений. А то, что мнения у членов апелляционного комитета и КДК не всегда совпадают, это даже хорошо. Мнения должны быть разными. Если бы решения штамповались одно за другим, это было бы гораздо хуже. Главное – чтобы всё было по закону, а не по ощущениям. Должен быть определённый стандарт, одинаковый для всех. Если же работа КДК не будет устраивать исполком РФС, он должен быть переизбран.
– Сейчас устраивает? – Сейчас да.
– Тем не менее последние решения КДК вызвали в футбольном обществе много споров. Некоторые люди недовольны – не будем называть имён. – Я понимаю, о чём вы говорите. Мне кажется, что вокруг этой ситуации слишком много пиара. Все пытаются отстоять главным образом свои собственные позиции. Мне кажется, это не совсем правильно. Есть регламент, есть футбольные юристы… Отдельно скажу про комитет по этике. Мы довольно долго не имели комитета подобного рода. Предыдущий комитет закончил работу в связи с тем, что подал в отставку его председатель. Мы довольно долго подбирали компромиссную кандидатуру, которая устроила бы всех. Пал Палыч Бородин всех устраивает. Как и его заместитель – Владимир Васильев. Это порядочные и любящие футбол люди.
Комитет по этике – особый орган. Он не работает по дисциплинарному регламенту. У него свои положения. Он может предлагать те санкции, которые считает необходимыми. В комитете много представителей, они заседают абсолютно автономно.
– Приведите примеры автономности. – Эменике был наказан за неприличный жест, и сразу возникли вопросы: а почему не наказывали тех, кто показывал такие жесты до него? Но закон не имеет обратной силы. В тот момент у нас не было комитета по этике. Теперь он собрался и принимает конкретные решения по конкретным делам. Если теперь кто-то ещё покажет такой жест – позиция будет не менее жёсткой. Комитет по этике сейчас внедряет те стандарты, которые должны быть в российском футболе. Теперь мы будем гораздо жёстче карать тех, кто выходит за рамки морально-этических норм.