Поддержать «Шахтер» в сегодняшнем матче против «Зенита» приедут самые преданные фанаты из Донецка. В их числе и Александр (по настойчивой, хоть и не понятой нами просьбе, мы не публикуем его фамилию), за спиной которого более сотни выездов за «Шахтер». Он не позиционирует себя как ультрас, но в курсе всего происходящего вокруг донецкого движа. После встречи с ним Кирилл Благов привез рассказ о 30-тысячных выездах, проникающем на украинские трибуны национализме и принудительном «свозе» людей с предприятий Рината Ахметова на «Донбасс-Арену»
– У нас все крутится вокруг Za Boys Ultra, еще есть ребята помоложе – «Север-8», ну и несколько совсем небольших групп. Если сравнить масштабы активного движения с Москвой или Питером, то можно сказать, что у нас вообще ничего нет – на фанатском секторе собирается человек триста.
- Почему так получается?
– Начнем с того, что «Шахтер» достаточно долго приучал народ к халяве – за выезда, например, болельщики не платили, все это клуб брал на себя. Разумеется, теперь человек несколько раз подумает, прежде чем соберется ехать – деньги-то уже свои тратить нужно.
Ну, и потом нельзя сказать, что в Донецке люди легки на подъем – то есть, прежде чем поехать во Львов или Ужгород, человек сто раз подумает-передумает, и все закончится разговорами вроде «Да это далеко, неудобно. Ой, да сегодня дождь. Зачем вообще мне это надо?» Очень тяжело раскочегарить людей – это нужно здесь жить, чтобы понимать менталитет.
Не в последнюю очередь так происходит и потому, что в Донецке люди сами неохотно выходят на улицу просто поиграть в футбол. В том же Киеве – 5 или 6 различных футбольных лиг, то же самое в Харькове, в Москве – лучше меня знаете. Мы сейчас с друзьями собрали свою мини-футбольную команду, «Шквал» называется. Хотели провести турнир местный, так даже четыре команды не набралось – и это при том, что собрать мини-футбольную команду куда проще. А отсюда ведь и идет какая-то футбольная культура: если ты сам играешь, то и смотреть футбол, ходить на стадион тебе становится куда интереснее.
- Разве плохо, когда клуб поддерживает и помогает организовать поездку?
– Ну вот, например, в Киев на финал Кубка Украины клуб возил 30 тысяч...
- Сколько?
– 30 тысяч, это нормально было. Но когда ты видишь девочек в мини-юбках на шпильках... Понятно ведь, что они не поддерживать команду на секторе едут, а попой посветить в столице. По мне – так быть не должно, это неправильно. Ведь выезд – это от сердца должно идти. И вот людей, которые с сердцем все делают, не так уж и много, всех их можно на 111-м секторе найти.
- Кто эти люди? Сколько им лет? Кем они работают?
– Все совершенно разные – от руководителей предприятий до обычных студентов. «Шахтер» объединяет. Ну, вот типичный случай – ехали в поезде с Консулом, фанатом «Шахтера», который живет в Израиле, а напротив на полке сидят ребята, на последние деньги водку купили. У вас покушать есть, спрашивают. Ну, неужели мы им откажем? Так и получается – то там, то здесь, то одно, то другое – и все друг друга вроде уже как знают, все свои.
- Фанаты «Шахтера» дерутся?
– Смотря с кем. Но вообще под это дело сотня человек может набраться. Человек 40 – основа, остальные – за компанию. Я в это стараюсь не вмешиваться, но тем не менее, два-три раза случалось. Ну, а так главные враги – «Динамо», хохлы, и «Днепр», пердь. Сейчас еще с «Металлистом» отношения испортились. По хорошему, Донецк сейчас дружит только с Полтавой.
- Милиция как-то на это реагирует? Кто-нибудь из знакомых серьезно попадал?
– Чтобы прям серьезно, не припомню. Вообще у нас из-за этого Евро милиция активнее себя обозначать стала* – отслеживают по одежде, по поведению, еще как-то. Я, когда в Мариуполь приехал, три часа просидел в отделении, объясняя, что просто турист, а не на футбол иду. Ребят вон тоже накрыли – наши с Запорожьем должны были махаться. Они еще до места добраться не успели, как их паковать начали. У меня товарищ там был, но ему повезло, смог отмазаться – сказал, что просто за хлебом вышел.
- У какого клуба больше всего болельщиков?
– У харьковского «Металлиста». Просто Харьков – студенческий город, много молодежи, которая и ходит на трибуны. Ну, а самые организованные болельщики – во Львове, у «Карпат».
- Для российских болельщиков большая удача, если летом попадается выезд в Самару или на юг – Ростов или Краснодар. Какой выезд самый приятный на Украине?
– Без вариантов – Одесса. Когда приезжаем, первым делом – возложить цветы к могиле Виктора Прокопенко. Вообще, конечно, уникальный город. Как в анекдотах про него рассказывают, так и есть. Ну, и лично я люблю Львов – очень красивый город, жизнь в нем ни на минуту не замирает. Поверьте, все эти разговоры о том, что если там на русском начать говорить, тебе хлеба не продадут – ложь. Я был там раз десять и разговаривал исключительно на русском – никаких проблем.
- Понятно, что матч с «Зенитом» вызвал ажиотаж – был полный стадион. Ну, а в целом на домашние матчи много народу ходит?
