Если имя Луиша Фигу встречается в игре в ассоциации, понятно, вокруг какого события вьются мысли тех, кто занят интеллектуальным баттлом. Фигу – безумец, решившийся на переход из «Барсы» в «Реал»; каким бы умницей по жизни он ни был и сколько бы титулов он ни взял, большинство потребителей футбола помнит его за это.
Я в меньшинстве потребителей: знаменитый португальский полузащитник вклинился в мою память совершенно по-другому поводу. Луиш Фигу – автор самого красивого гола моего детства.
Евро-2000 я смотрел 13-летним пацаном и ни за кого не болел. Великолепная (без всякой иронии) команда Романцева и Карпина на тот Евро не попала, а болеть не за наших я тогда еще не умел. В матче Англии и Португалии у меня зародилась серьезная симпатия: англичане оперативно повели 2:0 и наверняка спокойно бы победили, если бы Фигу не переломил эту игру о колено. Подхватив мяч в центре поля, он попер на ворота и метрах в десяти от линии штрафной нанес чудо-удар. 93 км/ч! Эту цифру я увидел только сейчас, но и без того понял: гол забил мегачел.
Спустя 11 лет газета «Ведомости.Пятница» предложила мне встретиться с Фигу и в течение получаса спрашивать о чем угодно. Португалец сейчас гастролирует по Европе с Кубком европейским чемпионов в невероятном статусе амбассадора UniCredit UEFA Champions League – одно из мероприятий прошло на Красной площади, под боком у Исторического музея. Пройдя в музей через парадные сени (ох!), я нашел Золотую комнату (ах!) и принялся ждать Фигу (эх!).
Он пришел со свитой помощников, невероятно усталый.
– Спасибо вам за тот гол, мистер Фигу! Это одно из самых ярких впечатлений моего детства, – реплика, которой я сдобрил рукопожатие.
Фигу холодно улыбнулся, посмотрел на меня как на диктофон с глазами и очень тактично дал понять, что не особенно растроган. Не особенно Фигу был и откровенен: очевидно, за время кубковых гастролей он привык говорить об одном и том же и любой вопрос в сторону вызывал у него некоторое замешательство. Иногда сталкивать в кювет его все-таки удавалось – так и набиралось это интервью.
* * *
– С Кубком чемпионов вы бываете в разных городах и странах. Вам нравится путешествовать?
– Да. Правда, это зависит от того, с какой целью. Нравится бывать в Азии – эта часть света мне очень по душе. Культура, люди, их страсть к футболу – все это очень здорово. Кроме того, там находятся страны, которые в будущем окажутся на виду в экономическом плане. Особенно мне нравятся Гонконг, Китай и Япония. Но больше всего люблю путешествовать с семьей. У нас были замечательные поездки в США, на Сейшелы… С семьей что-то бывает более интересным, что-то менее, но всегда – хорошо.
– У вас прекрасный английский, хотя в Англии вы никогда не играли. Откуда?
– Просто я открыт новым знаниям. Английский я учил не в школе – там язык мне совершенно не нравился, и много позже я понял, какая же это ошибка. Но в Португалии можно учить его, просто общаясь. В нашей стране всегда много туристов, поэтому общий уровень английского среди португальцев очень хороший. Ну и моя жена – шведка. Первый язык, на котором мы с ней начали общаться, был как раз английский.
– Завершение карьеры – драматичный момент в жизни любого футболиста. Вы помните день, когда твердо решили: заканчиваю?
– Определенного дня не было. Решение растянулось на долгий период времени. Зато когда я его принял, все было довольно четко. Я понимал: психологически и физически я уже не могу играть на том уровне, на котором хотел бы. Вот и решил, что пора.
– С каким чувством вы теперь смотрите футбол?
– Всегда ловлю себя на мысли: со стороны все это выглядит значительно легче. Впрочем, так чувствует каждый, кто смотрит футбол. Хочу ли я присоединиться к тем, кто на поле? Нет. Я не скучаю по игре в футбол. Самый классный матч, который я видел в последнее время – это финал прошлой Лиги чемпионов. Стадион «Уэмбли». Атмосфера. Статус лучшего турнира на планете. «Барселона». В общем, все было прекрасно.
– Завершив карьеру, вы отучились в школе бизнеса при Университете Наварры. Зачем вам это?
– Во-первых, очень интересно. Во-вторых, узнал много нового из других областей, да к тому же сделал это в одном из лучших учебных заведений мира. Я живу не только для футбола. Сейчас эти знания очень помогают, ведь у меня бизнес – недвижимость, гостиничный сервис, интернет, виноделие, ну и инвестиции. Практика постоянная.
