Сборная России по пляжному футболу стала чемпионом мира, а ее лидеры по-прежнему не знают, на что будут жить в ближайшую зиму. Лучший игрок чемпионата мира и капитан сборной России Илья Леонов рассказал о том, какую машину можно купить на гонорар за победу на ЧМ, кем работают игроки в свободное от футбола время и посетовал на то, что в Италии забыли про Ирину Аллегрову.
Деньги
– Пляжные футболисты часто жалуются, что платят им очень мало. Что может позволить себе чемпион мира и лучший игрок турнира?
– Он может позволить себе положить эти деньги в банку и знать наверняка, что зиму по крайней мере переживет. У нас ведь сезонный вид спорта – шесть месяцев играем, шесть сидим без работы. И вот в этот период приходится очень туго. Чтобы как-то существовать, у тебя должен быть какой-то дополнительный заработок. Исключительно пляжным футболом на жизнь не заработать.
– И как же вы зимой живете?
– Как живу… Да так, перебиваюсь как-то. Раньше играл в мини-футбол в команде из Якутии, какие-то деньги были. В этом году пока непонятно, что будет. Хотелось бы, на самом деле, в пляжном футболе зарабатывать – все-таки это то, что мы любим больше всего. Но не получается.
– Ваш партнер по команде Юрий Горчинский 12 лет работал таксистом. Говорит, что и сейчас может пойти «бомбить», если понадобится. Чем промышляют другие наши сборники?
– Если без фамилий, то у нас один человек работает менеджером по продаже спортивной одежды, один кухни монтирует в свободное время. Некоторые ребята играют в мини-футбол на уровне чемпионата Москвы. Но там речь о деньгах вообще не идет. Это так, для поддержания формы.
– А почему чемпионат Москвы, а не что-нибудь посерьезнее?
– У нас в пляжном футболе выступают в основном ребята из большого футбола, и с «мини» они поверхностно знакомы. Если бы кто-то отлично играл в мини-футбол, если бы у меня, когда я только начинал, было бы предложение, скажем, от «Динамо» или какого-то другого топового мини-футбольного клуба, я бы вряд ли бы в пляжном футболе остался. Там платят больше денег, и тот, кто нужен в мини-футболу, с радостью туда из пляжного уходит.
– Когда и как вы заработали свои первые деньги в пляжном футболе?
– Это был кубок Европы в «Лужниках» в 2005 году. Мы тогда чуть ли не впервые командой собрались и сразу заняли второе место. После игры нам деньги прямо в раздевалке отдали. Я очень доволен был.
– По меркам вашего тогдашнего заработка, вам сколько заплатили? Годовую зарплату, пятилетнюю?
– Что вы, за три месяца максимум. Там деньги небольшие были, так на какие-то бытовые мелочи все разошлось. Если бы машину вздумал покупать, то нужно было бы умножить раз в десять все. Тогда бы, может, на что-то хватило.
– Сколько сейчас получает человек в пляжном футболе, который играет на высоком уровне в сильной российской команде?
– Если выходит 2,5 тысячи долларов в месяц, со всеми призовыми и премиальными, то это отлично.
– А РФС вам платит?
– Они закрывают все вопросы по экипировке, сборам. И да, кое-какие премиальные от РФС у нас есть. Перед чемпионатом мира было оговорено, сколько мы получаем за выход из группы и потом за каждую стадию отдельно.
– Гарри О’Коннор, выступавший за «Локомотив», после победы в Кубке России купил себе «Феррари». Какую машину можете теперь купить вы?
– Машина, к счастью, у меня уже есть. Но так – даже на российскую не хватит, даже на полмашины не хватит. Это совершенно не те деньги.
Легионеры
– Как так получается: денег в российском пляжном футболе нет, а все ведущие футболисты мира мечтают у нас играть?
– Иностранцам дают больше. Тут все просто: руководство команды бюджет ведь не с потолка берет, за него нужно отчитываться. А под звезд мирового масштаба деньги получить легче, чем просто под каких-нибудь наших футболистов. Вот они приглашают бразильцев и рапортуют наверх: теперь мы точно станем чемпионами. И им денег дают. Отношение к нашим игрокам и иностранцам в командах совершенно разное. Про «Локомотив» не говорю – у нас там почти вся сборная России собрана, там отношение к нашим действительно хорошее.
– По меркам мирового пляжного футбола чемпионат России считается денежным местом?