– Когда мы играли на «Олимпийском», на рядовые матчи ходило тысяч 15. Сейчас стабильно тысяч 40 набирается – это эффект «Донбасс-Арены». То есть теперь на стадионе можно не только поорать и попрыгать, но еще и съесть хот-дог, выпить пива, найти еще что-то интересное для себя. Но при этом здесь существует и такое понятие, как «своз». То есть на стадион привозят людей, которые работают на предприятиях Ахметова. Если не поехал – штрафуют. Понятно, что такие истории не афишируются, но это есть.
- Как донецкие болельщики относятся к российским клубам?
– Помню, что в союзные времена «Торпедо» было нашим принципиальным соперником. Ну, вроде как и мы, и они – трудяги, и вот на почве этого. Ну, а сейчас все по-разному. У «Локомотива» болельщики хорошие. Помню, приезжал на матч квалификации Лиги чемпионов, все нормально для нас шло, но потом «Локомотив» третий забил, и мы не прошли. После матча стою у камеры хранения – расстроенный, понятное дело. И какой-то молодой стоит и знай меня цепляет – про горилку с салом что-то шутит. Но потом еще ребята какие-то подошли, поняли, что я на взводе уже и увели его. Потом извинились, сказали, что это спартаковский болельщик был. Постояли, поговорили еще, все мирно спокойно. Ну, а к «Зениту» я, например, спокойно отношусь, потому что там играл Тимощук.
- Кто из игроков сейчас кумир трибун?
– Очень уважают Ракицкого, потому что он наш, донецкий такой гопник. Хорошо относятся к Селезневу. Тимощук вот таким не был – из-за своих человеческих качеств. Не знаю, может, Надя (жена Тимощука) его уже перевоспитала. Бразильцев на секторе не котируют – после матчей на выезде они даже не подходят нас поприветствовать, это просто неуважение. Нам же не нужны ни футболки, ни трусы – просто подойди и похлопай, но они считают это выше собственного достоинства.
- С сектора «Шахтера» на поле может полететь банан?
– Это вряд ли, банан скорее съедят прямо на трибуне. Но у нас есть другой неприятный момент. Если в России на трибунах заряжают «Русские, вперед!», то у нас можно услышать «Слава Украине!» – «Героям слава!». Это западно-украинская тема – там прутся по Украинской повстанческой армии, а это их приветствие. Национализм постепенно проникает и в украинские фан-движения, такой заряд уже можно услышать фактически на всех стадионах.
- Как в Донецке относятся к сборной Украины?
– Довольно негативно, и это связано с тем, что в сознании людей сборная зачастую ассоциируется с фарм-клубом киевского «Динамо». Когда в сборной играет какой-нибудь мертвый Федорив или те, кто не попадает в стартовый состав «Динамо», это вызывает отвращение. Ну, и когда сборная играет в Донецке, непременно устраивают какую-нибудь подлянку – то с билетами, то еще с чем-нибудь. Например, если на домашний матч «Шахтера» билет стоит 15 гривен, то на сборную в свое время на матч с Грецией сделали от 250. В итоге на матч собралось 12 тысяч человек, сборная показала откровенно убогую игру и влетела 0:1. Потом к нам привозили второй состав сборной Голландии, цены тоже высокие поставили – было лето, люди в отпусках, и в итоге стадион снова не заполнился. Кто виноват в том, что сборная плохо сыграла? Конечно, донецкие болельщики, потому что не поддерживают. Да вы сделайте все по-нормальному.
- Что будет здесь во время Евро-2012? Люди пойдут на сборную?
– Я не пойду. Ну, и у многих ребят с фанатского сектора настроение похожее.
- Почему? Такое ведь один раз в жизни бывает.
– Не хочу, потому что считаю УЕФА мафией. Ну, и опять же – отношение к сборной у меня не настолько трепетное. Лучше поехать куда-нибудь отдохнуть. Здесь дело даже не в цене на билеты и не в том, что их будет непросто купить. Просто у меня есть четкое ощущение того, что проведение этого чемпионата в худшую сторону отразится на жизни в моей стране – ну, за исключением, может быть, инфраструктуры в четырех городах. То есть, если сейчас сметана стоит 5 гривен, то перед Евро будет уже 10, и далеко не факт, что после будет стоить снова 5. Я ни на чем не настаиваю – просто это моя принципиальная позиция.
- Напоследок расскажите о моменте, который за сотню ваших выездов запомнился больше всего.
– Говорят, первые впечатления самые яркие, поэтому расскажу про первый зарубежный выезд. Польша, фанаты «Легии» растягивают баннер на всю боковую трибуну, девочка, которая работала тогда у «Шахтера» менеджером по работе с болельщиками, смотрит на это все и, замерев, произносит только одно слово: а-##-еть. Потом этот баннер сворачивают и несколько ребят, раза в полтора больше меня, уносят его как огромную такую змею на китайских карнавалах. Все это происходит под мелодичный напев «Легия, Легия...» настолько стремительно, что я даже опомниться не успел, как игра началась. Тогда это показалось мне чем-то запредельно крутым.
*В день первого матча с «Зенитом» все группы ультрас и активных фанатов «Шахтера» выступили с заявлением о бессрочном бойкоте домашних игр команды в связи с нарастающими репрессиями со стороны органов МВД