– Интернет? Вкладываете в социальные сети?
– У меня есть платформа – что-то вроде YouTube, только о спорте. Мы стараемся дать детям из самых разных мест возможность проявить себя в футболе. Они могут загружать видео, где показывают, какими футбольными талантами обладают. Каждый месяц среди всех роликов определяется победитель. У нас есть соглашения с профессиональными клубами, которые смотрят эти видео и могут приглашать детей к себе. И совершенно не важно, откуда ребенок – из США, Австралии или другого места, удаленного от Европы.
* * *
– Вы помните, кто такой Валерий Карпин?
– Да. Российский футболист, который много лет играл в Испании.
– Он уже три года возглавляет самую популярную команду России – «Спартак». Сколько раз предлагали стать тренером вам?
– Ни одного. Я всегда говорил, что тренером быть не хочу. Возможно, если бы у меня была лицензия – предложения бы и были. Но сейчас – тихо. Я не исключаю, что через какое-то время что-то изменится. Если клуб или сборная, которую я люблю, предложит мне стать тренером, я не знаю, что отвечу.
– Самое безумное предложение, которое вы получали, когда были игроком?
– Из Саудовской Аравии. Но это была ерунда, а не предложение. Президент одного из клубов просто хотел, чтобы я приехал, пофотографировался и – все. Это был человек, которого я не знаю. Клуб, о котором я никогда не слышал. И никаких банковских гарантий. Но зарплата была обещана хорошая, конечно. Правда, обещать можно все что угодно.
– Знаете, кто такой Юрий Белоус?
– Какой-то богатый русский парень?
– Не такой богатый, как многие другие. Это бывший глава футбольного клуба «Москва», который встречался с вами шесть лет назад и делал предложение о переходе в его команду.
– А, да, было такое. Он пригласил меня на ужин. Вышел на меня через агента и сделал предложение о переезде в Россию. Я тогда играл в Мадриде.
– В России до сих пор не понимают: это был реальный интерес или просто пиар?
– Все было реально – предложение мне было сделано. Оставалось ответить: да или нет. Я выступал за «Реал», у меня было несколько предложений. Я выбрал миланский «Интер». Потому что хотел играть на высоком уровне, в сильном чемпионате.
– Кто ваш лучший друг из России?
– Сергей Щербаков. Когда я бываю в России, мы стараемся встречаться. Иногда перезваниваемся. Когда он играл в «Спортинге», мы прекрасно общались. К сожалению, эта ужасная автокатастрофа оборвала его карьеру – для всех нас это было шоком. Он был молод и очень талантлив. Сергей – очень хороший друг.
* * *
– Чемпионат России уже несколько лет показывают по европейскому ТВ. Когда щелкаете пультом и натыкаетесь на него, смотрите?
– Натыкаюсь часто. Но чтобы остановиться и посмотреть… Я вообще не люблю смотреть футбол. Только когда играют три команды – «Барселона», «Реал» или «Интер».
– За кого вы болеете, когда «Реал» играет против «Барселоны»?
– За миланский «Интер». Я работаю в «Интере» и болею только за него.
– Какой португалец лучше: Луиш Фигу или Криштиану Роналду?
– Эйсебио.
– Что Криштиану Роналду надо сделать, чтобы превзойти лучшего футболиста мира последних лет – Лионеля Месси?
– Ничего. Криштиану и так один из лучших футболистов мира. Единственное, что ему нужно, – продолжать работать так же, как и сейчас. Я не сравниваю таланты этих футболистов. Разные характеристики, разные личности, разные клубы. Все спрашивают меня: кто лучше? Почему вы все хотите узнать это? Они оба фантастические игроки, и я наслаждаюсь, наблюдая за обоими. Вот что вы любите есть?
– Пасту.
– А еще?
– Борщ.
– Это же абсолютно разные вещи. Я же не буду спрашивать вас, что лучше. И вы не будете исключать что-то из меню. Зачем выбирать что-то одно, когда можно получать удовольствие от разных вещей?
– В мае этого года вы прилетали в Грозный – играть матч по случаю открытия «Ахмат-Арены». Какие впечатления?
– Я прилетел и улетел – никаких особенных впечатлений. Грозный находится далеко от моего дома, люди говорили, что там опасно, но я никакой опасности там не увидел. Это был хороший опыт – новый город, который я для себя открыл, люди, которые хорошо меня встретили.
– Вы получили за это гонорар?
– Никаких денег. Только промо нового стадиона и товарищеский матч за мир.