– И денежным, и самым престижным. Впрочем, деньги для иностранцев стоят на первом месте. Мы и поэтому рады, что чемпионат мира выиграли. Раньше считалось, что бразильцы самые сильные, им нужно платить больше всех. А теперь мы победили и доказали: получать больше должны именно мы.
– Правда ли, что средняя зарплата хороших иностранцев – 5 тысяч долларов?
– Примерно.
– Ладно, с бразильцами понятно. Но вот итальянцы. Живут они в Европе, куда многие из России уехать мечтают. Семьи у них там. Пять тысяч долларов – разве это адекватная цена за то, чтобы все это потерять?
– Так ни о какой потере речь не идет. У нас пока что такой регламент, что он позволяет играть сразу в нескольких чемпионатах. Например, за «Локомотив» в этом году играл швейцарец Деян Станкович. Он выиграл Суперкубок России, чемпионат России, а потом еще кубок Италии, чемпионат Италии, а скоро и в Кубке России играть будет. Иностранцев ведь никто в России не запирает, на какие-то длительные сборы не сажает. Он приехал, поиграл недельку и обратно улетел. Такая же практика и в Италии есть: у них там игры по уик-эндам проходят.
– Андрей Бухлицкий рассказал, что за участие в «мундиалите» испанская «Барселона» заплатила ему 500 евро. Вас европейские клубы во сколько оценили?
– Меня раза два звали в Италию, но дальше разговоров дело не пошло. Честно скажу: мы по деньгам не договорились. Мне там предлагали приезжать на 3-4 дня, играть, без тренировок, без всего, и обратно. Но я уже так за эти годы налетался, да и не стоило это того. К тому же примерно в это время возник «Локомотив», и меня сразу туда позвали. Для пляжных футболистов, так, чтобы понимать, чемпионат России – это сильнейший чемпионат в мире. Даже на чемпионате мира ко мне подходили ребята из других команд и спрашивали, как можно в России поиграть.
– А есть в вашем футболе свой «Анжи»?
– Думаю, что пока нет. Есть «Локомотив», которому никто из футболистов отказать не может, но там не такие контракты, чтобы в три-четыре раза больше предлагать, чем конкурент. А сам «Локомотив» я бы либо с большой «Барселоной», либо с «Реалом» сравнил. «Реал», наверное, к нам ближе – там звезд больше.
– А вот эти футболисты из других стран, бразильцы или итальянцы, они тоже на стороне подрабатывают?
– Бразильцы сто процентов только футболом занимаются. А вот Деян Станкович работает банковским служащим в Швейцарии. Глядя на него, я бы никогда не сказал, что он может вот так просто сидеть, бумажки с места на место перекладывать. Но он швейцарец ведь – где ему еще работать, кроме как в банке?
– А дворники, почтальоны, продавцы мороженого в пляжном футболе есть?
– Почти уверен, что и такие где-то играют. Но на чемпионатах мира я с ними не сталкивался.
Шоу
– Для европейцев пляжный футбол – это забава или действительно серьезный вид спорта?
– Для тех, кто играет на хорошем уровне, это уже очень серьезное дело. Это раньше года три-четыре на пляжный футбол косо смотрели, будто бы сюда дурачиться люди приходят. Сейчас все стало намного серьезнее.
– А как же расхожее мнение, что пляжный футбол – это такой тусовочный вид спорта?
– У нас нет такого, чтобы мы там тусовались ночи напролет или еще что-то такое. У нас все-таки профессиональный вид спорта, чемпионат мира под эгидой ФИФА проходит. Тусовка – это, скорее, применительно к болельщикам сказать можно. Пляж, солнце, море, зрители загорают, расслабляются. А ты играть в футбол должен. Музыка эта тоже. Зрителям, понятно, в кайф, а нам она только мешает – докричаться не можешь, в десяти метрах не слышно ничего.
– Как вам музыкальная подборка чемпионата мира, кстати?
– Да там попсовые хиты какие-то крутили, ничего особенного. В Дубае, помню, калинку-малинку включали, а здесь ничего, что о России бы напоминало, не было.
– Будь ваша воля, вы бы что на весь стадион врубили?
– Наше что-нибудь: начиная от Ирины Аллегровой и заканчивая «Кастой». Кстати, Аллегрова – это вообще любимая певица нашей сборной. Мы уже года два под нее на выезды катаемся, слушаем на весь салон «Странник мой», «Угонщица», «Привет, Андрей». В Италии этих песен точно не хватало.